Томас Бах: Во время бойкота Олимпийских игр в Москве я ощутил политическую беспомощность спорта

Президент МОК написал заметку на злободневную тему: влиянии политики на спорт.
news

Участие в Олимпийских играх — это невероятный опыт для каждого спортсмена. При этом понимание того, что вы являетесь частью чего-то большего, также учит скромности. Вы участвуете в событии, объединяющем весь мир. На Олимпийских играх все равны. Все соблюдают одни и те же правила независимо от социального происхождения, пола, расы, сексуальной ориентации или политических убеждений.

Впервые я ощутил эту магию в 1976 году на Олимпийских играх в Монреале. Только приехав в Олимпийскую деревню, я почувствовал, как оживает олимпийский дух. Совместное проживание с другими спортсменами со всего мира открыло мне глаза на объединяющую силу спорта. Мы, спортсмены, соревнуемся в спорте, но в Олимпийской деревне все мы мирно живем под одной крышей. Во время каждой встречи олимпийских спортсменов этот общий опыт сразу становится темой разговоров независимо от того, откуда мы родом или когда выступали на Играх.

Однако мои первые впечатления от Олимпийских игр омрачило одно происшествие. Незадолго до церемонии открытия я выглянул из окна нашей комнаты в Олимпийской деревне и увидел большую группу африканских спортсменов с чемоданами. Многие из них были в слезах, некоторые в отчаянии опустили головы. Я решил узнать, что происходит. Оказалось, что им приходится уезжать из-за принятого в последнюю минуту решения их правительства бойкотировать Игры. Воспоминание о том, как они были убиты горем из-за краха своей олимпийской мечты в самый последний момент после стольких лет тяжелого труда и ожидания, не оставляет меня и сегодня.

Этот случай стал предвестником еще одного решающего момента, который произошел четыре года спустя. Во время бойкота Олимпийских игр в Москве в 1980 году я ощутил политическую беспомощность спорта. Как председатель комиссии спортсменов Западной Германии я был категорически против этого бойкота, потому что он наказывал спортсменов за то, к чему мы не имели никакого отношения, — вторжение советских войск в Афганистан. Мне пришлось осознать, что спортивные организации практически не имеют политического влияния, а мнение спортсменов мало что значит. Наши голоса не услышали ни политики, ни наши спортивные руководители. Это было очень унизительно.

В итоге Национальный олимпийский комитет Западной Германии стал одним из многих, объявивших бойкот Играм. Не утешает и то, что в конечном счете мы оказались правы: этот бойкот не только не стал наказанием для виновных, но и не оказал никакого политического действия — советские войска оставались в Афганистане еще девять лет. Напротив, бойкот Игр 1980 года только привел к ответному бойкоту следующих Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году.

Эти два случая из моего опыта и сейчас определяют мою точку зрения. Они ясно дали мне понять, что главная задача Олимпийских игр состоит в том, чтобы собрать вместе лучших мировых спортсменов из 206 НОК на мирных спортивных соревнованиях.

Олимпийские игры далеки от политики. МОК является неправительственной гражданской организацией, которая неизменно придерживается строго нейтральной политической позиции. Ни получение права на проведение Игр, ни участие в них не является политическим решением в отношении принимающего государства. Олимпийские игры проводит МОК, а не правительство принимающей страны. МОК направляет НОКам приглашение к участию в Играх, то есть приглашения поступают не от правительства принимающей страны. А уже НОК затем приглашает органы государственной власти сопровождать своих спортсменов на Игры. На официальном открытии Игр главе принимающего государства разрешается произнести только одно предложение, и то написанное МОК. Ни одному другому политику не разрешается выступать в какой-либо роли даже во время церемоний награждения.

Олимпийские игры проводятся не для получения прибыли. МОК реинвестирует 90 процентов всех своих доходов в спортсменов по всему миру, особенно в развивающихся странах. Деньги поступают организаторам Олимпийских игр, которые дают спортсменам возможность проявить себя. Олимпийские игры могут объединить весь мир с помощью спорта, только если участие будет доступно для всех. Именно поэтому солидарность приносит пользу всем спортсменам в мире. А не только некоторым странам или некоторым видам спорта. Наши деньги помогают спортсменам из всех 206 НОК, олимпийской сборной беженцев МОК и всех олимпийских видов спорта, таким образом обеспечивая подлинное разнообразие и всемирный характер.

Прежде всего, Олимпийские игры — это спорт. Спортсмены олицетворяют такие ценности, как высокие достижения, солидарность и мир. Также они демонстрируют толерантность и взаимное уважение, придерживаясь политически нейтральных позиций на спортивном поле и во время церемоний. Временами приходится находить баланс между этим первостепенным значением спорта и свободой слова, которой также пользуются все спортсмены на Олимпийских играх. Вот почему существуют правила, действующие на спортивном поле, и церемонии, защищающие спортивный дух. Объединяющая сила Игр раскроется, только если все будут проявлять солидарность и уважение друг к другу. В противном случае Игры превратятся в место всевозможных демонстраций, разделяющих, а не объединяющих мир.

Олимпийские игры не могут предотвратить войны и конфликты. Они также не могут решить все политические и социальные проблемы в нашем мире. Но они могут служить примером мира, где каждый соблюдает одни и те же правила и уважает друг друга. Они могут вдохновлять нас на решение проблем в духе дружбы и солидарности. Они могут наводить мосты, ведущие к улучшению взаимопонимания между людьми. Так они могут стать вратами в мирную жизнь.

Олимпийские игры снова становятся подтверждением нашей всеобщей человечности и способствуют единению при всем нашем многообразии. Я убедился на личном опыте, что способность Олимпийских игр воплотить в жизнь эту магию, объединить международное сообщество и установить мир, — это то, за что стоит бороться каждый день.

Новости. Олимпиада