Олимпийский чемпион игр-2010 Евгений Устюгов: Я сделал паузу – и добил! Биатлонист из Красноярска стал самым крепким звеном нашей сборной на играх
СОБЫТИЕ ДНЯ
ВАНКУВЕР-2010
«ЗОЛОТОЙ ПЬЕДЕСТАЛ» – СОВМЕСТНАЯ АКЦИЯ «СОВЕТСКОГО СПОРТА» И ТЕЛЕКАНАЛА «РОССИЯ 2»
ЛУЧШИЙ СПОРТСМЕН ЯНВАРЯ
Лучшим спортсменом месяца Евгения Устюгова признали три недели назад. Наши читатели и зрители телеканала «Россия 2» голосовали за невысокого сибиряка, ставшего в январе 2010-го лидером Кубка мира.
А потом были три подряд неудачные гонки в канадских промокших горах. Гонки с роковыми промахами и удивительным отсутствием фарта. Он тогда бросил парадоксальную фразу: «Чертовски не везет. Но настрой отличный!».
Может, сравнение будет не вполне корректным, но именно стрелки-сибиряки спасли 69 лет назад Москву от врага. Неброские, устойчивые крепыши. С внутренним стержнем. Соль земли, дети природы.
О СИБИРИ И КАНАДЕ…
Вообще-то Евгений похож на дипломированного эколога так же, как я – на меткого биатлониста. Но в личном деле значится, что именно на эколога учится товарищ Устюгов в родном своем Красноярске. И ведь как красиво срасталось: меткий стрелок после Игр вешает винтовку на гвоздь и идет защищать родной край от варварской вырубки тайги, бездарного водопользования и едких выбросов в атмосферу. Но самого чемпиона такой поворот нашего разговора порядком смутил:
– Используете несколько устаревшую информацию. Я с экологического факультета перевелся на инженерный.
– Эх, а ведь так хотелось поговорить о методах сравнительного анализа экосистем юга Сибири и Британской Колумбии… Ладно, где природа чище?
– Здесь она напоминает Сибирь. Только таких скал, как наши красноярские Столбы, я не видел. А вот трасса очень хорошая. Грамотная, рабочая. Здесь катать и катать!
– Но уж воду из ручья вы здесь вряд ли рискнете попить…
– А зачем? Байкала своего тут все равно нет.
РОКОВЫХ ПРОМАХАХ…
Никто не любит говорить о неприятных промахах в жизни. О роковых промахах на рубеже биатлонисты вообще начинают рассказывать лишь под нажимом. Это объяснимо – словно свежую рану бередишь. Да еще солью присыпаешь на ходу.
Два-четыре-один-ноль. Это не номер гостиничного телефона. Так ложились пули мимо цели в четырех – одна за другой – олимпийских гонках настойчивого покорителя «Уистлер Олимпик Парка». Он мог стать чемпионом уже в третьей – индивидуальной гонке на 20 километров. Мы разговаривали с ним через несколько минут после той катастрофы.
– Женя, четвертая стрельба, стойка, предпоследний выстрел… Вместо «разбитой тарелочки» – разбитая мечта?
– Вот какие у меня могут быть эмоции в данный момент? Отвратительные у меня эмоции. Очень жалко и очень обидно из-за одного выстрела потерять медаль.
– Мы, дилетанты, можем это назвать роковой осечкой?
– Никаких осечек не было. Просто у меня случилась маленькая такая задержка. Ну… были проблемы с пульсом. И я решил немного отложить выстрелы. Просто сделать их попозже.
– И один из отложенных выстрелов ушел «в молоко». Вместе с медалью. А биатлонист Новиков из дружественной Белоруссии вытеснил вас с пьедестала. Видели, как он шпарил на финиш?
– Я, естественно, помнил, что стартую под шестым номером. И что из восьмидесяти стартующих за мной очень много сильных стрелков. То, как финишировал Новиков, посмотреть успел – как раз когда стоял с нашими телевизионщиками.
– Первое чувство, когда он отобрал у вас бронзу? Все рушится?
– Ну как рушится… Да, конечно, досада грызет. Но ведь впереди еще есть гонки. А значит, есть шансы. Надо верить, что все будет хорошо (до чемпионской гонки оставалось двое суток. – Прим. авт.).
– Велика ли разница, кому проигрывать на Олимпийских играх – великому Бьорндалену или неизвестному Новикову?
– А мне вот лично без разницы! Спортсмен есть спортсмен. В каждом нужно видеть прежде всего человека. Я не завидую. Я счастлив за тех людей, которые смогли пройти этот путь и встать на пьедестал. Они добились этого!
РЕШАЮЩИХ ПОПАДАНИЯХ…
Масс-старт в мире большого биатлона считается самой престижной личной гонкой. Тут все – без дураков. Здесь не побеждают выскочки, однодневки. Не выходят вперед «темные лошадки» и прочие, простите, жеи и факи.
Устюгов на масс-старте отстрелялся чисто. И пришел к мелко усаженной еловыми веточками финишной прямой красиво. Безусловно первым.
– Евгений, сегодня показалось, что нервов у вас просто нет…
– Признаюсь честно: мандраж перед гонкой был. Такой мандраж, которого я давно не испытывал.
– Для вас это плохо или хорошо?
– Я думал об этом. Наверное, для меня лучше, когда перед стартом начинаешь вдруг резко нервничать. Это заводит, что ли… Главное, что я чувствовал на старте: я иду биться. Иду не просто биться – а до последнего.
– Удалось выбросить из головы воспоминания о роковом выстреле из прошлой гонки?
– После того злополучного выстрела у меня была одна задача. Простая такая задача: отстреляться чисто. Максимально чисто. Слава богу, все сложилось так, как я задумал.
– Был ли в чемпионской гонке рубикон? Точка, пройдя которую, вы уже внутренне ликовали: я олимпийский чемпион? Или не верили до последнего мига, до финиша?
– Там много было важных, ключевых моментов. Скажем, когда после третьей стрельбы я на подъеме рванул вперед. Наверное, это для всех стало неожиданностью. Я сам принял такое решение. Если бы были желающие – могли попробовать меня догнать и перегнать. Но так уж вышло – у меня лучше катили лыжи. Я просто встал вперед и пошел работать. Пошел работать на себя.
– Болельщики смотрели на вашу последнюю «стойку» как на проход канатоходца без страховки. Последний выстрел – как последний, возможно, неверный шаг…
– Я специально сделал большую паузу. Не хотел второпях дернуть. Смазать выстрел. Случаи, когда я дергал последний выстрел, у меня бывали. Я обсуждал это с тренером. И вот поэтому сделал паузу – и добил!
– Курок нажат, пуля ушла, мишень закрыта. И первая мысль…
– «Ох, чисто!» Передо мной за секунду или две отстрелялся и ушел на трассу словак. Но, не в обиду ему будет сказано, я знал, что сильнее. И когда я рванул, мне уже было все равно – кто там остался позади меня. Правда все равно: кто там, чего от них можно ждать… Я просто работал на большой отрыв.
…И РИСКЕ ВЗЯТЬ ФЛАГ
Странная история с флагами на финишных прямых. Прошел слух о неком негласном запрете МОК(?!) на демонстрацию флагов. Но вот в минувший четверг, например, норвежская женская эстафета спокойно протащила свой синий на красном крест перед всей центральной трибуной…
– Женя, отрыв от преследователя-словака был приличный. Почему не подхватили триколор?
– Флаг я видел, мне его протягивали. Но, честно говоря, у меня не было тогда ощущения, что отрыв достаточный. Достаточный, чтобы рисковать. Не тот случай для риска. Береженого бог бережет.
– Откуда такое олимпийское спокойствие? Мы лет 16 не выигрывали на Играх личного золота в мужском биатлоне. Где было ваше ликование?
– Вот я финишировал. Поднял руки вверх. Поприветствовал зрителей, тренеров, товарищей. Но настоящее ощущение великой победы ко мне еще не пришло.
– Может, оно настигнет в салоне «самолета чемпионов», который полетит из Ванкувера прямиком в Москву?
– Вот сяду в этот самолет – и посмотрю (смеется). Но, скорее всего, в самолете я буду спать.
– С виду вы, уж извините, былинным богатырем не смотритесь. На трассе масс-старта с самого начала шла хорошая давка. Много синяков привезли на финиш?
– Давка там приличная, это правда. Те, кто понаглее, сразу начинают наступать на лыжи. На палки тоже. Честно говоря, я тоже наступаю. Вежливости здесь места нет – на Олимпиаде все бегут, как последний раз в жизни. Важно сохранить координацию движений. Вот кого-то подрежут – и он выскочит на тебя. Надо быть к этому готовым. Чтобы не упасть. А если упал, встать. И бороться до конца.
ДОСЛОВНО
ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР МУЖСКОЙ СБОРНОЙ ВЛАДИМИР АЛИКИН: ОН ВЕСЬ СЕЗОН РВАЛ ВСЕХ!
– Как вы наставляли Женю на подвиг?
– Мы ему сказали: спокойно, не торопись. Можешь чуть подольше пострелять лежа. Пусть на пять-шесть секунд дольше, зато чисто. А потом от тебя никто не убежит – ты эти секунды сможешь нагнать. Так и вышло. А стоечку вы видели сами.
Последний выстрел отложил грамотно. И потом добил его. А дальше уже – дело техники. Он же весь сезон на финишных кругах просто рвал всех. Он бы достал кого угодно.
– Когда вы поняли: золото сегодня – наше?
– Когда Владимир Гербулов, тренер по стрельбе, крикнул «Чисто!». И все, у меня отлегло. Понял: Женька уйдет!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Евгений Устюгов родился в Красноярске 4 июня 1985 года.
Биатлоном занимается активно 13 лет. Первые тренеры Светлана Айкинская и Виктор Ермаков.
Лидер общего зачета Кубка мира.
В этом году заканчивает Сибирский государственный технологический университет.
28 февраля, в день завершения Олимпиады, исполнится полгода семейной жизни с сибирячкой-биатлонисткой, мастером спорта Александрой Бондаревой.