В горах наши «пауки» затоптали немецких. Об олимпийской революции на экранах рассказывает главный телевизионщик игр-2014, генеральный директор АНО «Спортивное вещание» («Панорама») Василий Кикнадзе.
«Панорама» – это российский бродкастер, купивший права на показ Олимпиады-2014. Именно глазами и камерами «панорамщиков» весь мир увидел тестовые турниры из Сочи в прошедшем сезоне. Они же создадут для нас телевизионный образ Универсиады-2013 в Казани и национальный сигнал Игр-2014.
– На сегодня мы обладаем самым современным и совершенным комплексом для выездных ТВ-съемок, – уверяет Кикнадзе. – Коллеги из США, Японии, Канады, Германии, Польши, Австрии, работавшие в Сочи, единодушно признают супертехнологичность нашего комплекса. В него входят и нашпигованные всеми мультимедийными новинками ПТС (передвижные телевизионные станции), и мобильная центральная аппаратная, и медиаофис, который позволяет производить поиск материала, его обработку и выдачу в эфир в невероятно короткие сроки.
Оборудование у «панорамщиков» и впрямь закачаешься. Чего только не увидел ваш корреспондент за время тестовых соревнований: подвесные камеры-краны, камеры-головы, камера-глаз, камеры-пауки, камеры-тележки… На российский проект работали с 2009 года лидеры мировой ТВ-индустрии из Великобритании, Германии, Бельгии. Но не осталась в стороне и Россия.
– На сноуборде меня поразила камера, которая с вершины горы спускалась по тросу за спортсменом с невероятной скоростью.
– Это и есть наш отечественный «паук». Изначально его немцы придумали. Но нам отказались продавать, мол, только в аренду дадим. В результате пару лет назад специалисты с мехмата МГУ сделали своего «паука», покруче западного. Они добавили в конструкцию инновационный гироскоп, благодаря которому камера в крайнем положении уверенно держала горизонт. Теперь уже иностранные коллеги мечтают заполучить нашего «паука».
Наша задача – заменить 35–40 процентов международного олимпийского сигнала на свой, доморощенный.
«А МНЕ ГУБЕРНИЕВ ЗА КАДРОМ ВЕРЕЩИТ...»
– Что такое нацсигнал? – продолжает Кикнадзе. – Биатлон, например, зачастую доверяют показывать норвежской ТВ-бригаде. И когда Слепцова прицеливается на стрельбище, мне не очень интересно наблюдать в эфире, как какая-нибудь норвежка в это время по лесу бежит. Я хочу видеть, как наша стреляет. А Дима Губерниев в этот момент за кадром верещит: покажите стрельбище! Но ни я, ни мои коллеги не в силах повлиять на норвежцев. Вот для того, чтобы российские зрители видели Слепцову, а не норвежку, мы и готовим национальный сигнал, свою картинку.
Тут вот что надо понимать: в Сочи все вещатели окажутся в позиции ведомых. Координацию по производству международного сигнала осуществляет OBS (Olympic Broadcasting Services) – организация при МОК. Они – боги. При этом OBS привлекает лучшие силы на отдельные виды спорта. Норвежцы, к примеру, будут делать картинку с биатлона, канадцы – с хоккея, словенцы – с трамплина, швейцарцы – с бобслея. А нам необходимо подстроиться под их режиссера, но сделать акцент на российских спортсменах, пускай они даже в горных лыжах и в шестом десятке котируются.
– У нас как у хозяев есть преимущество перед иностранцами?
– Да. OBS относится к нам и к российским телекомпаниям-сублицензиатам (ВГТРК, Первый канал, «НТВ–Плюс») как к привилегированным вещателям. В микст-зонах первые позиции у россиян, а не у NBC, которая за права на Олимпиаду в Сочи миллиард долларов выложила.
СУПЕРТЕХНИКА ОТ ХАБАРОВСКА ДО КАЛИНИНГРАДА
– В 2010 году на совещании в Мадриде OBS порекомендовала нам готовиться к производству картинки с Олимпиады в новом формате 1080p, – вспоминает Кикнадзе. – Это в два раза лучше, чем традиционный HD 1080i. «Панорама» такой комплекс построила и на тестовых соревнованиях впервые в истории отечественного телевидения провела трансляции в этом формате.
– А 1080p все потянут?
– Никто не потянет. Рекомендацию мы выполнили, но будем на Олимпиаде работать в стандарте 1080i. Как и OBS.
– Где кадры брали?
– Удобней было бы всех обучить в Москве. Однако что с этими специалистами после Олимпиады делать? В Москве и без того 11 ПТС в HD-формате, а в других городах, когда мы начинали проект, не было ни одной.
Поэтому решили последовать примеру организаторов Олимпиады-80, благо руководитель телевизионного проекта московских Игр Генрих Юшкявичюс щедро делится с нами опытом. В итоге всю эту волшебную технику распределили по стране. Так появилось девять филиалов от Хабаровска до Калининграда. В течение двух лет людей обучали по 27 специализациям и 10 специальностям, а затем обкатывали на огромном количестве соревнований, в том числе на женском юношеском чемпионате мира по футболу-2012 в Азербайджане, на Олимпиаде в Лондоне, на тестовых соревнованиях в Сочи. Мы подготовили свыше 1000 человек. Из них 890 поедут в Казань и около 600 в Сочи.
СПОРТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ, КАК КИНО
Писк минувшего телевизионного сезона в Сочи – трансляции с юниорского чемпионата мира по хоккею. Повторы голов с восьми ракурсов, крупные планы, наслоение картинок, суперзамедленные траектории полета шайбы, куча графики, оператор на льду с камерой… Роскошное зрелище, помощнее Лиги чемпионов!
– Мы стянули на хоккей даже больше техники, чем требовалось, – 17 спецавтомобилей, включая передвижные телевизионные станции и передвижные станции спутниковой связи, – объясняет Кикнадзе. – Впервые развернули мобильную центральную аппаратную, которая для России абсолютно уникальна. Приятно, когда коллеги из TSN – основного вещателя НХЛ – нас хвалили.
– Сколько камер на хоккее работало?
– 24‑камерная машина с восемью дополнительными камерами плюс 10‑камерная с шестью камерами, итого – 48. Так даже взрослый чемпионат мира не снимают.
– На выходе картинка на кино походила.
– Современное спортивное телевидение и строится, как кино. Это касается крупности планов, их последовательности, сочетания, частоты, смены планов, внутрикадрового движения. Я абсолютно счастлив, что коллеги прониклись этой киноидеей. В «Панораме» главный оператор Костя Данин с кинообразованием. Главный режиссер Стас Хитрин, на мой взгляд, лучший спортивный режиссер страны. У нас сильная команда.
Люди золотые. А ведь регионы поначалу боялись нам народ отдавать на обучение – как бы не умыкнули. Теперь же звонят и делятся, мол, ребята почувствовали себя профи, подчеркнуто аккуратно одетые на работу ходят, ежедневно бреются, английский язык учат.
– Что скажете об олимпийских объектах как телевизионщик?
– Просто сумасшедшие объекты! «Большой», «Айсберг», «Адлер-Арена» по свету, комфорту, доступности оборудования, уникальной ТВ-инфраструктуре – суперстадионы! К лыжно-биатлонной «Лауре» осталось подвести дорогу. По трамплинам «Русские горки» – их просто надо достроить. И, конечно, о сервисе подумать. В Турине с его многочисленными транспортными, организационными проблемами все уравновешивалось невероятным гостеприимством хозяев.
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
ВДОЛЬ ОБРЫВА, ПО-НАД ПРОПАСТЬЮ…
КАК ТАЩИЛИ ПТС НА ГОРНОЛЫЖНЫЙ СКЛОН КУБКА ЕВРОПЫ
По словам Кикнадзе, все минувшие годы его поражала слаженная коллективная работа организаторов, строителей, властей. Вот лишь одна история – о трансляции первого тестового турнира, Кубка Европы по горным лыжам в феврале 2011 года.
– Когда машины «Панорамы» преодолели почти 500 км от Москвы до Сочи, выяснилось, что дорога через горный перевал Джубга – Сочи разрушена селем, – вспоминает Кикнадзе. – Что делать? Решили возвращать машины назад и перебрасывать самолетами. Мало того что время поджимает, так еще и в день вылета шторм накрыл Сочи. Аэропорт не дает ни взлет, ни посадку. А срывать трансляции соревнований нельзя.
Выручили летчики: в ливень со шквальным ветром два «Руслана» ювелирно сели на адлерской ВПП!
Следом – новое испытание. Фуры нужно тащить на горнолыжный комплекс, а асфальтированной дороги на последнем отрезке пути, выше Эсто-Садка, нет. Строители подсобили тягачами, взяв наши машины на прицеп. В горах ледяной дождь хлещет, дорога покрыта коркой льда. Водитель тягача при заносе чудом спасает ПТС от плотного знакомства со стенкой тоннеля.
Замученные нервотрепкой, прибываем на место. А там, оказывается, лавина снесла половину трассы. Пришлось готовиться к трансляции практически за ночь вместо недели по плану.
– Часто ругань в спорах со строителями, организаторами стоит чудовищная, подчас на личности переходим, но люди в Сочи знают свое дело, уникальные профессионалы собраны, – подытоживает Кикнадзе. – Им по плечу любые задачи.