Ванкуверский кризис какой-то не страшный...
ОЛИМПИАДА-2010: ГОД ДО ОТКРЫТИЯ
ВЫЕЗДНАЯ РЕДАКЦИЯ «СОВЕТСКОГО СПОРТА» В ВАНКУВЕРЕ
Если почитать хронику новостей о Ванкувере-2010 в российских СМИ, сложится впечатление, что канадцы с треском провалят Игры. «Костлявая рука голода и нищеты душит олимпийское движение в сердце империализма». Но когда приезжаешь в Ванкувер, то понимаешь, что смотрел в кривое зеркало...
Сводки нашей прессы: «У оргкомитета Игр-2010 появились серьезные финансовые трудности с возведением Олимпийской деревни...». «На канадском лыжном курорте Уистлер приостановлены работы по подготовке к Олимпиаде...». «У оргкомитета зимних Игр в Ванкувере возник дефицит бюджета из-за изменения обменных курсов валют...». «Организаторы сокращают затраты на строительство олимпийских объектов...».
Может, я кого-то расстрою, но подготовка канадцев к зимним Играм идет хорошо.
Да, проблемы есть. Кто их избежал в разгар финансового кризиса? Например, деревня для спортсменов не достроена – ни в Ванкувере, ни в Уистлере. Но до начала Олимпиады еще год! В том, что жилые объекты будут сданы к лету, я не сомневаюсь. Точнее, теперь не сомневаюсь.
27 ноября прошлого года в «Советском спорте» вместе с нашим собкором Алексеем БЕЛОУСЕНКО мы написали статью «Бездомные олимпийцы» – о том, что канадцы никак не достроят деревню для спортсменов. Напомню в двух словах: власти города утаивали от налогоплательщиков, что пускают не заложенные в бюджете деньги на строительство «South East False Creek» (так называется деревня), что дефицит объекта уже $193 млн., что пришлось поменять фирму-застройщика...
Это проблема. Я задал наболевший вопрос вице-президенту оргкомитета Кэти Пристнер-Эллингер, и она заметила, что ВАНОК (Ванкуверский олимпийский комитет) не имеет отношения к строительству деревни. А остальные объекты зимних Игр ими уже сданы.
В горах Уистлера на стрельбище я встретил Пола Коллара – ожидается, что он на Играх будет главным арбитром по биатлону. Мистер Коллар был более откровенен: «Власти города бросают тень на Олимпиаду. Заварили какую-то кашу с финансами, посредниками. При этом квартиры в деревне принадлежат им! И после Игр эта жилплощадь будет продана по баснословным ценам!».
Насчет цен соглашусь – проходя мимо «South East False Creek», обратил внимание на муниципальный плакат: «После Олимпиады здесь будет доступное жилье!». К слову «доступное» какой-то остряк пририсовал фломастером кавычки...
20 зданий, в которых будут жить 2800 атлетов и официальных лиц (примерно столько же олимпийцев поселятся в горах Уистлера). Деревня после Игр сможет принять 12–16 тысяч жителей Ванкувера. Это более пяти тысяч квартир, от продажи которых город получит колоссальные деньги.
Но в то, что Ванкувер провалит строительство Олимпийской деревни, я уже не поверю. Потому что видел своими глазами состояние объекта. Это не котлован, а на 60–70 процентов возведенные здания. Я был на стройке в начале февраля и наблюдал, как трудятся рабочие. Овертайм – так называется в Америке труд в выходные. А ведь во время финансового кризиса именно овертайм срезается в первую очередь – потому что оплачивается в полтора раза дороже обычной ставки.
«Бездомными олимпийцы не будут, не волнуйтесь», – засмеялась Кэти Пристнер-Эллингер. Власти города обещают не сорвать график и сдать обе деревни – в Ванкувере и Уистлере – к середине лета. За полгода до Олимпиады.
Других болевых точек у зимних Игр-2010 не обнаружил. Не скажу, что канадцы работают с китайским размахом – Олимпиаду в Пекине им вряд ли превзойти. Хотя бы из-за разности менталитета. Китайцы готовы перед иностранцами стелиться, угождать им в любых просьбах – лишь бы в Пекине понравилось. Североамериканцы же относятся к Играм проще: «Мы здесь радушные хозяева, вы – наши гости. И мы хотим, чтобы вам было хорошо».
Но с точки зрения организации зимние Игры не должны получиться провальными. Это вам не Афины-2004, когда греки за день до старта еще красили стены и месили цемент на объектах. Еще раз: у Ванкувера практически все готово. И в эти дни, за год до форума, хозяева проводят крупные соревнования, этапы Кубка мира на конькобежном овале и биатлонной трассе, в бобслейном желобе и на стадионе для шорт-трека. Хотят проверить арены, чтобы накладки не возникли во время Игр.
Если честно, Олимпиаду здесь можно проводить хоть завтра.