Самба или амба?
Еще пару месяцев назад были серьезные опасения, что счет на табло во время матчей чемпионата мира по футболу станут менять вручную, а зрителям придется сидеть на бетонных ступенях без кресел. Ситуация с Олимпиадой-2016 еще плачевнее. Недавний визит в Рио-де-Жанейро поверг комиссию МОК в уныние, граничащее с отчаянием. «Советский спорт» разбирался, с какими проблемами столкнулись организаторы предстоящих Игр.
ПРОБЛЕМА НА ЗЕМЛЕ
До сих пор образцом того, как не надо готовиться к Олимпиаде, считались Афины-2004. Истории о том, как рабочие в столице Эллады докрашивали перила на лестницах арен, когда уже шла церемония открытия Игр, до сих пор веселят болельщиков, хотя 10 лет назад многим было не до смеха. Впрочем, греки худо-бедно справились с проблемами. А вот сомнений в том, что вытащить себя за волосы из болота подобным же образом удастся и бразильцам, все больше.
Вице-президент МОК и глава координационной комиссии по организации Игр-2016 Джон Коутс уже заявил: подготовка к Олимпиаде в Рио остается худшей из всех, что он когда-либо видел. Строительство многих объектов еще даже не началось, сроки возведения инфраструктуры переносятся. Непонятно, как в городе разрешат проблемы с транспортом. «Смогут ли в Рио использовать парковки в близлежащих деревнях, чтобы освободить центр? Сколько времени займет переезд с одного мероприятия на другое? На эти и многие другие вопросы ответить пока никто не может», – признавался Коутс.
Ладно, крышу на стадионе имени Жоао Авеланжа (где пройдут соревнования легкоатлетов) починили – хотя год назад арену были вынуждены закрыть из-за дефектов в ее конструкции. Велодром, павильоны «Риоцентро» (бокс, настольный теннис, бадминтон) и водный центр Марии Ленк (прыжки в воду, водное поло) готовы – их соорудили еще к Пан-американским играм 2007 года. Никуда не делась и легендарная «Маракана». Но очертания Олимпийского тренировочного центра, теннисного комплекса и бассейна лишь просматриваются. А большинство других площадок даже не начинали строить!
Из четырех кластеров Рио-2016 относительно готова, собственно, только Маракана (одноименный стадион и несколько прилегающих к нему арен). Копакабана, где запланированы турниры пловцов-марафонцев и яхтсменов, изначально не требовала возведения больших объектов. Но в кластерах Деодоро и Барра дело едва ли сдвинулось с мертвой точки – рабочие перманентно бастуют, кое-где неторопливо ведется лишь расчистка территории под будущие спорткомплексы. В целом готовность города к Играм оценивается всего в 10 процентов. Для сравнения: показатель Лондона за два года до Олимпиады-2012 составлял 70 процентов! Неудивительно, что всем, ответственным за проведение Игр-2016, впору хвататься за голову. Что они уже и делают.
ПРОБЛЕМА В ОГНЕ
Бразильцы известны как эмоциональные болельщики. Но это не означает, что население самой большой страны Южной Америки ждет не дождется своей Олимпиады. Тут даже чемпионат мира по футболу готовы встречать с прохладцей, не то что Игры! Когда десятки миллионов человек живут за чертой бедности в фавелах, без доступа к чистой воде и нормальному питанию, расходы правительства на грандиозный праздник для гостей из-за рубежа тут вдохновляют не всех. Так что еще одна важная проблема, которую предстоит решать в Рио, – обеспечение безопасности.
Город, в котором беспорядки случаются чуть ли не каждую неделю по любому поводу, вплоть до повышения цен на общественный транспорт, – изначально не самое спокойное место для туриста. Правда, власти стараются предпринимать шаги в этом направлении. Так, в преддверии футбольного чемпионата мира в Рио регулярно проходят операции по «зачистке» полицией фавел. Правда, редко они обходятся без выстрелов и раненых (а порой и убитых) с обеих сторон.
ПРОБЛЕМА В ВОДЕ
Экологи давно бьют тревогу, утверждая, что побережье Рио в данный момент небезопасно для проведения соревнований по плаванию, триатлону, парусному спорту… И дело вовсе не в акулах и прочей плотоядной живности – пляжи Копакабаны – все-таки не устье Амазонки. А вот химический состав воды оставляет желать лучшего. Пробы, которые берут в районах Ипанема и Леблон, показывают значительное превышение вредных элементов, которые могут навредить здоровью пловцов. А мусор со стихийных свалок залива Гуанабара обещает обернуться форменным кошмаром для яхтсменов. «Пластиковые предметы, мертвые животные, бутылки, стволы деревьев в любой момент могут ударить и повредить судно, – озабоченно качает головой бывший олимпиец Ларс Шмидт Граэль. – Мусор может застрять в корпусе лодки, она потеряет скорость – и соревнования для экипажа, по сути, закончатся».
ПРОБЛЕМА В ВОЗДУХЕ
Неудивительно, что в полный рост встал вопрос о вероятном переносе Олимпиады в другой город. Правда, непонятно, почему им задались только сейчас, когда времени до начала Игр осталось так мало – за два года подготовиться к столь масштабному событию будет невероятно сложно даже развитому и богатому мегаполису. Лучшим вариантом на крайний случай остается Лондон: британская столица имеет всю нужную инфраструктуру, а сами британцы – необходимый и бесценный опыт. Впрочем, и им в сжатые сроки размотать накопившийся клубок проблем окажется тяжело. Тем более что если радикальное решение и примут, то только минимум через полгода (на декабрьской внеочередной сессии МОК в Монако).
ПРОБЛЕМА В ГОЛОВАХ
Всех остальных проблем бы не возникло, не будь этой. Как в Бразилии могли так сильно запустить процесс подготовки к Играм? И почему эксперты и чиновники МОК все это время молча наблюдали за срывом всех мыслимых сроков? В конце концов на что надеялись члены комитета в 2009 году, отдавая Олимпиаду отнюдь не самой богатой стране, которая и так уже нагружена проведением футбольного чемпионата мира?
Большую роль в том, что Рио получил право стать столицей Игр, сыграл тогдашний президент Бразилии Луис да Силва. Но когда в декабре 2010‑го он сложил полномочия и к власти пришла Дилма Русеф, ситуация в корне изменилась. Вслед за переменами в руководстве страны сменилась и верхушка Оргкомитета Олимпиады-2016. Судя по всему, новые начальники оказались заинтересованы в чем угодно, кроме качественного проведения Игр. В конечном счете главная сложность даже не в тех проблемах, которые имеются на текущий день. А в отсутствии видимого желания их решать.
Впрочем, все тот же Джон Коутс уже отметил:
– После моих недавних заявлений я хочу подчеркнуть, что по-прежнему верю: Оргкомитет Игр и народ Бразилии смогут провести достойную Олимпиаду. У нас нет никакого плана «Б». Все, что нам остается, – решить все проблемы, работая вместе в течение оставшихся двух лет.
ЦИФРА
2,93 миллиарда долларов – таков официальный бюджет Олимпиады в Рио, озвученный Оргкомитетом Игр-2016 в январе этого года. Впрочем, он не учитывает затраты на обустройство инфраструктуры города. Для сравнения, бюджет лондонской Олимпиады составил 15 миллиардов долларов.