Сибирский прииск. Красноярец Евгений Устюгов (о его победе «Советский спорт» уже писал) с истинно сибирской сдержанностью оценил свой олимпийский триумф
СОБЫТИЕ ДНЯ. ВАНКУВЕР-2010
БИАТЛОН. МАСС-СТАРТЫ
Олимпийское золото Евгения Устюгова отмечал, без преувеличения, весь российский десант в канадских горах. 24-летнего сибиряка чествовали сначала на биатлонном стадионе «Олимпик Парка». Затем на церемонии награждения на «Олимпик Медал Плаза» в Уистлере. Ну и, наконец, в «Доме Союза биатлонистов России»: поздравить олимпийского чемпиона и серебряного призера Ольгу Зайцеву собралась вся наша команда. И повсюду Евгения Устюгова сопровождали корреспонденты «Советского спорта».
После того как на груди героя засияла та самая награда, ради которой и пот, и кровь, и слезы, путь его лежал в «Дом Союза биатлонистов России». Это недалеко от Уистлера – километров 12–15. Почти половина из них – в гору. Красивый двухэтажный особняк с шикарным видом на долину.
Здесь теперь отмечаются победы. Как же долго пришлось ждать ее – первой на этой Олимпиаде. Каким восторгом взорвался дом, когда на пороге показался долгожданный гость – наш олимпийский чемпион! Коллективным фотосъемкам с ним просто не было числа. И мы тоже не устояли перед соблазном.
ПОКА НИКАКИХ ЗАГУЛОВ
– Евгений, вы, как будущий дипломированный эколог, ситуацию в Уистлере можете оценить?
– Природа очень красивая. Чистая. Напоминает родную Сибирь. И трасса очень хорошая.
– Не уходите от ответа. Вам ведь диплом по экологии защищать!
– Да, этим летом. Только это будет диплом инженерного факультета. С экологического я перевелся…
– По стажу семейной жизни, с августа, вы, по сути, молодожен. Скучает, поди, в Сибири молодая жена?
– Ну, что жена… Жена Александра гонку смотрела. Когда мы закончили, в Красноярске была ночь. А когда созвонились с ней, она говорит, что их уже репортеры атакуют.
– Какой подарок привезете супруге?
– Поживем – увидим.
– Первое желание после награждения?
– Я стараюсь не расслабляться. И желаний не загадываю. У нас есть еще одна гонка. Надеяться и жить только одной медалью не стоит.
– Сегодня будете спать? Или гулять?
– Надо провести все восстановительные процедуры. Массаж, баня и все прочее. Пока – никаких расслаблений и загулов. Точно!
МУЗЫКАНТЫ-ПОДРЫВНИКИ
– Вид у вас не праздничный…
– Если честно, я очень сильно устал. Заглянул домой, переоделся в то, в чем надо быть на церемонии, и поехал сюда. У меня одно желание сейчас: упасть и расслабиться.
– Не выспались перед гонкой?
– Проснулся в 7 утра. Спал плохо. У нас под окнами играют музыканты – каждый день. Играют во время сонного часа, с полчетвертого до пяти. Тут не поспишь. Вчера еле уснул в пять часов. И подремал до шести.
– Сколько часов можете проспать без перерыва?
– Я могу проспать подряд… Наверное, 15 часов!
– Уже осознали, что вошли в историю мирового спорта?
– Пока значимость момента только в том, что вокруг очень много народу. И все как-то так… Ну, скажем, распиарено… Вот и все ощущения.
– Честно признайтесь – с утра на золото не рассчитывали?
– Если честно, результату удивлен. Но я и дальше буду бороться и стремиться к высшей цели, пока не кончатся силы. Например, хочу взять золото в Сочи.
О ПОЛЬЗЕ МАНДРАЖА
– Спал плохо – это понятно. А что подсказывал внутренний голос перед гонкой?
– Был мандраж. Давно такого не испытывал. И причину объяснить не смогу. Наверно, для меня лучше, когда перед стартом нервничаешь. Я был доволен тем, что со мной происходит. Я выходил биться. И биться до последнего.
– Самый сложный момент чемпионской гонки?
– После того, как финишируешь первым, весь негатив остается позади.
– Первая мысль по завершении последней стрельбы?
– «Отстрелялся чисто!» Не в обиду словаку, который шел за мной, я чувствовал себя сильнее. Я взял инициативу в свои руки. Я не знал, кто сзади и чего от них ожидать. И потому старался идти на отрыв.
– Пауза перед последним, 20-м выстрелом была такая…
– Я специально допустил такую паузу. Для того, чтобы второпях не смазать. У меня случаи, когда дергаю последний выстрел, бывали часто. Поэтому сделал паузу – и добил!
– Зачем вы между третьей и четвертой стрельбой резко пошли вперед? А если бы дыхание сбили перед решающей стойкой?
– Я сам так решил. У меня лучше катили лыжи. Я встал вперед и пошел – пошел работать именно для себя.
– На финише давали флаг – почему не взяли?
– Мне казалось, был не такой большой отрыв, чтобы рисковать. Береженого бог бережет.
– Даже на мониторе была видна жесткая борьба в пелотоне. Доставалось по бокам?
– Давка приличная. Меня локтями особо не пихали. Но на лыжи наступали те, кто понаглее. На палки. Да и я наступал. Тут же все бегут, как в последний раз. Нужно держать координацию.
– Вам поздравление Президента страны передали?
– Да, конечно. Приятно, когда такой человек не спит, смотрит биатлон. Спасибо ему огромное.
– Теперь место финишера в мужской эстафете – за вами?
– На это есть старший тренер. Что скажут бежать – то и побегу.