Почем тренер для чемпиона. Как отблагодарят наставников, воспитавших призеров олимпиады в Лондоне
Пока чемпионы и призеры Игр привыкают к новым «Ауди» и собирают премии из региональных бюджетов, «Советский спорт» решил выяснить, сколько получили те, без кого олимпийские победы россиян в Лондоне были бы невозможны – личные тренеры чемпионов и наставники сборных команд.
«АНДРЕА БЕЗ ТРУСОВ НЕ ОСТАНЕТСЯ!»
Корреспондент «Советского спорта» Павел ЛЫСЕНКОВ поинтересовался у серебряного призера Олимпиады по плаванию Евгения Коротышкина, какие призовые положены его личному тренеру – итальянцу Андреа Ди Нино.
– Андреа получит ту же сумму, что и я, – подтвердил Коротышкин. – Правда, проблемы могут возникнуть с оформлением бумаг и российскими правилами, которые ограничивают зарубежных граждан.
Но также у меня есть первый тренер, которая и сейчас работает со мной, – мама Людмила Анатольевна Коротышкина. Она и с техникой все время помогает, и многие советы дает. Если возникнут какие-то проблемы, то деньги будут перечисляться ей. А потом мы уже передадим их Ди Нино. Его я в любом случае не обижу. Он сыграл огромную роль в моей жизни. Поэтому Андреа без трусов не останется!
КТО ВАС ВЫВОДИТ В МАСТЕРА?
Страна громко, во всеуслышание благодарит тех, кто выиграл в Лондоне награды. Подавляющее большинство тренеров при этом остаются в тени, так уж повелось. Жест Натальи Воробьевой, которая подарила джип своему первому наставнику Камилю Джиганчину, – первый после Игр случай, когда к теме благодарности тренерам было привлечено внимание общественности.
Что же получат наставники наших чемпионов и призеров? Прежде всего объявленную премию от государства – и для спортсмена, и для его личного тренера ее сумма одинаковая: 4 миллиона рублей за первое место, 2,5 млн. – за второе, 1,7 млн. – за третье. Правда, здесь возникает проблема.
У многих, если не у большинства, призеров Игр в Лондоне в графе «личные тренеры» записаны две, а то и три фамилии. Разделить справедливо сумму призовых между ними удается далеко не всегда.
Проблема вышла на поверхность в 2008‑м, когда вознаграждение за олимпийскую чемпионку в стипль-чезе Гульнару Галкину-Самитову целиком получил ее первый тренер Минулла Чинкин.
Хотя за несколько месяцев до победных Игр Галкина-Самитова перешла к Геннадию Суворову. Между наставниками существовала устная договоренность разделить деньги пополам, но этого не произошло. Суворов, который, кстати, готовил Гульнару и к Играм в Лондоне, тогда своей доли не получил.
Бывало, вместе со своим фактическим наставником олимпийцы записывали в личные тренеры собственных родителей или супруга, порой вообще не имеющих отношения к спорту. Мотивация очевидна: при таком раскладе часть призовых денег остается в семье. Правда, сейчас государство перестало сквозь пальцы смотреть на подобное лукавство. В положение о премиях внесли поправку: личный тренер должен иметь определенную квалификацию и работать со своим спортсменом не менее двух лет до Игр.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРЕМИИ
Как быть главным и старшим тренерам сборных, которые не имеют личных учеников, а также тренерам команд по игровым видам? Здесь размер премии остается на усмотрение федерации, а потом согласовывается с Минспорта, но обычно он сопоставим с вознаграждением личных тренеров или даже превосходит его.
Впрочем, иногда наставники могут получать двойной доход. Скажем, у главного тренера сборной России по легкой атлетике Валентина Маслакова в сборной есть и личный ученик – серебряный призер в эстафете 4х400 м Юлия Гущина. Маслаков точно получит 2,5 млн. рублей как ее наставник, а также дополнительную выплату за успех сборной в целом.
Кроме того, некоторые федерации считают нужным дополнительно вознаграждать своих специалистов. Правда, после Лондона-2012 ни об одной такой акции пока не объявляли.
Отдельной строкой идут долгосрочные бонусы в виде увеличения заработной платы и дополнительных грантов. Базовая ставка зарплаты тренера в Центре спортивной подготовки Минспорта – 5600 рублей. Но столь мизерную сумму никто из наставников олимпийцев не получает, она умножается на коэффициенты, которые зависят от опыта работы и достижений. Олимпийская медаль ученика автоматически приносит наставнику звание заслуженного тренера России. А это означает максимальный коэффициент и зарплату порядка 120 тысяч рублей в месяц.
Пожалуй, основной пункт, в котором оплата труда тренера и спортсмена кардинально различается, – это премии от регионов. Если олимпийские чемпионы практически везде получат минимум по миллиону рублей, их наставники в разы меньше. Самый яркий пример – Челябинская область, где бронзовый призер Игр тхэквондистка Анастасия Барышникова премирована 50 тысячами долларов, а ее тренер Михаил Пузиков – 500 тысячами рублей.
Такая скупость удивляет. Ведь спортсмен рано или поздно закончит карьеру, а хороший тренер способен на протяжении долгих лет воспитывать чемпионов. Видимо, в регионах рассуждают иначе: пока существует система параллельного зачета, потенциального олимпийца легко поманить премией или квартирой. Наставники же обычно – люди в возрасте и так просто с насиженных мест не срываются. А потому нет смысла вкладывать в них миллионы.
СВОИ КРОВНЫЕ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – САМЫЙ ЩЕДРЫЙ
«Советский спорт» решил выяснить, сколько получат в своих родных областях олимпийцы и их тренеры. Оказалось, что как минимум в половине регионов сумма вознаграждения тренера вдвое меньше, чем премия его ученику. А самыми щедрыми в отношении наставников оказались власти Санкт-Петербурга.
Все суммы – в млн. рублей.
Регион Золото Серебро Бронза
Москва спортсмену 4 2,4 1,7
тренеру Не сообщается
Санкт-Петербург спортсмену 5 2,5 1,5
тренеру 5 2,5 1,5
Татарстан спортсмену 3,3 2 1,3
тренеру 1,65 1 0,65
Челябинская область спортсмену 30 - 1,5
тренеру 6 - 0,5
Волгоградская область спортсмену 1,9 1,7 1,5
тренеру 1,9 1,7 1,5
Ростовская область спортсмену 1,5 1 0,75
тренеру 0,75 0,5 0,325
Самарская область спортсмену 5 - -
тренеру 2,5+1* - -
Ставропольский край спортсмену - 0,75 0,5
тренеру - 0,75 0,5
Иркутская область спортсмену 1 - -
тренеру 0,5 -
Тюменская область спортсмену 3 2,5 2
тренеру 3 2,5 2
* Премию получили два наставника чемпиона – дзюдоиста Тагира Хайбулаева – Николай Петров и Вячеслав Архипов. Также 2 миллиона рублей были выделены коллективу детской спортивной школы, где вырос Хайбулаев.