Пустят ли Россию в Рио?
Президент МОК Томас Бах опубликовал письмо, которое разъясняет позицию этой организации в отношении проблем с допингом в российском спорте. Обозреватель Sovsport.ru размышляет, действительно ли из него следует, что нашу сборную – не только легкоатлетическую, а всю целиком – могут не допустить до Олимпиады в Рио.
БАХ: НА ЭТУ ТЕМУ СПЕКУЛИРОВАТЬ НЕ БУДУ
Вот уже два дня информационное пространство пестрит заголовками вроде «Россия может пропустить Олимпийские игры в Рио». Причем речь уже идет не только о бедолагах-легкоатлетах, которые с середины ноября не имеют возможности выступать на международных соревнованиях. Речь о всей национальной сборной, в том числе, например, о представителях бадминтона, которые в жизни не слыхали, что такое допинг, и не принимали его даже в страшном сне.
Сразу хочется заявить: на данный момент – подчеркиваю, на данный момент – этот вариант является невероятным. Доказательство – тот факт, что президент МОК Томас Бах в своем письме прямым текстом о возможном лишении ОКР своего статуса не сказал. И на пресс-конференции, которая состоялась вчера в Лозанне, дважды отказался отвечать на вопрос, возможно ли полное отстранение российских спортсменов от участия в Олимпиаде. «Я не буду спекулировать на эту тему» -- вот его заявление.
Тогда что нам реально может грозить, спросите вы?
Давайте по порядку. После того, как экс-глава московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков заявил о том, что в России существовала государственная программа по подготовке спортсменов к Олимпиаде в Сочи с помощью допинга, он предложил ВАДА провести вскрытие сочинских проб, хранящихся в Лозанне, и доказать, что они были подменены. МОК дал на это согласие – об этом говорится в письме Баха. Правда, вряд ли из этого устроят ТВ-шоу в прямом эфире, как предложил Родченков, но это вопрос второстепенный.
ВАДА также должно будет провести расследование заявлений Родченкова – для этого уже создана комиссия во главе с Матье Хольцем, бывшим агентом Интерпола и майором французской жандармерии. Наконец, сообщили о возбуждении дела по данному вопросу министерством юстиции США, хотя на каком основании оно это сделало, не совсем понятно.
Томас Бах: Мы готовы наказывать не только спортсменов, но и их окружение
МОГУТ ПОСТРАДАТЬ РУКОВОДИТЕЛИ
Впрочем, не будем заморачиваться нюансами американской юрисдикции, тем более что ни МОК, ни американская прокуратура пока информацией о возбуждении дела в США не обладают, а предположим, что утверждения Родченкова будут признаны имеющими под собой основания по итогам доклада ВАДА. Это наихудший для нас вариант. Что тогда?
В письме Баха на этот счет говорится так: пожизненный запрет на участие в Олимпийских играх всех вовлеченных лиц, а также прочие меры вплоть до дисквалификации федераций по видам спорта – наподобие санкций, предпринятых в отношении Всероссийской федерации легкой атлетики.
И тут же идет фраза о «влиянии расследования на характер участия российских спортсменов в Олимпийских играх 2016 года». Что МОК и международным федерациям предстоит принимать решения, связанные с коллективной ответственностью и индивидуальной справедливостью. И вот в этом есть суть посыла Баха. Сейчас, переводя на понятный язык, мировому спортивному сообществу нужно определиться, что важнее – демонстративно наказать целиком всю Россию или обеспечить права «чистых» спортсменов таким образом, чтобы упомянутые нами условные российские бадминтонисты, тоже никак не причастные к возможным допинговым махинациям в Сочи, не пострадали.
Так почему вариант с демонстративным наказанием всей России маловероятен?
Потому что дальше в письме как раз говорится о том, что презумпцию невиновности, вероятно, придется заменить на бремя доказывания. От россиян, претендующих на поездку в Рио, могут потребовать сдать несколько допинг-проб до начала Олимпиады – этим, собственно, уже занимаются легкоатлеты, не дожидаясь решения по их вопросу. Могут перепроверить их предыдущие пробы. Это, кстати, уже происходит -- сообщается о повторном тестировании проб с Олимпийских игр 2008 и 2012 года, которые уже выявили несколько десятков спортсменов (если быть точным, 31 представитель 6 видов спорта, причем необязательно из России), которых в Рио могут не допустить. Возможно, это число увеличится, так как пока перепроверили только пекинские анализы.
Но если дисквалифицировать всю сборную России целиком – это значит наказать ни в чем не виноватого рядового бадминтониста. Но исходя из всей риторики МОК и ВАДА, все что сейчас происходит, направлено на поддержание именно его интересов, на его спасение. Поэтому, вероятнее всего, коллективная ответственность, о которой говорит Бах, все-таки будет персонализированной. Могут пострадать руководители российского спорта, если допинговые махинации действительно существовали и они к ним были причастны, могут пострадать главы федераций – но «чистые» атлеты, которые ни в чем не виноваты, пострадать не должны. Иначе спорт в нашей стране на этих тотальных санкциях и закончится.