Александр Легков: Всю Олимпиаду ни с кем не общался
К золотой медали в Сочи Александр Легков шел через пустыню неудач, через заросли вторых мест, через 50 км марафона, усеянного лучшими лыжниками всего мира.
«ХОТЕЛ ВЫИГРАТЬ У КОЛОНЬИ»
Норвежец Петтер Нортуг за пару месяцев до этой гонки обещал сломать Легкову жизнь. Если Нортуг хотел это сделать, показав, как может деградировать некогда самый опасный человек на лыжне, – у него получилось.
Нортуг проиграл Легкову 45 секунд и стал 18‑м. Швейцарец Дарио Колонья хотел взять третье золото и встать в один ряд с Дарьей Домрачевой и Виктором Аном, но не смог. Трио шведов: Сёдергрен, Ричардсон, Ульссон – работали друг на друга, везли друг друга и привезли на места с седьмого по девятое. Так получилось, что лучшей тройкой на этой Олимпиаде стали не Дацюк – Радулов – Ковальчук, а лыжники Легков, Вылегжанин и Черноусов, разобравшие первые три места в забеге на 50 км. Легков вспоминает:
– Про хоккей ничего плохого не могу сказать. Смотрел все матчи, кроме финала, – у нас награждение было, – вообще все смотрел на этой Олимпиаде, наверное, только керлинг мимо прошел. Разочаровал меня хоккей исключительно по-спортивному.
– Что сказали бы игрокам перед третьим периодом?
– Да ничего бы не сказал, даже не стал бы разговаривать. Я же понимаю, насколько это тяжело, и они прекрасно понимали, как тяжело выиграть у финнов.
– Вас самого может чей-то совет разозлить?
– Бывает такое, да. Обычно болельщики присылают письма, просят автографы, карточки какие-то прислать. Передали мне письмо перед Играми, думал, сейчас распишусь – отправлю. Открываю, а это, оказывается, пишет какой-то ветеран и пишет совсем неадекватные вещи. Начал меня учить, как мне бежать, стал говорить, что я неправильно держу спину, что из-за этого я проигрываю, что мне надо изменить технику. Я прочитал пять строчек, разорвал и выкинул.
Я такого человека уважаю, потому что он любит лыжные гонки, но не надо меня учить, у меня есть тренеры.
«ДАВИЛО, ЧТО ДОЛГО НЕТ ЗОЛОТА»
– Какая победа на этой Олимпиаде запомнилась больше других?
– Любая победа наших вдохновляла. Я завидовал хорошей завистью и думал, что у меня должно точно так же быть.
– До того, как выиграли свою золотую медаль, чью-то еще держали в руках?
– Нет, не держал, не видел и, когда сам получил серебро, приехал домой и убрал медаль в сумку далеко-далеко.
– То есть ждали золота на полтиннике?
– На 50 км настраивался, но не было уверенности, что там обязательно возьму золото, понимал – будет еще много сильных соперников, с которыми придется бороться.
– Был один, у которого хотелось выиграть особенно?
– После дуатлона появился Дарио Колонья, которого не было видно, а потом он стал быстро бежать. Мне захотелось ему доказать, что я могу то же самое.
– Давило то, что так долго лыжники были без золотых медалей?
– Давило, конечно, да и не только лыжи, еще и биатлон. У меня там друзья бегают, я за них тоже переживаю. Из-за этого сложнее настроиться: чем дольше у тебя чего-то нет, тем больше хочется. Когда ты начинаешь сильно хотеть – не получается.
– Как успокоиться, когда два дня до конца Олимпиады, а ни у вас, ни у биатлонистов нет ни одного золота?
– Честно, не знаю, как тут успокоиться. Я просто ходил гулять вечером или на балкон выходил. Надевал шапку, стоял, смотрел по полчаса, по 40 минут на Олимпийскую деревню, на бассейн, на природу, которая вокруг.
– Успокоились в итоге?
– Да все равно было волнение. Ответственность. Ты же на своей Олимпиаде.
– Полчаса до гонки, что делает Александр Легков?
– В берушах откатывает лыжи. Ну и переживает, пытается настроиться. В последний час идет откатка лыж, и ты пытаешься прислушаться к своему организму, понять, насколько он готов.
– Что говорил организм?
– Что готов.
«РЕЛЬЕФНЫЙ ПРЕСС – СТАБИЛИЗАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
– Во время Олимпиады с близкими общались?
– Всю Олимпиаду ни с кем не общался. Я понимал, что так будет лучше для меня самого, и старался ни с кем не говорить. Знаю, что они переживают, болеют, и от этого легче.
– Результатами Игр в целом довольны?
– Я считаю, что Олимпиада оправдала себя на сто процентов. А если говорить о том, как она проходила… Я когда прилетел и меня привезли в «Лауру», просто рот открыл от удивления – как такое возможно?! Это же Европа! И организация была на таком высоком уровне. Я был на Олимпиадах, и, знаете, в сравнении с тем, что раньше было, – детский сад.
– В Сочи для себя хотели бы покататься на лыжах?
– На беговых лыжах уже нет желания, а вот приехать туда скатиться на горных, пожить в отелях туристом, отдохнуть было бы здорово.
– Сейчас вы где?
– На пути в Финляндию, на этап Кубка мира, просто заехал в Швейцарию, мне нужно забрать отсюда вещи. Перед Олимпиадой кое-что оставил здесь в гостинице.
– Сложно будет после Олимпийских игр настроиться на этапы Кубка?
– Думаю, да. Хотя это же моя профессия, потерплю. 15 км на самом деле не самая страшная дистанция, меня очень беспокоят 50 км классикой в Осло, вот это очень тяжелая гонка. Я сейчас уже готов к любому исходу, если будет все хорошо, буду счастлив, если все плохо – я свой главный старт в этом году уже пробежал, и пробежал на отлично.
Два дня назад я был в хорошей форме, потом были встречи, приемы, бессонные ночи… Осталось подождать до воскресенья (в воскресенье Легкову бежать 15 км на этапе Кубка мира в Лахти. – Прим. ред.).
– С кем-то из сборников на Играх познакомились впервые?
– Со всеми по чуть-чуть пообщались, многих я все равно знал: саночников, биатлонистов, бобслеистов. Со всеми поговорили.
– С Алексеем Воеводой силовые тренировки не обсуждали?
– В Швейцарии перед сезоном тренируемся на их олимпийской базе вместе с бобслейной командой. Они много нам показывают скоростной и силовой работы, а мы пробуем выполнять.
– Видел, как вы на брусьях отжимаетесь с рюкзаком на плечах. Сколько он весит?
– Если рюкзак, то это старое видео, сейчас у нас пояс. Летом 60 кг могу прицепить, зимой – 45–50.
– Скоро лето, расскажите, как мне сделать рельефный пресс?
– Стабилизационные упражнения, от них надо отталкиваться. Планка – делаете упор лежа, как при отжиманиях, потом опускаетесь на локти и в таком положении удерживайте себя. Я еще некоторые движения совершаю или по-разному саму планку выполняю, но неподготовленный человек долгое время это не сможет делать.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр ЛЕГКОВ
Родился 7 мая 1983 года в Красноармейске. Воспитывался в спортивной семье, старший брат Виталий выступал в биатлоне. Дебютировал в Кубке мира в 2003‑м, победитель многодневки «Тур де ски». Участвовал на Олимпиадах в Турине и Ванкувере. В Сочи выиграл серебро в эстафете и золото в марафоне.