В Лондоне – каша, после Олимпиады – уха!
Корреспондент «Советского спорта» Сергей Волков собрал на своей даче весь олимпийский бомонд Самарской губернии.
Как и обещал Sovsport.ru, в очередной спортивный четверг на даче у собкора «Советского спорта» в старинном волжском селе Переволоки (помните, где лихие разбойники дважды грабили в свое время купеческие ладьи с товаром, перетаскивая свои челны из Волги в Усу?) собрался олимпийский бомонд Самарской губернии. Послеолимпийские посиделки удались на славу. Роль главного повара взял на себя заслуженный тренер России по спортивной гимнастике, тренер четырехкратного олимпийского чемпиона Алексея Немова, экс-старший тренер мужской сборной России Евгений Николко. Костровым назначили нынешнего главного тренера женской олимпийской сборной России по баскетболу Бориса Соколовского. Николко обучал своего младшего коллегу и всех присутствовавших премудростям приготовления самой настоящей волжской стерляжьей ухи.
Николко – рыбак со стажем. Он увлекся рыбалкой еще в школьные годы. Для бывшего детдомовца в годы волгоградской юности рыбалка стала существенным подспорьем в жизни. Сегодня на волжских лиманах Васильевских островов вблизи Переволок нет заповедных незнакомых мест, где бы не рыбачил Николко.
- Тебе, Борис, тоже надо найти увлечение по душе, - наставляет своего коллегу по тренерскому цеху опытный Евгений Григорьевич (кстати, он до сих пор работает советником в комплексной тольяттинской ДЮСШ-1), нарезая для ухи свежую стерлядку. – Надо уметь не только пахать на работе, но и вовремя расслабляться. Лондон, видимо, до сих пор тебе еще снится? Хотя я считаю, что твое четвертое место – не самый обидный результат. Надо перетерпеть неудачу и двигаться дальше. У меня с Немовым тоже были тяжелые времена. Афины-2004 помнишь? А нынешнее выступление российской сборной в Лондоне я считаю вполне успешным. Жаль не получилось ни у тебя, ни у Жени Трефилова в гандболе с медалями. Но не надо отчаиваться. Когда, кстати, ты будешь отчитываться на исполкоме Федерации баскетбола России?
- 25 сентября, - отвечает Соколовский, подкладывая дровишки. - Чуть раньше пройдет тренерский совет.
- Как ты считаешь, оставят тебя при сборной?
- Надеюсь. Со стороны национальной федерации серьезных претензий нет, у Минспорта – тоже. Слишком много объективных и субъективных факторов повлияло на выступление сборной команды на Олимпиаде.
И вот тут срабатывает мое репортерское чутье. Пора включать диктофон.
- Борис Ильич, а можно об этом рассказать поподробнее? – прошу я кострового…
- Ну, что ж, поехали…- начинает свой монолог Соколовский. – Только вот вопросик имеется: Жень, когда рыбу будем закладывать? После картошки? Ну, что ж, теперь спрашивайте…
- Бронзовые медали, как вот этот сазан, в переломный момент безнадежно рвут леску и уплывают… Что почувствовал тренер Соколовский в Лондоне после окончания матча за бронзовые медали?
- Олимпиада для тренеров спортигр – это глубокий и продолжительный стресс. Но как только прозвучал финальный свисток – как будто вода сошла с лица. Появилось понимание того, что все закончилось и, к сожалению, ничего изменить уже нельзя. Внутренний голос говорил о том, что надо успокоиться. Почувствовал – нет, не облегчение, это неправильное слово, ведь мы так не выиграли медали. Да, была досада, но неожиданно вдруг наступило спокойствие. Накопившийся стресс сам собой куда-то внезапно ушел. Странное чувство. Обычно я гипертрофированно воспринимаю поражения, но это было не итоговое поражение всей работы. Это было нечто другое. Мы просто заняли свое место, к которому были готовы. Выше головы прыгнуть не смогли.
Есть и объективные, и субъективные причины этого досадного поражения в бронзовом матче с Австралией. Обычно после поражений я начинаю копаться в себе. Но просмотрев на свежую голову матчи олимпийского турнира еще по несколько раз, хочу сказать определенно: команда и тренерский штаб сделали все, что могли на тот момент.
- Что вы сказали своим игрокам в раздевалке? Какая была атмосфера?
- Дело в том, что разговора в раздевалке не было. Нам пришлось дать с игроками бесчисленное количество интервью в микст-зоне. Поэтому вырваться из объятий журналистов удалось уже после того, как команда вернулась в олимпийскую деревню. Успели кинуть в сумки вещички и уехали в аэропорт. Только там мы собрались в кружок и подвели итоги своего выступления. Слез и каких-то взаимных упреков не было. С каждым игроком я поговорил индивидуально и поблагодарил за работу. Девчонки старались, они на турнире сделали все, что могли. Мне не в чем их упрекнуть.
Сегодня меня обвиняют в том, что кому-то я не дал возможность раскрыться, проявить себя. Но хочу сказать, что баскетбол – командный вид спорта. Это сейчас можно заниматься различными домыслами. Проанализировав свою работу на Олимпиаде, я пришел к выводу, что серьезных стратегических ошибок не допустил.
- Вот так все в ажуре?
- Я говорю о серьезных просчетах, а недоработки, естественно, были, как без них? Опытные специалисты их, конечно, увидели. Но, кто не ошибается? Напомню, что все матчи на Олимпиаде имели кубковый подтекст – без права на ошибку. Поэтому приходилось действовать, как саперу: кого-то из игроков придерживать, кому давать, напротив, больше игрового времени.
- Вас обвиняли, что в каждом матче вы тасовали состав и откровенно «поплыли» при выборе стартовой пятерки. Каждый матч они менялись с калейдоскопической быстротой…
- Как можно «поплыть» перед матчем? У нас был слаженный тренерский коллектив и решения мы принимали коллегиально после тщательной подготовки к каждой игре. Это в ходе игры могли возникнуть нештатные ситуации. А перед матчем мы под каждую команду соперниц искали свою тактику, выбирали исполнительниц конкретной задачи. К примеру Наталья Жедик защищается лучше, чем Женя Белякова – невышибаемый игрок стартового состава. Соответственно от этого мы исходили, готовя тактическую схему игры с бразильянками. Мы не подстраивались под соперника – мы искали тактические сюрпризы соперницам. Ведь они тоже нас хорошо изучили. Мы старались минимизировать риски игроков атаки.
У нас в каждой игре выходила в стартовом составе Ирина Осипова. Только в одной игре у нас не вышла Наталья Виеру, в двух играх обошлись без Алены Данилочкиной и Елены Беляковой. Поэтому говорить о том, что тренеры тасовали состав по принципу спортлото – какой бочонок вытащишь из темного мешочка – глупо и смешно. Неужели сборную страны доверят дилетантам?
В сегодняшней олимпийской сборной не было явных лидеров и аутсайдеров. Все линии были сбалансированы. Каким качеством игроков – другой вопрос. Некоторые игроки прошли четыре Олимпиады, много было дебютанток, голодных до побед. Получилась неоднородная группа игроков, и нам, тренерам, было непросто определить, кто из них сильнее, кто не дрогнет под психологическим давлением Олимпиады. Силу игрока определяли по разным критериям. Вот простой пример. Если бы не травма Маши Степановой, то мы бы не отцепили другую центровую Татьяну Видмер. В паре они были хороши, а одна Татьяна не вписывалась в стратегический рисунок. У нас не было чистого пятого номера и мы сделали ставку на трех других игроков, которые были близки к этой позиции. Это Ирина Осипова, Наталья Виеру и Надежда Гришаева. Была бы Степанова в строю – мы бы взяли и Видмер. А вот Осипова с Видмер – проблемная пара. Эти нюансы не знают «писатели», которые рассуждают о преимуществах баскетболисток. Поверьте специалистам: нам все же виднее…
- В таком случае, почему на Олимпиаде не заблистала Ольга Артешина – одна из самых опытных игроков сборной?
- Ольга – умничка. Она всегда была лидером и мотором любой команды. Но попав в звездный состав УГМК, ее лидерские качества ушли на второй план. Не она виновата, что ее в угоду легионеркам, сделали подыгрывающим игроком. Большую часть подготовки она залечивала травму. Все это наслоилось и не дало возможность показать себя во всей красе. Она великолепно сыграло в контрольном матче со сборной Великобритании. Очень здорово помогла на предварительном этапе. Но в конце олимпийского турнира в матчах со сборной Франции и Австралии вместе с Ириной Осиповой серьезно подсела.
Вопрос из «зала» от Евгения Николко, повара:
- Борис, Лондон удалось посмотреть? Было чего поесть в олимпийской столовой? Кстати, рыбу пора забрасывать. Не поможешь?
- Откровенно говоря, в Лондоне кормили не очень, - уходит от темы разговора Соколовский. – Лучше пища на сборах в родном Новогорске. Да и в Пекине было не то. А вот сам Лондон – красивейший город!
- Это точно, - соглашается Николко. – А я никогда не забуду Японию – вот там рыбка была, что надо…
- У нас будет лучше! – твердо говорит Соколовский. – Давай дальше, продолжаем разговор.
- Не возникала мысль, что перед бронзовым матчем нужно было как-то встряхнуть команду, вывезти ее по русскому обычаю на шашлыки. Было видно, что, равно как и у твоего друга и земляка гандбольного наставника Евгения Трефилова, команда была эмоционально истощена. Вы их просто загнали…
- Готов признать свою ошибку. Мы поехали на Олимпиаду за неделю до старта. Хотели сыграть несколько контрольных матчей – с Бразилией, Канадой, Англией. В итоге первые две сборные отказались. И мы оказались на голодном пайке.
- Занялись шопингом?
- Не это было главное. Мы старались разнообразить время пребывания сборной в Лондоне. Спасибо президенту РФБ Александру Красненкову. Он в один из выходных организовал обед в неформальной обстановке и делал все, чтобы девушки не скучали. Но полностью снять напряжение у игроков так и не удалось. Одного обеда оказалось маловато. Наелись девушки и местных «щей» и однообразной обстановкой. Кто бывал на Олимпиадах - меня поймет.
- А что бы вы, Евгений Григорьевич, сделали, чтобы встряхнуть команду перед бронзовым матчем? – задаю вопрос Николко, который, слушая нас, колдует над костром.
- Скажу откровенно: не знаю, - признается заслуженный-перезаслуженный тренер по спортивной гимнастике. – Я после неудачи баскетболисток в полуфинале от сборной Франции пребывал в шоке.
- А у нас шока не было, - подхватывает Соколовский. – Ко мне подходит массажист, опытнейший Николай Аникеев, и говорит: «Девчонки устали…» Принимаю решение отменить тренировку. Всей командой поехали болеть за нашу мужскую сборную со сборной Испании. Что было дальше – вы все видели…
- Четвертое место сборной России – это реальный расклад сил?
- По крайне мере, успехом назвать нельзя. Но это и не провал. Не все игроки показали свои лучшие качества. Кому-то, возможно, я помешал это сделать. Но объективно одно: команда отдала все силы, чтобы завоевать медали. Безволия не было, удачи в этом матче тоже. Учитывая нынешнее состояние женского баскетбола в стране, мы заняли адекватное место в баскетбольной мировой иерархии.
- Что нужно сделать новому главному тренеру, чтобы через четыре года на Играх в Бразилии сделать шаг вперед?
- Возможно, повторюсь, но еще раз напомню: мы должны вернуться к старой истине: клубы должны работать на сборную, а не наоборот. Российские игроки сегодня в клубах прозябают на вторых ролях. Ставка – на легионеров. Постепенно у россиянок теряется мотивация, им некуда расти. Они отодвинуты от самостоятельности, от лидерских амбиций. В сборную мы получаем бойцов тренированных, но не прошедших настоящие сражения с правом решающих действий. Нужно ограничить количество легионеров в клубах или премьер-лиги в целом. Это моя твердая позиция и об этом я буду говорить на исполкоме. У нас в топовых клубах много легионерок. Почему бы не дать возможность нашим игрокам пробовать свои силы в сильных зарубежных клубах? Это пойдет на пользу российскому баскетболу.
И еще. В сборной идет смена поколений. Надо активизировать этот процесс. С другой стороны вспомните поколение Степановой, Корстин, Рахматулиной, Щеголевой, Артешиной. Когда они играли в самарском суперклубе ВБМ-СГАУ в качестве лидеров, несмотря на присутствие иностранок (здесь несомненно была и заслуга тренера Игоря Грудина) – была сильна и сборная. Если новый губернатор Самарской области Николай Меркушкин возродит женскую команду такого уровня – мы будем обеспечены надежным резервом сборной. Самара всегда была ведущим баскетбольным центром страны. И в мужском, и в женском баскетболе. Сергей Мокин, Александр Власов, Сергей Зозулин, Дмитрий Донсков, Виктор Курильчук, Андрей Долопчи, Владислав Коновалов – да у нас целый отряд отличных тренеров. Из Самары пачками уезжают не только перспективные тренеры, но и игроки. Остановите их!
Реплика из «зала» от Николко:
- Уха созрела, готовьте тарелки!
- Ну, тогда последний вопрос: каково будет решение исполкома РФБ 25 сентября?
- Я не собираюсь писать заявление об отставке. Шесть лет в тренерском штабе сборной – серьезный опыт для движения вперед. Если дадут шанс – буду работать. Если нет – уйду работать в клуб. Скорее всего, в Новосибирск. Любое решение исполкома приму с уважением и достойно.
- Вы готовы сделать сборную России олимпийским чемпионом?
- Да, но к усилиям РФБ нужно добавить заинтересованность в этом сильнейших клубов России.
…А дальше мы дружно заработали ложками. Стерляжья уха по-олимпийски вышла отменной!