Молчание – золото?
С конца июня российские спортсмены, готовящиеся к Олимпиаде в Сочи, перешли в закрытый режим работы. Об их успехах болельщики смогут узнать лишь в редкие дни открытых дверей. В том, что грозит нарушившему обет молчания спортсмену и правомерны ли указания Минспорта, разбирался корреспондент «Советского спорта».
ПРЕДЫСТОРИЯ
В июне замминистра спорта Юрий Нагорных собрал всех пресс-атташе федераций зимних олимпийских видов спорта и поведал о новых правилах в общении со СМИ. Теперь спортсмены и тренеры не имеют права давать интервью в обход пресс-служб федераций.
Представители пресс-служб могут допускать журналистов к спортсменам только во время заранее определенных дней открытых дверей. Материалы, подготовленные журналистами во время дня открытых дверей, должны пройти через цензуру федераций. Из статей исключат любые напоминания о подготовке спортсменов к Играм в Сочи. К примеру, о любимом борще Вольфганга Пихлера писать будет можно, а вот о новых лыжах Ольги Зайцевой – нельзя.
Впрочем, сам Юрий Нагорных наличие последнего пункта опровергает.
ПОЗИЦИЯ ЖУРНАЛИСТОВ
УМЫВАЕМ РУКИ
Одной из первых жертв затеи Минспорта стал журналист Андрей Каща. Он взял интервью у кандидата в олимпийскую сборную России. Материал готовился к печати, ждал звездного часа, как вдруг…
«Спортсмен присылает мне письмо с просьбой не публиковать текст, – негодовал Каща на своей странице в Facebook. – Оказывается, руководство против общения с журналистами. Ну, дескать, нечего перед Олимпиадой отвлекаться на разговоры».
Каща в ответ пожелал герою интервью «помыть руки после переписки, ведь в подготовительный период не бывает мелочей».
Впрочем, умывают руки и сами журналисты. Каща, например, не желает называть имя таинственного спортсмена, ограничиваясь характеристикой «профессионал». А представители других изданий, к которым мы обратились за комментариями, просят не упоминать их фамилии при подготовке этого материала.
ПОЗИЦИЯ ФЕДЕРАЦИЙ
ОЛИМПИЙЦЫ РАДЫ МОЛЧАНИЮ
Пресс-атташе федераций скованы цепью недомолвок. Лишь представитель фристайла Михаил Вержба соглашается рассказать о запрете на общение.
– Подтверждаю, начиная с этого месяца спортсмены смогут общаться с прессой лишь в специально выделенные дни на сборах. Олимпийцы должны сосредоточиться на подготовке к Играм в Сочи. Молодые ребята могут и «зазвездиться» с вашей помощью.
– Что будет, если олимпиец нарушит предписание и даст интервью?
– У каждого спортсмена в контракте есть пункт, обязывающий общаться с журналистами только с разрешения пресс-службы федерации. Раньше на него закрывали глаза, а вот теперь дисциплинарных норм не избежать.
– Вам не кажется, что права олимпийцев нарушены?
– Они сами рады нововведению. Спортсменам надоедает пристальное внимание СМИ, свалившееся на их плечи перед Олимпиадой.
ПОЗИЦИЯ СПОРТСМЕНОВ
ЛИШЬ БЫ НЕ ЗАКРЫЛИ СОЦСЕТИ
Кому внимание прессы точно не надоедает, так это конькобежцу Ивану Скобреву. Он не только интервью дает в охотку, но и сам пробует себя в роли журналиста. Корреспондент – в твиттере, фотограф – в инстаграмме.
Кстати, слухи о драконовских запретах дошли и до него. Ивану сообщили, что отныне о социальных сетях придется позабыть.
– Я сразу набрал Юрию Дмитриевичу Нагорных, – рассказывает Скобрев, – но он меня успокоил: министерство твиттер не запрещает, да и интервью в свободное время я смогу давать.
Разгоняющий нашей ведущей бобслейной «двойки» Алексей Воевода, с которым «Советский спорт» хотел сделать интервью, и вовсе ничего не знает о запретах.
– Я сейчас тренируюсь – перезвоните через три часа. Пообщаемся, – обрадовал Воевода.
Не желая подставлять спортсмена, звоню не ему, а главному инициатору бойкота Юрию Нагорных.
ПОЗИЦИЯ МИНИСТЕРСТВА
СПОРТСМЕН ПОЛУЧИТ ШТРАФ ЗА ИНТЕРВЬЮ
– Мы никому не запрещали общаться – у журналистов будет доступ к спортсменам! Только вот не всегда, – признает Нагорных.
– Что это значит?
– До Олимпиады остается лишь двести дней – этот период спортсмены должны посвятить работе, не отвлекаясь на разные интервью и комментарии. Всему свое время. Массаж отдельно – пресса отдельно.
– Когда придет время болельщиков, которые не смогут в ежедневном формате знакомиться с будущими героями?
– Пресс-службам поручено организовать дни открытых дверей на сборах. Спортсмены будут общаться тепло и без раздражения, потому что будут знать заранее о визите СМИ. Хочешь – фото, хочешь – видео.
– То есть олимпийцы жаловались вам на «назойливых писак»?
– Общение с прессой – это всегда стресс. Но мы не ищем крайних, а просто и честно хотим оградить спортсменов от внешних раздражителей, подарить им тишину и спокойствие.
– Есть олимпийцы, которым общение со СМИ никак не мешает. Их за запрещенные интервью штрафовать будете?
– У спортсменов есть обязательства перед федерациями. В случае нарушения контракта к ним применят дисциплинарные меры.
– Я договорился об интервью с Алексеем Воеводой. Получается, он будет оштрафован?
– Не будет, если вы позвоните и скажете ему, что неплохо бы связаться с пресс-службой.
– То есть интервью не будет… Но вы понимаете, что своим решением Минспорта лишает страну олимпийского праздника? Получается, России нужны только медали, а не полные дворцы спорта и зрительский интерес?
– Мы заинтересованы и в раскрутке, популяризации. Но на данном этапе спокойная подготовка к играм в Сочи для нас важнее.
Впрочем, спортсменам никто не запрещает участвовать в рекламных и спонсорских акциях. Просто о своих действиях они обязаны проинформировать федерации.
СЛОВО АДВОКАТУ
«МИНСПОРТА НЕ НАРУШАЕТ ЗАКОН»
Не противоречит ли решение Минспорта Закону о прессе и праву на свободу слова? На этот вопрос отвечает адвокат Михаил Прокопец.
– Может ли федерация штрафовать спортсмена за общение с прессой?
– Взаимодействие со СМИ – распространенный пункт в контрактах. Только во всем мире спортсменов обязывают общаться с прессой. У нас же все иначе: налицо имиджевая, но не правовая проблема. Насколько я понимаю, федерации не вправе штрафовать олимпийцев. Они попросту могут не выплачивать бонусы за нарушение одного из пунктов контракта.
– Ущемлены ли права журналистов или спортсменов?
– Мой ответ вас расстроит, но Минспорта действует по закону. Олимпийцы обязаны исполнять пункты подписанного ими же контракта. Хотите общаться со СМИ – платите штрафы.