В гостях у «снежного барса». Наш корреспондент изучил профессию спасателя
Сочи-2014
«Советский спорт» продолжает тестировать объекты сочинской Олимпиады (см. № 17В, 17, 18, 19, 20, 21, 23). Наш спецкор уже поработал строителем, волонтером, хронометристом, режиссером, метеорологом, поваром, помощником главного судьи и в антилавинной службе. Вчера же сквозь туман, из-за которого отменили все тренировки на склоне, он отправился в гости к спасателям.
«ИДИ ОТСЮДА, МЫ НА ЦЕЛИНУ»
Случись что в олимпийских горах, тут же раздастся звонок в информационном центре горнолыжного курорта «Роза Хутор». Далее по рации связь со службой спасения. Раньше существовал договор с МЧС, с этого года появилась своя лицензированная служба. Понятно, что все здесь профессионалы, всех тщательно отбирали. А один человек так и вовсе уникален, потому что именно он получил первый знак отличия альпинистов «Снежный барс России» (см. наш «Ликбез»). Спасать людей для Алексея Букинича – хобби, горы – смысл жизни.
Наверху, в офисе, где расположился этот удивительный человек, более 20 спасателей, которые ведут круглосуточное наблюдение, а в случае необходимости спешат на помощь людям. И нет никакой гарантии, что сами вернутся целыми и невредимыми. Они не ищут славы и обижаются лишь на одну вещь – когда богатые лихачи в горах на простую просьбу быть поосторожнее, отвечают что-то вроде «Иди отсюда, мы на целину приехали». А потом молят о помощи. И спасатели берут снаряжение и десятки часов проводят в горах.
ЧЕЛОВЕКА НАШЛИ ПО ЛУНЕ
Понятно, что я сам ничем не помогу в этих суперсложных спасательных операциях, тем более в тумане, когда в двадцати метрах ближайшей кабинки на подъемнике не видно. Но первоначальным навыкам Букинич обучить готов. Если, конечно, не поступит срочный вызов.
И вот мы уже у первой пересадки, на спине у Алексея рюкзак со всем необходимым. Из бокового кармана торчит ледокол – незаменимая в заснеженных горах штука. Ей и цепляться можно, и ступеньки строить, и тормозить в случае падения. Оказывается, если ты соскользнул, нужно острым концом направить предмет вниз и навалиться на него всем телом.
– А вот еще одна необходимая вещь в горах – «кошки», – спасатель достает железные подошвы с громадными шипами из крепкой стали. Лучшее средство для подъема в гору. Этими «кошками», кстати, пользуются и фотографы во время соревнований по горным лыжам, чтобы закрепиться на лучшей позиции.
Во время лекции узнаю и распорядок дня. Рано утром – обход трасс, затем доклад в информационный центр об их состоянии: где много снега, где рухнуло дерево или еще какая напасть. В центре сообщают начальству, и спасатели вместе с другими службами устраняют проблему.
Далее каждый выходит на свой участок и контролирует ситуацию, постоянно находясь на связи. Спасают, кстати, не только людей, но и поврежденную технику в труднодоступных местах.
И все же больше всего проблем с туристами. Только за этот сезон шесть человек были спасены с южного склона, неподалеку от границы с Абхазией. Уехали вниз в полной уверенности, что мчат на «Розу Хутор». Двоих, к примеру, искали почти сутки, а потом им удалось поймать телефонную сеть и сделать звонок. Сказали, что видят пихту невероятной величины. «Я сразу понял, что это южный склон, у нас таких нет», – сообразил Букинич. Людей нашли живыми. А один человек был на связи, но почти сутки не мог объяснить, где находится. В итоге вычислили его по… луне. Он сказал, что и как видит, а спасатели поняли, с какой стороны он смотрит на луну.
НА МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ
– Главная проблема, когда находим людей спустя большое количество времени, – заставить их идти. Ведь много мест, куда вертолет просто не в состоянии приземлиться. А люди к тому времени все себе отморозили: не могут ни ботинки застегнуть, ни сесть, ни шаг сделать. Но у меня уже большой опыт, я знаю, какие слова находить в таких ситуациях. Важно, чтобы человек встал и на морально-волевых пошел, – убежден мой учитель.
– У вас глаза горят, когда вы все это рассказываете, – заметил я.
– Я влюблен в свое дело, – скромно замечает Букинич. – Много что пробовал – велоспорт, сплав по горным рекам… Но нашел себя в горах. Только пусть люди не думают, что я зарабатываю миллионы, совершая экспедиции или спасая людей. На походы на вершины я зачастую еле-еле нахожу деньги. Это не работа – романтика.
– Высоцкого, наверное, любите?
– Идут лавины одна за одной, – с ходу цитирует спасатель.
Тем временем Алексей показывает, как обращаться с тем или иным оборудованием спасателя, а я понимаю, что с такими людьми в горах не страшно.
ЗА ЧТО ДАЕТСЯ ТИТУЛ «СНЕЖНЫЙ БАРС РОССИИ»
Этот титул утвержден Федерацией альпинизма России в 2010 году. Первый номер почетного знака получил Алексей Букинич. Награда вручается за покорение 10 высочайших вершин России. Это семь вершин-пятитысячников Кабардино-Балкарии, Казбек, гора Белуха на Алтае и Ключевская Сопка на Камчатке.