Министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко: Всё от нашей неграмотности…

Корреспондент «Советского спорта» взял интервью у министра спорта Виталия Мутко, который высказался о проблеме допинга в сборной России и заявлении на этот счет президента МОК Жака Рогге
news

СОБЫТИЕ ДНЯ
ОЛИМПИАДА-2010

Корреспондент «Советского спорта» взял интервью у министра спорта Виталия Мутко, который высказался о проблеме допинга в сборной России и заявлении на этот счет президента МОК Жака Рогге

Виталий Мутко принял участие в церемонии поднятия российского флага в международной зоне Олимпийской деревни. А после этого под моросящим дождем, с непокрытой головой, терпеливо отвечал на вопросы журналистов. Тема была, собственно, одна – положительная допинг-проба одной из хоккеисток сборной России.

«В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА ДОПИНГ НЕ НУЖЕН»

– Правда, что одна из наших хоккеисток попалась на допинге?

– Не вижу в этой истории ничего сверхъестественного. Человек был простужен и использовал спрей для носа. Его нужно было декларировать и получить соответствующее разрешение.

– С кем это произошло?

– Не стоит называть фамилию. И уделять этой проблеме много внимания. Я уверен, что все будет нормально. Это не запрещенные препараты. Не употребление допинга. Да и не нужно это в хоккее.

Просто надо всем помнить о том, что это – Олимпиада. Здесь особая система допинг-контроля. Никаких разбирательств, изучения ситуации, вскрытия пробы «B». Здесь работает комиссия МОК из трех человек. Если возникает малейшее подозрение на допинг, то человек просто не допускается к соревнованиям. А потом уже спортивные власти принимают соответствующие меры.

Поэтому всем нужно быть внимательнее. Мы уже собирали руководителей всех делегаций. И еще раз с утра сказали врачам, тренерам, спортсменам: будьте осторожнее!

– Эта история похожа на ту, которая недавно произошла с футболистами ЦСКА Сергеем Игнашевичем и Алексеем Березуцким?

– Да. Но там мы могли привести свои аргументы, доводы…

Я убежден, что это от нашей неграмотности в вопросах допинга. Еще со спортивных школ нужно объяснять, что можно, а что нельзя. Нужно дать людям образование. Если человек лечится от насморка, применяет спрей – просто заполни декларацию! У тебя берут допинг-пробу – напиши о том, что ты употреблял. Вот лекарство, оно мне было выписано врачом. Все, больше никаких вопросов!

Но когда ты сдаешь допинг-пробу и тебя ловят на чем-то неправильном – разумеется, возникает подозрение, что был злой умысел.

– Даже на государственном уровне заявлялось, что нам не нужны дутые медали и с допингом будет вестись нещадная борьба.

– Это из другой серии. Допинг часто применяют в цикличных видах спорта, где он может на что-то повлиять. Но в игровых видах спорта он просто не нужен. В нашем случае – это отсутствие квалификации и невнимательность. Но факт очень неприятный.

Давайте подождем с выводами. Сейчас проходит разбирательство. Очень жалко человека. Молодая девушка. Но и взрослая при этом – все-таки 26 лет. Нужно думать немного…

– Как на делегацию сборной России может повлиять то, что допинг-проблема возникла еще до начала Олимпиады?

– Да никак! Вы же видите нашу команду. У всех спортсменов хорошее настроение и расположение духа. Здесь праздник спорта. Хотя очень жесткая конкуренция. В Олимпийскую деревню уже заехали 95 наших спортсменов. В ближайшее время ждем биатлонистов, 11-го прилетают хоккеисты.

Уже половина нашей делегации прошла допинг-контроль. Вот только что девушки из сборной по керлингу мне рассказывали – они шли на тренировку, а их всех загнали сдавать тесты… Так что тут идет жесткая работа. И в течение 24 часов становится ясно и понятно, кто употреблял допинг, а кто – нет.

«РОССИЮ ДАВЯТ СО ВСЕХ СТОРОН»

– Как же тогда относиться к словам президента МОК Жака Рогге, который заявил, что его тревожит ситуация с допингом в России?

– Откуда вы это взяли?

– Интернет бурлит.

– Это потому, что мы с вами – удивительные люди. Мы сами о себе всегда очень плохо говорим. Мы сами первыми нагнетаем атмосферу. Рогге дал рядовую пресс-конференцию, которых будет с десяток на Олимпиаде. Ему задают неприятный вопрос американцы или канадцы – наши коллеги, а с другой стороны конкуренты. Видите ли, их интересует, как же Рогге относится к национальной сборной России в связи с допинговыми скандалами.

Изучите статистику, зайдите на сайт ВАДА или просто поверьте мне – у России случаев применения допинга не больше, чем у любой страны мира. Где-то 1,2 процента от проверяемых допинг-проб на планете оказываются позитивными. Это одинаково для всех – для России, Америки, Швеции, Германии. Вы знаете, что недавно была дисквалифицирована немка, пятикратная чемпионка мира. А тут задают вопрос Рогге. Он нормально ответил – да, мы знаем, что Россия предпринимает хорошие шаги, что он получает информацию от министра спорта и от Президента нашей страны.

Я, например, с утра встречался с президентом ВАДА. Рассказывал о мерах, которые мы предпринимаем в борьбе с допингом: что разработана антидопинговая стратегия, что в Госдуме РФ в первом чтении принят закон, что Россия открыта для свободного ввоза биопроб… У нас все вопросы решены: законодательство, финансы, лаборатория. Я не вижу никаких проблем!

Но допинг – это вечная тема. Как борьба с пьянством, с воровством. Всегда найдется кто-то, кто захочет принять допинг. В данном же случае мы видим попытку поддавить сборную России. А мы у себя в стране охотно раздуваем вокруг этого скандал.

– Но ведь из-за допинга портится имидж нашей страны.

– Да все нормально! Просто поймите, что идет конкурентная борьба. Это же спорт. На нас давят со всех сторон, а мы глотаем эту наживку. Целый день у меня разрывается телефон: «Что там сказал Рогге? Было ли это вообще?»

А мы должны быть внимательными. Зачем вы, журналисты, здесь работаете? Вы должны четко нести в Россию правдивую информацию. Сейчас мы разработаем концепцию. Будем с вечера давать все последние новости, чтобы они были из первых рук. А иначе зачем здесь столько наших корреспондентов и пресс-служб?

«ПОКА НЕ ЧУВСТВУЮ ЗДЕСЬ ДУХА ОЛИМПИЗМА»

– Как вам нравится Ванкувер?

– Удивительно, когда зимние Игры проходят под дождем. Но такой тут климат. В целом деревня мне очень нравится. Наверное, она – одна из лучших в истории спортивного движения. Хотя канадцам будет сложно перебить пекинскую Олимпиаду.

– Имеете в виду быт спортсменов?

– И организацию турнира тоже. Олимпиада только набирает ход. Организаторам в Ванкувере еще многое предстоит сделать. Даже волонтеры должны работать как единая машина. Но 12-го пройдет церемония открытия, 13-го начнутся первые старты, и все мы с головой уйдем в спорт.

– Канадцы в Олимпиаду вложили $1,76 млрд. Россия в Игры-2014 в Сочи – примерно $17 млрд. Это значит, что наша Олимпиада будет в десять раз лучше?

– Вам сколько раз Председатель Правительства РФ говорит, а вы его не слышите! 80 процентов олимпийского бюджета мы вкладываем в инфраструктуру. Канадцам-то не нужно так тратиться. Вот они надземный трамвай пустили, построили еще один терминал в аэропорту. А все остальное у них уже было. Отреставрировали сарай – олимпийский объект.

У нас другой подход. Свои олимпийские объекты мы строим в чистом поле. Мы возводим аэропорт, кольцевую дорогу, две трассы в горы, очистные сооружения, новую электростанцию, железнодорожное полотно между Туапсе и Адлером, морской торговый порт… Вот вам и деньги.

Спортивные объекты станут наследием нашей страны. Насколько я уже понимаю это дело, перед МОК должен встать вопрос: в чем суть Олимпиады? Как ее надо проводить? Каким странам отдавать? Можно отдать Олимпиаду хоть завтра в Зальцбург – там ее нормально проведут. Но, я думаю, у Игр должна быть иная подоплека. Это развитие инфраструктуры, единение людей, познание новых культур. Нужно идти в этом направлении, и тогда философия олимпийского движения будет правильной.

Построить дома в деревне, как в Канаде, а потом продать горожанам – это любая страна легко сделает. Понимаете? А оставить наследие, как в Сочи, – это уже совсем другой разговор.

Вы же бываете в Ванкувере. Пока еще дух олимпизма здесь не особо чувствуется. Да, кое-где висят плакатики. А на самом деле город живет своей жизнью. Никто на Играх особо не зацикливается. Но, я считаю, должно быть единение народа. В этом плане более выигрышная ситуация будет у Сочи.

Продолжение темы на стр.4

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

АЛЕКСАНДР ДЕРЕВОЕДОВ: СКАНДАЛ С ТЕРЕНТЬЕВОЙ – НА ПУСТОМ МЕСТЕ

Первый заместитель руководителя Российского антидопингового агентства (РусАДА) Александр Деревоедов заявил, что никаких обвинений в применении допинга Светлане Терентьевой не предъявлялось.

– В случае с Терентьевой речь не идет о нарушении антидопинговых правил, поскольку в каплях в нос, которые приняла хоккеистка, концентрация запрещенного препарата ничтожна, – сообщил Деревоедов нашему корреспонденту Олегу ЧИКИРИСУ. – Никаких обвинений Терентьевой предъявлено не было. Так что этот скандал – на пустом месте.

– Спортсменка применяла лекарство по собственной инициативе или по совету врача?

— Я не в курсе всех обстоятельств. Знаю, что спортсменка плохо себя почувствовала и закапала капли в нос. Надеюсь, в следующий раз она будет советоваться с врачом даже по самому пустяковому поводу.

Новости. Олимпиада