Экс-рекордсмен мира Уилсон Кипкетер: Борзаковский вернется? Вряд ли...
СОБЫТИЕ ДНЯ. ЮНОШЕСКИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Свое последнее интервью в качестве действующего рекордсмена мира в беге на 800 м, трехкратный чемпион планеты и один из величайших бегунов в истории, посол юношеской Олимпиады Уилсон Кипкетер дал «Советскому спорту» . Вчера вечером его рекорд, продержавшийся 13 лет, был побит.
– А он пьет водку? – с интересом разглядывает Кипкетер подаренного Чебурашку – талисман олимпийской сборной России в Сингапуре.
– Уилсон, вы что, это персонаж детской сказки!
– Ох, извини, – Кипкетер щелкает Чебурашку по носу. – Будем знакомы.
В простой футболке и шлепках, немного заспанный кениец с датским паспортом совсем не похож на живую легенду. Мы пьем кофе в местном торговом центре, и я тщетно пытаюсь поверить: вот этот добродушный шутник – тот самый человек, кто добрых полтора десятилетия доминировал в беге на 800 м, пять раз бил мировой рекорд, но так и не смог выиграть олимпийское золото. Из 15 быстрейших результатов в истории легкой атлетики 8 принадлежат Кипкетеру. А Уилсон, как будто забыв о собственном величии, добрых полчаса после завершения интервью расспрашивает меня о ночной жизни Сингапура…
«ХОЧУ УВИДЕТЬ САМ СИНГАПУР!»
– Уилсон, нравится на юношеской Олимпиаде?
– Я немного завидую ребятам, что у меня такого шанса в свое время не было. Познакомиться со сверстниками из других стран, пообщаться с настоящими чемпионами в своих видах. Я не случайно не упоминаю в этом ряду спортивные результаты. Нестрашно, если кто-то здесь проиграет, – у них впереди вся жизнь, вся карьера. Намного страшнее не увидеть в Сингапуре ничего, кроме спорта.
– Но вы же понимаете, что любой спортсмен, даже 16-летний, прежде всего хочет победить.
– Конечно, и именно для этого я здесь. Тренеры, чиновники, родители – все только и повторяют этим детям: «Давай, ты должен, мы на тебя надеемся!» А они же дети, им еще не по плечу выдержать такое давление. Мне порой приходилось уговаривать тренеров, чтобы они отпустили воспитанников на встречу со мной. Это же глупость: считать, что нынешние победы о чем-то говорят. Я сам никогда в жизни не выигрывал медалей на юниорском уровне, и что?
– Вы не уверены, что из чемпионов Сингапура получатся настоящие звезды?
– В беге юниорские результаты еще о чем-то говорят. А в тяжелой атлетике, например, можно так нагрузиться в молодости, что потом вообще не оправишься. В период активного роста нельзя насиловать организм. И, возможно, нужно пройти через неудачи в юниорах, прежде чем стать лучшим в мире.
«КРИЧАЛ «ЙЕС!», КОГДА МОЙ РЕКОРД УСТОЯЛ»
– Ваш мировой рекорд, кажется, дышит на ладан – кенийцу Дэвиду Рудише не хватает до него всего четыре десятых секунды. С какими чувствами смотрели его забег в Бельгии?
– Я болею за развитие легкой атлетики в целом… – начинает стандартную песню Кипкетер. Но в глазах – хитринка.
– Нет уж, Уилсон, давайте начистоту!
– Вас не проведешь, – смеется Кипкетер. – Честно, за несколько сотен метров до финиша Рудиши я сжал кулаки и молился: «Нет, парень, нет, только не сейчас!» А когда рекорд не состоялся, кричал «Йес!». На самом деле, как разумный человек, я желаю Рудише успеха. Но как спортсмен болею за свой рекорд…
— Сегодня вечером Рудиша бежит в Берлине…
— Надеюсь, что я еще побуду рекордсменом мира.
– Думаете, наш олимпийский чемпион Юрий Борзаковский еще вернется на свой прежний уровень?
Кипкетер морщится и отрицательно качает головой.
– Я самоубийца, правда? Сомневаться в успехах Борзы в интервью для русской газеты… Но сколько Юрию сейчас, 29? Время играет не в его пользу, а молодые парни типа Рудиши наступают. Хотя я искренне желаю Юрию успеха.
– Вы сами много бегали против Борзаковского…
– И не проиграл ни разу! – смеется Кипкетер. – Если не считать 2003–2004-й, когда я уже заканчивал карьеру.
– Почему вам так и не удалось выиграть Олимпийские игры?
– Мне кажется, не хватало мотивации. Да-да, не удивляйтесь, титул олимпийского чемпиона никогда не был целью моей жизни. Его больше хотели для меня другие люди, чем я сам. А я ненавижу такие ситуации. Это моя жизнь, только я принимаю в ней решения.
– Как может спортсмен не мечтать об олимпийском золоте?
– Нет, я хотел этого, но не настолько, чтобы ради победы умереть. Каждый раз мне мешали обстоятельства. В 1996-м пришлось пропустить Игры из-за смены гражданства, о чем я не жалею. Перед Сиднеем-2000 я долго не мог оправиться от малярии, которую подхватил в Кении. Какое там золото, слава богу, что вообще выжил! Ну а в Афинах-2004 я совершил тактическую ошибку и остался третьим.
– Согласились бы обменять звание рекордсмена мира на титул олимпийского чемпиона?
– Ни за что! – фыркает Кипкетер. – Даже самую яркую победу на Олимпиаде все забудут уже через четыре года. А меня благодаря рекорду помнят до сих пор. Чтобы стать легендой, мало выиграть один забег, даже олимпийский.
– Кажется, вы в отличной форме. Хотя бы из 1.50 сейчас пробежите 800 метров?
– Обижаете, намного быстрее! – вскидывает руки Кипкетер. – Мог бы вернуться, но смысл? Если потренироваться, думаю, на 1.46 я подготовлюсь. Но народ сейчас бежит за 1.42, я даже в полуфинал не попаду.
ДОПИНГ ДЕТЯМ – ШОК
– Как после отъезда в Данию к вам сейчас относятся на родине, в Кении?
– А какая разница? Повторяю, я живу для себя, а не для того, чтобы кто-то погладил меня по головке. Даже совсем юных спортсменов здесь, в Сингапуре, я учу, что решения можно принимать только самостоятельно. И я искренне не понимаю объяснений в духе «а я не знал, запрещенную таблетку мне дал тренер». Это твоя карьера, с какой стати ты доверяешь ее другому человеку?!
– Вы очень кстати подняли больную в последнее время для России тему допинга. Большинство наших спортсменов оправдывают свои положительные пробы как раз доверием тренеру.
– А знаете, мне было бы очень интересно поболтать с кем-то из дисквалифицированных. Я же понятия не имею, как принимают допинг. Вот, например, он нужен только в тренировочный период или в соревновательный тоже? А сколько раз в день?
Самое страшное, они не верят, что можно обойтись без допинга. Конечно, если ты начинаешь что-то употреблять с 16–17 лет, вырабатывается зависимость. Ну так попробуй сначала, как далеко ты сможешь зайти без запрещенных веществ! Я еще могу понять, когда на употребление допинга идут взрослые спортсмены, которые столкнулись с застоем в результатах. Но дети – это преступление!
– Вы поддерживаете нынешние методы борьбы с допингом: слежку за спортсменами, уголовные дела?
– Меня опять, наверно, забросают камнями в вашей стране, – ухмыляется Кипкетер. – Но если не принимать допинг, с внезапными тестами и санкциями не должно быть никаких проблем. Они только гарантируют, что твои соперники тоже «чистые».
Хотя в целом, я считаю, допинг сейчас ищут не там. Торговля запрещенными препаратами – такой же бизнес. Кто-то распространяет их, зарабатывая огромные деньги. И эти люди, в отличие от пострадавших спортсменов, почему-то остаются в тени и продолжают свое черное дело. Ловить только нарушителей – это как рубить ветки, вместо того чтобы спилить дерево.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Уилсон Косгеи КИПКЕТЕР
Родился 12 декабря 1972 года в Капчемойво (Кения).
С 1995 года выступал за Данию.
В течение 13 лет (с августа 1997 по август 2010-го) рекордсмен мира в беге на 800 м (1.41,11). Двукратный призер Олимпийских игр (2000 – серебро, 2004 – бронза). Трехкратный чемпион мира (1995, 1997, 1999). Чемпион Европы (2002). Обладатель самой длинной беспроигрышной серии в современной истории бега на 800 м (28 забегов подыряд в 1996–1997 гг.).
А В ЭТО ВРЕМЯ…
РУДИША ВСЕ-ТАКИ ПОБИЛ РЕКОРД КИПКЕТЕРА!
Вчера вечером на турнире «Иштаф» в Берлине кениец Дэвид Рудиша сумел побить мировой рекорд Уилсона Кипкетера 13-летней давности.
Рудиша пробежал 800 м за 1.41,09. Это всего на две сотые секунды (!) быстрее результата Кипкетера, показанного в 1997 году – 1.41,11.