Пока лишь цветочки. Россиянки не смогли завоевать медали, правда, Анна Булыгина и Ольга Зайцева попали в цветочную церемонию
СОБЫТИЕ ДНЯ. ВАНКУВЕР-2010
БИАТЛОН. ГОНКА ПРЕСЛЕДОВАНИЯ. ЖЕНЩИНЫ
Звездная Магделана Нойнер исполнила вчера свое предназначение в биатлоне – наконец стала олимпийской чемпионкой, выиграв в дуэли гонки преследования у Анастасии Кузьминой. Россиянки же по-прежнему словно прицениваются к пьедесталу. Осторожный бег, долгая изготовка, досадные промахи. По ходу гонки Анна Булыгина, Ольга Зайцева и Ольга Медведцева были, казалось, в шаге от пьедестала – но так и не смогли этого самого важного шага сделать.
Ночью пошел сильнейший снег. Падал до самого утра, и с рассветом улочки курортного Уистлера словно напомнили о том, что эта курортная деревенька является центром зимнего, а не летнего отдыха. Впрочем, до отдыха ли теперь? В горы! На биатлонный «Олимпик Парк», где снега еще больше и волонтеры уже два часа как без устали смахивают его с ковриков для стрельбы и проходов на трибунах. Спринтерские гонки оставили какое-то смешанное чувство досады и недоразумения. Хватит сюрпризов! Наступила зима, и уязвленные до глубины души звезды, чьи шансы двумя днями ранее залило дождем и засыпало мокрым снегом, пойдут в атаку на выскочек. Сколько их там – обиженных?
Строя вечером рабочие планы на гонки преследования и делясь с коллегами своими прогнозами-взглядами, задались вдруг вопросом: а сколько в принципе отставания можно отыграть в гонке преследования? История-то самой гонки относительно недолгая – идет с 1996 года. Полезли в архивы, и вот каким получился список наиболее ярких достижений. В 2000 году на чемпионате мира в Холменколлене француженка Флоранс Баверель с 32-го места поднялась на 3-е, превратив отставание в 2.08,3 в 42,4 секунды. В том же 2000-м немка Мартина Бек на этапе Кубка мира в Эстерсунде, отыграв полторы минуты, вспорхнула на 1-ю ступеньку подиума, а ведь начинала-то гонку 15-й. Мужчинам не помехой оказалось и более чем двухминутное отставание. Немец Рико Гросс в 2001-м уходил на дистанцию под 25-м номером, а финишировал 3-м. На старте проигрывал лидеру 2.37,8, а на финише проиграл 26,3 секунды. Похожая история случилась с нашим Николаем Кругловым в 2004 году. Он тоже занял 3-е место на этапе Кубка мира, стартовав с 23-го.
Что ж – по всему выходило, что в женской гонке на победу могли рассчитывать номера с 1-го по 20-й. Из чувств патриотизма включили в этот же список Ольгу Медведцеву. Стала же в 2002-м олимпийской чемпионкой, стартовав на минуту и две секунды позади победительницы спринта Кати Вильхельм, а ныне уступает Кузьминой 1.06. Хочется верить в чудеса.
НЕ ГОРЯЧИСЬ, АНЮТКА…
Старт! Два главных тандема складываются буквально с первых метров: впереди дружно работают Кузьмина и Нойнер, в отдалении от них – француженка Мари Дорен и Булыгина. У Ани словно земля горит под ногами – если бы не крепкие руки рефери, унеслась бы со старта раньше чем разрешил хронометр.
– Не горячись, Анютка, – разводит руками наблюдающий за нервическим порывом салехардской спортсменки президент Союза биатлонистов России (СБР) Михаил Прохоров.
Уже через километр дистанции Булыгина летит быстрее лани. Ничего на остается – вместе с бронзовым призером спринта они уступают дуэту лидеров почти 20 секунд против 12 на старте.
– Сейчас после первой стрельбы немного все устаканится. – Главный тренер нашей сборной Александр Селифонов. похоже, и сам нервничает и говорит эти слова своему коллеге Леониду Гурьеву (у тюменского наставника снова сердце рвется – за награды борются его экс-воспитанница Кузьмина и нынешняя подопечная Булыгина) скорее чтобы заполнить напряженную паузу.
Пауза длится недолго – вот она первая стрельба: 1. Кузьмина (Словакия) – 5.45,9 (0), 2. Нойнер (Германия) – +0,8 (0), 3. Дорен (Франция) – +25,0 (0), 4. Булыгина (Россия) – +27,8 (0), 5. Брюне (Франция) – +37,7 (0), 6. Зайцева (Россия) – +43,2 (0)… 16. Медведцева (Россия) – 1+.13,0 (0)… 18. Слепцова (Россия) – +1.21,1 (1).
– Слепцовой ничего менять не надо – сама ошиблась. А вот Зайцевой один щелчок влево… – спокойно выдает рация.
Ошибок не сделал никто из лидеров, но ведь и мы не сделали. А кроме того…
– Ольги наши хорошо подбираются, – исполнительный директор СБР Сергей Кущенко явно доволен тем как завязывается борьба. – Еще пару рубежей пройдут чисто и, глядишь, завяжутся в борьбу.
Однако это должны «позволить» лидеры, которые бегут нынче ничуть не хуже чем в спринтерской гонке. Позволят? Второй огневой рубеж. 1. Нойнер – 11.53,9 (0,0), 2. Кузьмина – +23,6 (0,1), 3. Брюне – +40,5 (0,0), 4. Грегорин (Словения) – +53,0 (0,0)… 9. Зайцева – +1.11,8 (0,1)… 11. Медведцева – 1.16,8 (0,0)… 12. Слепцова – +1.18,9 (1,0)… 14. Булыгина – +1.20,2 (0,1).
Позволяет одна только Кузьмина. Но как мы пользуемся предоставленной возможностью?! Наша тренерская биржа дружно хватается за головы. Анна Булыгина, словно вспомнив валидольную эстафету на чемпионате мира в Пьенчонге, где она закрывала мишень на втором огневом рубеже добрые две минуты, дав соперницам за это время даже пробежать штрафной круг. Вот и теперь она лежит, никак не решаясь на первый выстрел. Упавшая на соседний коврик Брюне уже закрывает последнюю мишень, когда Аня решается первый раз нажать на курок. Итог булыгинской паузы (ей-богу, еще немного, и этот термин войдет в поговорку) – штрафной круг. Промах и у Зайцевой. Авангард нашей погони откатывается во вторые ряды.
– Сделала Ольга поправку? – спрашивает Кущенко Селифонова.
– Непонятно… Первые выстрелы по центру, а промах такой – словно поправки и не делала…
ПОМОГИ НАМ, МАГДАЛЕНА!
Нойнер одна и держит нос по ветру победы. Правда, для того чтобы добежать до нее, надо удачно отстрелять две стойки. Удачно в случае с Нойнер – это не более одного штрафного круга на каждой стрельбе и чтобы преследовательницы тоже ошибались.
– Если первый выстрел промахнется – возможны варианты. Если нет, убежит далеко-далеко… – Михаил Прохоров, находящийся на хозяйстве российского биатлона чуть больше года, обнаруживает знание психологии лидеров.
Снег не идет, но тягучая и влажная трасса не дает возможности немке улетать далеко вперед. Магдалена работает с большой нагрузкой и на отдельных участках, словно понимая всю опасность такой нагрузки для тонуса плечевых мышц, едет практически на прямых ногах – словно на лыжной прогулке. Поможет?
Свой первый выстрел на стойке Нойнер делает по центру. Кузьмина и компания тут как тут и начинается форменная канонада, из которой лидеры уходят на дистанцию в следующем порядке, 1. Нойнер – 18.27,3 (0,0,1), 2. Кузьмина – +23,7 (0,1,1), 3. Брюне – +27,8 (0,0,0), 4. Дорин – +52,0 (0,1,0), 5. Булыгина – +52,8 (0,1,0)… 7. Слепцова – +59,1 (1,0,0)… 11. Зайцева – +1.14,3 (0,1,1)… 24. Медведцева – +1.49,6 (0,0,2).
Кузьмина ошибку Нойнер не использует что для Магдалены сродни притоку адреналина. Теперь в дуэте с Кузьминой идет уже француженка Мари-Лор Брюне и то, как уверенно она закрывает мишени, наводит грусть на наших болельщиков – как тут за награды бороться? Слепцова и Булыгина точны, но отставание перед последним рубежом таково, что промахиваться обязаны сразу все лидеры – только тогда шансы на медаль.
– Помоги нам, Магдалена, – вымучивает улыбку Кущенко, но по всему видно – он уже не особенно верит в удачный для нас расклад.
И вот она – кульминация. Тренер бундестим Уве Мюсиганг заранее опускает глаза – от того смотрит или не смотрит он сейчас в зрительную трубу, уже решительно ничего не зависит.
Первый выстрел Нойнер приходится аккурат по центру.
– Вот она, олимпийская чемпионка… – произносит Гурьев а на немецком участке биржи уже начинается праздник и плевать, что последняя пуля Магдалены улетает черти-куда. Кузьмина все попадает, но… Нойнер уже не для чего экономить силы – Словакии сегодня достанется серебро (серебро сегодня, золото пару дней назад – могут себе позволить), а бронза уедет во Францию – промаха от Брюне мы так и не дождались.
– У Дорен медаль в спринте, и Брюне здесь – нехилая у француженок эстафета подбирается, – качает головой Прохоров.
Булыгина уходит в 24 секундах позади француженки. Шансов нет. Они были бы у нас – эти шансы – не сдуйся наши девушки на финишном круге спринтерской гонки и завяжись в борьбу с самого старта в гонке преследования. Но этого не произошло. Прессовать Нойнер и Кузьмину оказалось некому, и блистательные биатлонистки снова взошли на пьедестал – пусть и поменялись местами. А нам… Нам остались бесполезные подвиги в борьбе за 4-9 места, за попадание, как это принято говорить в «цветочную церемонию», где мы все же уступили на финише прорвавшимся из недр пелотона Анне-Карин Олофссон-Зидек и норвежке Торе Бергер.
Впрочем, это едва ли оценят – как у нас, так и в Скандинавии.
СТАРШИЙ ТРЕНЕР СБОРНОЙ РОССИИ ВЛАДИМИР БАРНАШОВ: А БУЛЫГИНА НЕ ДОСЛАЛА ОБОЙМУ
Наставник сборной, как показалось, минувшей гонкой был шокирован и еле сдерживал эмоции, хотя внешне оставался почти спокоен.
— Булыгина сегодня сама упустила медаль?
— Если ты понимаешь, что первого не догонишь – смысл упираться, надо бороться за реальное место. Булыгина этого сделать не смогла. У нее случилось то, что у профессионалов не должно случаться – она обойму не смогла дослать. В итоге на втором рубеже случилась большая задержка. А два круга Зайцевой – такого просто не должно быть!
— Хоть что-то положительное сегодня было?
— Они все четыре круга шли в достаточно хорошем темпе.
— Вы успели переговорить с вашими подопечными после этого, прямо скажем, провала?
— Поговорить еще не успел, они пошли докатываться. Сейчас старшего тренера попрошу, чтобы они подошли к прессе.