Найти в себе чемпиона. Обозреватель «Советского спорта» - о выступлении Алии Мустафиной на Играх в Лондоне
Лондон-2012
Алия Мустафина заходила (залетала, точнее) на соскок с брусьев – и в полете уже улыбалась. Или мне только показалось? Но приземлилась победоносно четко. И тут уж точно расцвела улыбкой чемпионской. Суперменской. Не ведавшей сомнений, что насчитают судьи.
Я приметил эту девушку на чемпионате мира, который она выиграла. Алия разительно отличалась от наших гимнасток и гимнастов, привычных глазу. В ее глазах читалась тогда стальная уверенность-решимость. И чем острее-накаленнее был соревновательный момент, тем больше, как мне тогда представлялось, в Алие было стали.
Мустафина перенесла травму, повзрослела. Наверное, больше стало сбивающих факторов. В Лондоне она сохраняла в себе суперменский набор качеств на брусьях – но теряла его, ступая на бревно. И сама раскрыла причину: на соскоке с брусьев ее страхует тренер, и это прогоняет страх. Вот американке Дуглас такая поддержка не нужна – а Алию она укрепляет. Как я понимаю, на узенькой бревенчатой тропе пугающих моментов риска значительно больше – и никто не позволит тренеру всякий раз страховать…
Чемпион проявляется в деталях. Мне надолго запомнится крупный план, взятый режиссером во время выступления на этом самом бревне валидольном Габи Дуглас, будущей абсолютной чемпионки. Ее тоже чуть качнуло в сторону, как раскачивало наших, – но она сию секунду прихватила снаряд сбоку согнутым большим пальцем ноги и моментально выправила линию без потери темпа и качества. А Вика Комова на розыгрыше абсолюта, сделав опорный прыжок, вроде и приземлилась хорошо, но зафиксировать себя в финальной точке – увы и ах. Взяла да и сошла с дорожки вниз.
Пишу этот текст перед финалом на бревне. И вопрос стоит ребром – а ответ, по-моему, предопределит всю дальнейшую карьеру Комовой, гимнастки замечательно пластично-воздушной. Сумеет ли наконец унять внутреннюю дрожь? Отыщет в себе супермена? Или опять вызовет к себе сочувствие, жалость? И останется в нашей памяти до следующего большого соревнования «ивушкой плакучей»?
Плевать на судейство. Плевать на соперников. Найди в себе чемпиона – и мы дружно скажем: вот! И восхитимся, и запомним надолго – как запомнили афинского Немова, засуженного на перекладине. Но в Лондоне у наших тяжело отыскивается чемпион в себе. И каждый второй из имевших шансы на победу, если не двое из каждых троих, потом толкует о безуспешной борьбе с собой. По всему напрашивается срочное создание института спортивной психологии как целой отрасли, детализированной и разветвленной. Но при нашей-то нерасторопности да при нашем раздрае когда еще на это необходимое дело растрясемся…
А пока суперменов у нас раз-два и обчелся. Вот Юлия Зарипова в стипль-чезе – это я понимаю! Наперегонки с пятью африканками в почти монополизированном Африкой стайерстве! Да еще – в кошки-мышки с ними, пресловуто-неутомимыми. Они догонят – а Юля оторвется снова и снова!
Мы, думается, в корне ошибаемся, когда ищем в своих кандидатах в чемпионы что-то человеческое, такое милое и нам с вами близкое. Нужно искать – суперменское. Вспомним: сборная Билялетдинова выиграла в мае хоккей в стиле гениев механики. Абсолютной точностью игровой линии, непоколебимостью и неутомимостью. И почему, раз уж у нас по части психологического обеспечения швах, олимпийцы не обратились в порядке живой очереди к Зинэтуле Хайдяровичу за ноу-хау или хотя бы консультацией?
Вторая королева Англии. Алия Мустафина завоевала свою четвертую медаль на Лондонских играх
Тренер Мустафиной Александр Александров: Надеяться всегда надо до последнего