Паралимпийская чемпионка Джессика Лонг: Мама, я тебя прощаю
Больную девочку оставили в русском роддоме 21 год назад. Позже ее удочерили американцы. Спустя годы, став знаменитой спортсменкой, Джессика нашла силы вернуться и встретиться с биологическими родителями.
Скорый поезд Иркутск – Усть-Илимск. Джессика смотрит в окно. В ее Балтиморе теплынь, а здесь морозы. В Балтиморе родители, которые засыпают ее посланиями по соцсетям, а здесь… Мама Наталья, ждет ли она ее? А сестры и братья?
Она так хотела этой встречи – и тогда, когда малышкой узнала, что родилась в России. И год назад, когда выиграла Паралимпиаду и поняла – ей есть что сказать родной матери.
«МНЕ НРАВИТСЯ РОССИЯ»
– Мне нравится Россия, я душой здесь, – делая очередной кадр на айфон, задумчиво говорит она сестре Ханне, которая тоже приехала из Америки, чтобы поддержать Джессику.
– Эта поездка задумана Богом, я о ней очень мечтала, – рассуждает Джессика – Волнуюсь, как все произойдет… Но не виню мать за то, что отказалась от меня. Я благодарна ей уже за то, что подарила мне жизнь.
Эта история началась в 1992 году. 16‑летняя Наталья Кириллова из Братска родила девочку без малых берцовых костей, лодыжек и многих костей стопы. Она никогда бы не смогла ходить. Мать отказалась от малышки. Дальнейшая судьба Тани была предопределена – сначала Дом ребенка, потом детдом, потом дом инвалидов…
Но жизнь переписала этот сюжет в сказку про Золушку. Американцы Бета и Стив Лонг удочерили белокурую девочку. Увезли ее в Штаты, дали новое имя и новую судьбу. Тане-Джессике пришлось многое пережить. Она тренировалась в бассейне американских бабушки с дедушкой, достигла больших высот. В Лондоне стала чемпионкой Паралимпийских игр.
Приемные родители никогда не скрывали от девочки, что ее корни – российские. Но только после Лондона она получила шанс побывать на родине, где ее звали Таней. Увидеть родную мать и спросить… О чем?
АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА
Иркутск образца 1992 года, куда попала Таня Кириллова сразу после рождения, не был городом мечты: цены скачут, продуктов и работы нет, зарплату на заводах выдают их же продукцией.
Такой увидел Россию Стив Лонг – будущий отец Джессики. С супругой Бетой у них уже было двое своих детей. Но Лонги мечтали о большой семье. Усыновить еще двоих детей в России оказалось проще, чем в Штатах.
– Когда я приехал, на руках Джессику держала нянечка, – делился воспоминаниями о первой встрече с дочерью Стив Лонг. – Она была необыкновенно красива. Приют – мрачный. Очень холодно: стекла на некоторых окнах в трещинах, а кое-где их не было. Дети носили обрывки полотенец вместо подгузников.
Я усыновил двух детей – голубоглазую девочку и мальчика.
Джессике было 13 месяцев, когда она оказалась в США. В полтора года ей ампутировали обе ноги ниже колена и сделали протезы. Через несколько недель девочка пошла. Так начала воплощаться американская мечта.
– Мы с детства занимались гимнастикой, баскетболом, катались на коньках и велосипедах. Занимались бегом и скалолазанием, – вспоминает Джессика. – Но больше всего я любила плавание. В бассейне у бабушки и дедушки мы с сестрами часами бултыхались, изображая русалок.
К профессиональному тренеру она попала в 9 лет. Через несколько лет выиграла четыре золота на Паралимпиаде в Афинах. В 16 ее ждал триумф в Пекине. И вот тот самый судьбоносный – Лондон…
«ЭТО МОЙ КРЕСТ»
Деревня Тэмь Братского района Иркутской области. Покосившиеся дома и заборы, ухабистая дорога. В единственном магазине не выводятся пьяные посетители. В основном – молодежь, у которой, похоже, каждый день праздник. Здесь живут биологические родители Джессики. Мать Наталья подрабатывает уборщицей в школе, отец Олег – водитель лесовоза.
– Мы начали встречаться с Олегом, когда мне было 16, – рыдая, начинает исповедь Наталья Валтышева. – Когда я забеременела Таней, начали болеть почки. Врач мне поставила укол, кажется, хлористый кальций. Я не сказала, что в положении. Возможно, это стало причиной Таниной инвалидности... Появилась на свет моя девочка раньше срока. Сказали, что она инвалид на всю жизнь. Врачи твердили в один голос: «Откажись, откажись от нее. Ты еще молодая, сможешь родить». Мы с Олегом были против. Но свекровь сказала, мол, тянуть инвалида не собирается. Так Таня осталась в роддоме, а мы вернулись домой. Какая же я тварь...
Я думала о ней все время, надеялась уговорить свекровь. А потом узнала, что Танечку удочерили американцы. Через год у нас родилась вторая дочь Настя. За ней двойняшки – мальчик и девочка. У Даши ДЦП. Это мой крест… А Танечка моя… Новые родители сделали то, что я бы никогда не смогла сделать для нее. Она добрая девочка и все поймет…
РОДНАЯ КРОВЬ
Выйдя из джипа, который остановился у дома ее родителей, Джессика оторопела. Она увидела деревню, где могла бы вырасти сама. В старом доме с обшарпанным фасадом, с удобствами во дворе. Зато на крыше – спутниковая тарелка. Что ее ждало здесь?
Таня-Джессика заплакала, когда встретила Наталью, которая заботливо накинула на дочь свой теплый пуховик. Они так похожи. Родная кровь.
А деревня… – таких по России сотни.
Джессика будет им писать. Помогать. Может, еще приедет.
– Я рада, что прилетела. Я ни в чем не разочаровалась. Увидела сестру и поняла, что очень на нее похожа, – говорить Джессике трудно. – Настя младше меня на год, я ей подарила изящный браслет, он подходит к цвету ее волос. А маме – ожерелье. Папе – библию на русском. Наша семья – верующая.
Странно, но сестры почти угадали желания друг друга. Настя подарила сестре… кольцо.
А мама Наталья вынесла дочке в подарок банку маринованных огурцов.
За обедом накрыли большой русский стол. С огурчиками, помидорчиками, жареной картошкой. Глядя, как Джессика осторожно пробует незнакомую еду, Наталья смахивала слезу.
Джессика готовится к Паралимпиаде в Рио. Она поедет на Игры-2016 только за победой.
А с ее русской родней она еще обязательно встретится…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Джессика ЛОНГ
(Татьяна КИРИЛЛОВА)
21‑летняя американская пловчиха русского происхождения.
Многократная чемпионка Паралимпиад и чемпионатов мира по плаванию. 18 мировых рекордов.
В Паралимпийских играх 2004 года 12‑летняя Лонг выиграла 3 золотые медали, а через четыре года уже шесть раз выходила на пьедестал почета. На последних Играх в Лондоне пловчиха завоевала пять золотых и две серебряные медали.