Лидирует дельфин. Но не один... Началась «предвыборная гонка» в определении талисмана сочинских Игр
СОЧИ-2014
ВЫБОРЫ ТАЛИСМАНА ЗИМНИХ ИГР
Всего две недели прошло со дня победы Сочи на выборах столицы Олимпиады-2014. Однако уже начали поступать в редакцию эскизы возможного талисмана Игр. В некоторых регионах даже созданы инициативные группы и, более того, объявлены призовые фонды для автора лучшего рисунка.
Официальный конкурс пока не объявлен. Но он наверняка состоится. Об этом не раз говорили вице-премьер Правительства России Александр Жуков и генеральный директор Заявочного комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко. Мол, что народ выберет, то и будет талисманом.
О начале «предвыборной борьбы» на «должность» талисмана объявит оргкомитет будущих Игр, который, к слову, сам пока не утвержден. В настоящий момент определяется состав этой структуры, а уже потом будет создано подразделение, которое займется мишками, зайчиками и, возможно, даже чебурашками.
Подобный конкурс, кстати, прошел два года назад. В течение шести недель в Сочи присылали макеты логотипа для нашей заявки. В результате выбрали снежинку в исполнении Василия Пруидзе и Софии Панченко. Позже эти авторы были поощрены путевками на Игры-2006 в Турин.
Придумщика талисмана самих Игр наградят, конечно, посолиднее. Обычная мировая практика: победитель получает за свое творение солидную призовую сумму. Затраченные на поощрение героя деньги вмиг окупаются. Товары с символикой Игр задолго до их начала расходятся, как горячие пирожки, и приносят солидный доход в организаторскую копилку. Собственно, благодаря финансовой отдаче талисманы и появились на свет.
Дело было в 1968 году. Колобок-лыжник по имени Щусс, ставший первым, пусть и неофициальным, талисманом Олимпиады (в 1968 году в Гренобле), слишком уж успешно продавался. В основном в виде значков и маленьких фигурок. Это и заставило руководство Международного олимпийского комитета задуматься о том, чтобы сделать талисман неизменной традицией Игр. И первый официальный символ Олимпиады – такса Вальди – появилась на свет в 1972 году на летних Олимпийских играх в Мюнхене.
Сейчас спрос на талисманы вырос многократно. Возьмем, к примеру, предстоящие Игры в Пекине. Власти Китая решили открыть ни много ни мало 10 тысяч магазинов, торгующих одной лишь олимпийской сувениркой, а главный куш они планируют сорвать благодаря талисману. Даже посчитана предполагаемая выручка – от 700 миллионов до 1 миллиарда американских долларов.
Смекалистые китайцы, между прочим, разработали сразу пять (!) талисманов для Игр. Это беспрецедентный случай в истории Олимпиад. Но бизнес есть бизнес.
Впервые же у талисмана сородичи появились в 88-м году – в Сеуле. Именно тогда Корея приветствовала всех милыми мишками, которых назвали Хоуди и Хайди. Эксперимент с точки зрения коммерции оказался более чем удачным.
Символ Игр тем временем нередко подвергается критике со стороны болельщиков. Взять хотя бы Олимпиаду в Атланте в 1996 году, когда публике было представлено непонятное существо, названное «Иззи». Кстати, имя это образовалось от вопроса «What is it?» («Что это?»).
Много критических стрел было выпущено и в сторону греческих художников, познакомивших нас с Аполло и Афиной. Те, в свою очередь, оправдывались: мол, эта парочка очень похожа на кукол, пользовавшихся спросом в Древней Греции. А историю эллины уважают…
Один же из самых удачных талисманов за всю историю Игр был создан в Москве. Кадры громадного Мишки, улетающего со стадиона в Лужниках, по сей день помнит весь мир.
И не случайно крупная немецкая фирма хотела выкупить Михаила Потапыча Топтыгина (таково официальное «имя» символа Московской Олимпиады) за сто тысяч немецких марок. Но в Союзе решили, что он не продается, и отправили на один из складов на ВДНХ, где бедного Мишку… сгрызли крысы.
Какая участь ждет талисман состязаний в Сочи, пока неясно, но ажиотаж вокруг него уже принял масштабный характер. К примеру, на севере страны активно продвигают образ мамонтенка. Даже создан оргкомитет в его поддержку. Имеется и призовой фонд для авторов лучших рисунков с его изображением: 25 000 рублей – за первое место, 15 000 – за второе, 10 000 – за третье. В южных же регионах ратуют за дельфина, символизирующего черноморский курорт.
«Советский спорт» объявляет конкурс: «Нарисуй талисман Олимпиады в Сочи». Присылайте свои работы на электронный адрес: games@sovietsport.ru и на почтовый адрес редакции (он на предпоследней странице нормера). Лучшие из них будут опубликованы на страницах нашего издания и переданы в оргкомитет предстоящих Игр.
КТО МОЖЕТ СТАТЬ ТАЛИСМАНОМ ИГР?
Как гласит Олимпийская хартия, талисманом может стать человек, животное или сказочное существо, отражающее особенности культуры народа – хозяина Олимпиады – и символизирующее ценности современного олимпийского движения.