Женская доля секунды
Сборная России по конькобежному спорту оказалась не самой успешной российской командой на этом турнире, но одной из самых живых. Со своей драмой, своей историей и своими словами.
В командной гонке наши девушки должны были проходить Польшу в полуфинале. Субъективно мы просто выше классом, объективно – в четвертьфиналах у нас было второе время среди всех. Проигрывали мы Голландии и с ней же собирались очно встретиться в финале. Не получилось. Вторую Олимпиаду нас выбивают из борьбы польки. Почему это произошло и радоваться ли нам после такого бронзовым медалям, было непонятно, пока не объяснили сами спортсменки.
– Я рада, что нас наградили, пусть бронзой, но она для нас – как золотая, – говорит Юлия Скокова. – Я вообще для победы готова хоть сейчас бежать еще, показывать, что силы остались. В полуфинале у нас отстала Екатерина Шихова, я ее толкала сколько могла, но не дотолкала. Когда выходили бороться за третье место, у меня не было разочарования, я знала, что если мы сейчас соберемся командой, то сможем выиграть.
Олимпиада быстро прошла: старты и восстановление, в таком режиме даже сходить никуда не успела. Я эти Игры запомню, наверное, по колоссальной поддержке зрителей, нигде и никогда такого еще не было. Просто нереально.
В микст-зоне Шихову не приходится подталкивать, и она единственная из команды не останавливается рядом с журналистами.
– Наверное, – рассуждает Екатерина Лобышева, – последний наш забег был был образцово-показательным. Мы разложили силы по команде так, что можно было писать учебные пособия по конькобежному спорту. Все-таки хотелось выиграть медаль для себя, для России, для болельщиков. Здесь нас просто невероятно поддерживали!
С Японией мы выбежали из трех минут и установили рекорд России на равнинных коньках, быстрее еще не бежали. Я была готова бежать в полуфинале, но тренеры меня оставили на финал, потому что думали, что все-таки пройдем туда. Честно, я настраивалась на Голландию, думала о борьбе с ними, но рада и этой медали. Она очень дорога для меня.
В этом году много всего случилась, у каждого спортсмена есть своя история. Я… я эту медаль посвящаю своему отцу, – говорит Екатерина, не сдерживая слез, – его не стало несколько месяцев назад, и было очень тяжело перенести эту утрату.
В погоне за бронзой ощущается вся жестокость олимпийской системы, когда ты вылетаешь в полуфинале, и пары финалистов твое время не интересует. Мы выбегаем из трех минут, что здесь позволено лишь Голландии. Польки ни в забеге с нами, ни в финале на подобное были не способны. Но все это происходит лишь в битве за бронзу и стартующих через несколько минут финалистов совершенно не интересует.
– Две бронзовые медали перед стартом Игр были скорее мечтами, надеждами, а теперь это можно пощупать, потрогать, это очень радует, – подводит итоги Ольга Граф. – Я не ставлю точку, Олимпиада закончилась, а международные старты продолжаются. Надо немного отдохнуть. Теперь хочется сказать спасибо всем: тренерам, журналистам, волонтерам.
Я только сейчас понимаю, что мы теперь, наверное, войдем в историю и я войду в историю. Конечно, жаль 5000 м, но, значит, это не моя медаль, значит, голландка заслужила, а я где-то недоработала. Дальше будет только лучше. Хочется в итоге, чтобы российский флаг висел, а не голландский.
Ольга Граф бежала на этих Играх 3000 м, принесла конькобежкам первую медаль на турнире, расстегнула комбинезон на финише и только тогда вспомнила, что под него ничего не надела. Бежала 5000 м, стала четвертой и самой несчастной на свете на несколько секунд. Ольга – эмоции нашей команды. «По-о-ольша!» – кричит она недавним соперницам, перед тем как начинать общение с прессой. Ей что-то отвечают, смеются, смеется сама Ольга.
«Доберусь до телефона и позвоню мужу, потом маме – или маме, а потом мужу, вы меня запутали», – смеется спортсменка, рассказывая про ближайший телефонный звонок.