Олимпийский чемпион Вячеслав Веденин: Я бы и здесь мог нагнать отставание
Один из самых волевых спортсменов в российской истории, отыгравший минуту в лыжной эстафете на Олимпиаде в Саппоро в 72‑м, снова оказался в непростой ситуации и легко из нее вышел.
Февраль 1972 года, Саппоро, 11‑е зимние Олимпийские игры. Лыжная эстафета. Зрители одного из самых зрелищных и самых престижных видов на зимних Играх покидают свои места. Уходят даже тренеры, только норвежские болельщики никуда не торопятся. Их спортсмен на последнюю десятку уходит с минутным отрывом от представителя сборной СССР Вячеслава Веденина. Такое не отыграть! Это как второй тайм футбольного матча, а ты летишь 0:5.
Но летела не только наша лыжная команда, летел и Веденин, на которого даже тренеры бросили смотреть. Ну куда там, не вырвать минуту…
2013 год, октябрь, Москва. Бережковская набережная и 22‑е Игры, которые уже вот-вот и наступят. Олимпийский чемпион Вячеслав Веденин занимает место на своей позиции, журналисты прицеливаются из диктофонов, фото- и видеокамер. Вдруг к именитому лыжнику подходят волонтеры и куда-то ведут. Навстречу приближающемуся огню. «Он должен будет пробежать два этапа», – выхватываем мы из разговора. После 10 километров в Саппоро таким Вячеслава Петровича не напугаешь.
Тогда, в 72‑м, он просил парт-неров по команде кричать его фамилию. Норвежский лыжник оглядывался, пугаясь атаки советского спортсмена, и сыпал секунды, как из рваного кармана, а Веденин бережно подбирал каждую с лыжни. Он еще на открытии Игр показал, что такое русский характер.
– Да, я с той Олимпиады больше гонки само открытие помню. Тогда на трибунах японский император сидел, и нужно было склонить флаг, когда идешь мимо него. А у сборной Союза флаг доверили мне нести. Ну и как можно было в то время знамя твоей страны склонить перед кем-то, я как нес прямо, так и прошел мимо их императора. Ничего!
Для интереса, с первым шагом лыжника включаю секундомер: за сколько справится со сверхнормой? Цифры замерли на 2.39. В 72 года Вячеслав Петрович в отличной форме, и речь не о фирменных костюмах.
– Вы знаете, если бы сердце могло говорить, оно бы за меня ответило. Чувствую волнение, напряжение небольшое, но тем спортсменам, которые выступали на уровне, это привычно.
– В Сочи поедете?
– Пока мне никто предложения не делал.
– А сюда как позвали?
– Позвонили в сентябре, спросили, хочу ли я, сказал – хочу. Спросили размер формы и уже потом прислали документы. Я до самого последнего момента не верил, пока не подписал бумаги.
– Если бы сегодня вас попросили отыграть отставание, как в Саппоро?
– Думаю, смог бы. Тем более я два отрезка бежал, на таком расстоянии можно было бы что-то сделать
– Два отрезка, не устали совсем?
– Нет, жарко только очень. Мне сказали, что холодно и надо одеваться теплее, я и оделся (под фирменным костюмом у Веденина проглядываются свитер и теплая рубашка). Лыжники в принципе любят тепло, не пренебрегают этим.
– Предложи вам выбрать любой отрезок в России для этапа эстафеты огня, какой бы выбрали?
– В Татарии есть места, где у меня много друзей. Наверное, там.
– Хотели бы на лыжах пройти свой этап?
– Да, вот это было бы очень интересно. Классикой с таким удовольствием бы прошелся.
К зиме хранителям огня лучше набрать форму, а то не догонят.
Двукратный олимпийский чемпион Владимир Петров: Потухнуть олимпийскому пламени не позволю