Делись огнем! Корреспондент «Советского спорта» поучаствовал в эстафете олимпийского огня в качестве секунданта российского факелоносца

Во вторник в Канаде произошло главное на сегодняшний день для России официальное событие: наш соотечественник принял участие в эстафете олимпийского огня, который уже находится в соблазнительной близости от Ванкувера. За торжественной церемонией от росси
news

СОБЫТИЕ ДНЯ
ОЛИМПИАДА-2010

ФИШКА РОГГЕ

Во вторник в Канаде произошло главное на сегодняшний день для России официальное событие: наш соотечественник принял участие в эстафете олимпийского огня, который уже находится в соблазнительной близости от Ванкувера. За торжественной церемонией от российской печатной прессы эксклюзивно следил наш спецкор.

Говорят, это была идея лично президента Международного олимпийского комитета Жака Рогге: чтобы Россию в эстафете олимпийского огня представлял именно журналист. А уж о том, чьей идеей было, чтобы этим репортером стал именно специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ» Андрей Колесников, не готов говорить даже он сам.

– Так получилось, – скромно замечает Андрей Иванович, ставший третьим русским (после рекордсменки в прыжках с шестом Елены Исинбаевой и учителя физкультуры Александра Корнеева) из 12 тысяч счастливчиков, которым довелось прикоснуться к огню, традиционно зажженному в греческой Олимпии.

«Фишка» заключалась еще и в том, что наш парень должен был передавать факел не кому-нибудь, а своему коллеге из Великобритании, знаменуя тем самым олимпийскую преемственность. Правда, логика подсказывала, что это британец должен передать огонь нашему парню, ибо сначала все-таки пройдут Игры в Лондоне, а уж потом — в Сочи. Впрочем, затея была в любом случае беспроигрышной хотя бы потому, что со стопроцентной гарантией обеспечивала сразу два материала в ведущих СМИ мира всего лишь об одном дне эстафеты. И тут мы Англию, надо сказать, перещеголяли: если пробег королевского подданного освещала всего одна камера, то на нашем этапе, кроме телевизионщиков, мелькали еще фотовспышки и ваш покорный слуга.

И сейчас вы узнаете, чего это ему стоило.

«УЛУЧШЕНИЙ НЕ ЖДИТЕ!»

В три часа черной ванкуверской ночи за нами присылают «шестую» черную «Ауди». Если до этого у кого-то (например, у меня) и были сомнения в грандиозности предстоящего события, то в эту секунду они отпали. Главный же герой предстоящего туманного утра – Колесников – победил всяческие сомнения еще в Москве. Все-таки не каждый день тебе на дом из-за океана присылают форму факелоносца, чтоб ты мог заранее к ней попривыкнуть. Уровень!

Статус мероприятия подчеркивает и необычный водитель, везущий нас в Уйат Рок – местечко в 45 километрах от центра Ванкувера, место сбора факелоносцев. Здоровяк Антон – иммигрант из Казахстана. В Канаде уже 12 лет, обзавелся местным гражданством и охранным бизнесом, открытым на паях с друзьями. Обеспечение безопасности важных персон во время крупных международных мероприятий – как раз профиль этого бывшего боксера. Скажем, на Играх-2008 в Пекине он охранял кого-то из канадской делегации, а потому знает олимпийскую тему глубоко.

– Ну что, не пропитался пока Ванкувер олимпийским духом? Не хватает чего-то, в отличие от Китая, не так ли? – сверяет Антон свои впечатления с нашими.

– Не то слово! – с готовностью соглашаюсь с «аборигеном». – Изюминка отсутствует. Да и четкость организации тоже: я накануне 50 минут автобуса в аэропорту ждал – куда это годится?

– Улучшения вряд ли будут, – авторитетно предрекает сопровождающий. – У меня такое впечатление, что канадцы слишком долго раскачивались, полагая, что по-любому все успеют. Но тут вмешался финансовый кризис, помноженный на коррупцию. Да-да, для меня как для канадца это, увы, не секрет. Впрочем, уверен, что Олимпиаду мы проведем достойно, но вот только вряд ли она станет такой уж запоминающейся...

Что ж, к сегодняшнему, 103-му дню эстафеты олимпийского огня это точно не относится.

ФАКЕЛ НА ПРОДАЖУ

– Подождите минут пятнадцать, пока еще нет никого из организаторов, – невысокая итальянка, явно прошедшая горнило Турина-2006, позевывая, встречает нас на пороге начальной школы Уайт Рока. Именно здесь на пять утра назначен сбор первой группы факелоносцев. Мы же подъехали с запасом – в 4.30. Это позволяет спокойно изучить маршрут, указанный в своеобразной разнарядке. На листочке формата А4 черным по белому указано, что наш 400-метровый этап начнется на Джонстон Роуд 1345, у магазина «Товары первой необходимости», затем пройдет по Роупер Авеню и закончится на ее пересечении с Фёр Стрит.

Этот «заказ-наряд» Андрею прислали заблаговременно, вместе с экипировкой, в которую он нетерпеливо начинает облачаться, не выходя из «Ауди». Одежка факелоносца состоит из четырех обязательных элементов: белой шапки, белой куртки, белых штанов и красных варежек с изображением кленового листа. Именно в таком виде на школьный двор вскоре прибывает оставшаяся дюжина участников эстафеты, и нас наконец запускают внутрь здания.

Пройдя мимо скамеек, заваленных сменной одеждой младшеклассников, мы оказываемся в просторном спортзале. На грудь Андрею наклеивают бирку с номером 012. Значит, он будет бежать предпоследним.

Тем временем начинается главная – по крайней мере для организаторов – процедура: продажа факелов. Каждому участнику эстафеты предложено выкупить свой факел по цене 349,95 канадского доллара, которые в последнее время фактически сравнялись по цене с американскими собратьями. К факелу для красоты его последующей установки в семейный музей предлагается докупить подставку за 59,95. Она, в отличие от факела, оказывается не таким ходовым товаром. Еще хуже у девушки, пристроившейся у шведской стенки с переносным терминалом для оплаты кредитными картами, шли значки в виде факела за 29,95 и олимпийские куртки за 79,95. Зато собственно факел купили, кажется, все. Таким образом за какой-то час эстафеты Оргкомитет ванкуверских Игр пополнился на 4500 долларов, и стало окончательно понятно, зачем ей уготован такой извилистый путь, длиною в три с лишним месяца.

Однако в свете предстоящих Игр в Сочи мне пришли в голову рационализаторские идеи по увеличению уже наших доходов-2014. Бизнес на продаже горелых факелов — это, конечно, хорошо. Тем более что 12 тысяч участников для нашей необъятной – совсем не предел. Но кем будут все эти люди? Вот в чем вопрос! Полагаю, успех должен состоять в том, что олимпийскую казну этот самый вопрос волновать не должен. Таким образом, право стать факелоносцем надо не распределять среди лучших из лучших, а продавать тому, кто готов заплатить.

Да, возможно, 400 метров потянут не все. Так пусть будет 200-метровая эконом-дистанция. И уравновесит ее 800-метровый премиум-вариант с элитным спецпредложением: докупи 200 метров по цене 100! Можно также поэкспериментировать с объемами пламени, предлагая высокое и низкое, тонкое и развесистое. Факел можно заправлять качественным тюменским газом, а можно – дешевым туркменским. Тут уж «Газпром» подключится, и будут наши Игры в прибыли еще задолго до их начала!

ХУ ИЗ МИСТЕР ЦИГЛЕР?

Анджела, еще одна итальянка, выстраивает перед собой чертову дюжину факелоносцев, словно на уроке физкультуры, разве что не по росту. Заставляет каждого коротко рассказать о себе. Судя по составу участников, канадцы пока еще далеки от предложенных мною инноваций. Подавляющее большинство людей представляют местное сообщество – причем самые разные слои населения.

– Факел следует держать прямо перед собой, ни в коем случае не опуская его вниз, – стоящая в центре спортзала Анджела напоминает строгую стюардессу, разъясняющую правила пользования спасжилетом. – И не надо нестись со старта сломя голову! 400 метров – не так много, как кажется. Потом сами же будете жаловаться, что ваше время истекло слишком быстро!

По окончании инструктажа подходим знакомиться с коллегой из Англии, который будет принимать огонь от нашего участника. Собственно, у меня к старшему репортеру «Пресс Ассосиэйшн» Мартину Циглеру лишь один главный вопрос: а как у них, на островах, проходил выбор самого достойного пера для эстафеты? Почему он пал именно на него?

– Да как-то так получилось... – по-колесниковски потупил взгляд Мартин, исполняя интернациональный ответ журналиста-факелоносца.

«ГОУ, РАША!»

С факелами наперевес, выстроившись «в ружье», факелоносцы загружаются в автобус, который развозит их по стартовым точкам. Уже шесть утра, и до начала олимпийского действа всего полчаса. Улицы, выбранные для маршрута, уже плотно заполнены обывателями из соседних домов. Кто-то пришел поддержать своих соседей, размахивая кленовыми флагами. А кто-то даже прокричать такое забытое «Россия, вперед!» – да-да, на обочине возле закрытого покамест магазина «Товары первой необходимости» было замечено несколько наших бывших соотечественников.

И те, и другие наперебой фотографируются с факелоносцем Колесниковым. Учитывая, что у него даже берут интервью, можно смело сказать: он нарасхват. «Русский, я впервые вижу живого русского, дай мне потрогать тебя, брат!» – кричит Колесникову господин, одетый под городского сумасшедшего. Тем временем по улице проезжают открытые автобусы с местными скоморохами, из которых несутся музыка и крики «Гоу, Раша, гоу!». Ясно, что огонь уже где-то рядом, и от этого теплеет на душе.

В зону для передачи эстафеты участник арабского происхождения врывается в реактивной манере Усэйна Болта. Кажется, что он сейчас даже вытянет голову вперед, чтобы выиграть у несуществующего оппонента виртуальный фотофиниш. Но нет – парень пошел дальше. Точнее, побежал.

Андрей Колесников обескураженно стоит с незажженным факелом и растерянно улыбается. Он, может, шел к этому моменту всю свою жизнь и уж совершенно точно не спал всю эту волнующую ночь. И тут этот чудак портит все буквально на ровном месте!

Замешательство длится пару секунд – то есть вечность. Бегуна останавливают полицейские из мотоциклетного эскорта. Они просто-таки насильно загоняют нарушителя конвенции в нейтральную зону передачи эстафеты и принуждают мирно расстаться с пламенем. В цвет с ним у Андрея и всех нас загораются глаза. И мы, его коллеги из России, с фото- и видеокамерами в руках тоже бежим эти четыреста метров, только задом наперед, стараясь запечатлеть первый официальный выход нашей державы на арену Олимпийских игр-2010. И мы добегаем, и передаем эстафету Лондону, и кричим все вместе в экстазе нечто нечленораздельное.

– Что в этом ритуале стало для тебя самым главным? – неожиданно лирическая концовка мероприятия обязывает к разговору начистоту.

– А знаешь, просто радость, – произносит Андрей. – Точнее, понимание, что я все еще могу ее испытывать – вот так искренне и непринужденно по такому, казалось бы, странному поводу...

ДЕТАЛИ

СУДЬБА ФАКЕЛА

После использования на факеле остается копоть. Но смывать ее сразу нельзя, ибо есть риск безвозвратно испортить белоснежное пластмассовое покрытие.

Перед тем как отдать факел на вечное хранение выкупившему его факелоносцу, его разбирают и удаляют из него резервуар с газом. После этой «кастрации» факел становится абсолютно декоративным.

Эстафета олимпийского огня завершится 12 февраля, на свой 106-й день, когда факел будет доставлен на BC Place, где пройдет церемония открытия Игр. Интересно, что по территории ванкуверского Стэнли Парка факел понесет губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. Президент Оргкомитета Олимпиады в Сочи Дмитрий Чернышенко тоже примет участие в эстафете.

Новости. Олимпиада