Петер Саган: Трасса в Рио подходит Закарину, но у России есть, кем его заменить

Лучший велогонщик мира рассказал Sovsport.ru о своих успехах на «Тур де Франс», выборе в пользу маутинбайка и напарниках-россиянах.
news

Гонщик российской команды «Тинькофф» Петер Саган в пятый раз в карьере стал лучшим спринтером «Тур де Франс». Вкупе с тремя победами на этапах и званием самого агрессивного гонщика это сделало его главным героем французской многодневки, которая завершилась в воскресенье на Елисейских полях Парижа.

«Жизнь меняют дети»

Без всякого сомнения, Петер Саган – самый популярный гонщик в мире. Его фанаты в погоне за автографом чуть не снесли автобус российской команды «Тинькофф» на Елисейских полях. Без сомнения, Петер Саган провел свой лучший «Тур де Франс» в карьере: три победы, три дня в желтой майке лидера и сразу два итоговых приза – звание лучшего спринтера и звание самого агрессивного гонщика. Без сомнения, Саган – самый успешный гонщик современности. Ведь он возглавляет мировой рейтинг и владеет званием чемпиона мира.

– Петер, поздравляю вас с очередной зеленой майкой лучшего спринтера «Тур де Франс». Вы пять раз выступали на «Туре» и пять раз выигрывали это звание. У вас есть объяснение такой «скорострельности»?
– Спасибо за поздравления. Для меня «Тур де Франс» – одна из главных гонок сезона. И зеленая майка – главная цель. Для того, чтобы выиграть звание лучшего спринтера, мало только выигрывать равнинные этапы. Нужно проявлять себя на промежуточных финишах. А также зарабатывать очки на горных этапах, уезжая в отрывы и выигрывая промежуточные финиши там.

– Уезжая в отрывы, вы заработали звание самого агрессивного гонщика «Тур де Франс». Удивлены?
– Честно говоря, да. Я действительно часто уезжал в отрывы, но красные номера (приз самому агрессивному гонщику по итогам «Тура». – Прим. ред.) не были самоцелью. Мне хотелось выиграть этап из отрыва, заработать очки в зачет зеленой майки, помочь нашим лидерам – Роману Кройцигеру и Рафалу Майке. Но я рад, что жюри приняло такое решение.

– В прошлом году вы не выиграли ни одного этапа «Тур де Франс» – оставались то вторым, то третьим. Я спросил вас, почему, вы ответили: карма. В этом году у вас три победы. Удалось сменить карму?
– Все меняется, и карма в том числе. Если серьезно, у меня нет ответа на этот вопрос: я так же тренировался, как и в прошлом году. По большому счету, делал то же самое. На своем первом «Тур де Франс» пять лет назад я также одержал три победы, но тогда у меня было другое объяснение: я был молод, меня никто в пелотоне не знал, не знали, чего от меня ожидать. Теперь же давайте я снова все спишу на карму. На этот раз, на хорошую.

– Может, дело в том, что после прошлого сезона вы связали себя узами брака?
– Я бы не сказал, что брак сейчас слишком меняет жизнь, мы с Катариной и до того, как оформить свои отношения, проводили много времени вместе. Жизнь меняют дети.

– Планируете?
– Посмотрим.

«В велоспорт переманил брат»

– В день отдыха на «Тур де Франс» к вам приезжали фанаты, которые подарили вам клюшку и свитер сборной Словакии по хоккею. Часто удается выходить на лед?
– Бывает, но только в межсезонье. И, в основном, на открытые площадки. Хоккей в Словакии действительно очень популярен – наверное, вид спорта номер один. И тем приятнее, что такой знаменитый хоккеист, как Йозеф Штумпел (чемпион мира 2002 года. – Прим. ред.) прилетел сюда, на «Тур де Франс», и подарил мне свой игровой свитер. Я в детстве занимался хоккеем. Но, мне кажется, в Словакии все им занимаются.

– Почему не остались? Телосложение у вас для хоккея вполне подходящее.
– Я играл и в хоккей, и в футбол. Но во всем виноват мой старший брат Юрай. Он начал заниматься велоспортом, я потянулся за ним. Помню свою первую гонку – я был еще очень маленьким, мне не смогли подобрать велотуфли и велоформу по размеру, я ехал в обычной футболке и кроссовках. И тогда я понял, что могу обыгрывать гонщиков своего возраста и даже старше, не обладая такими же техническими возможностями. На меня обратили внимание, появился спонсор, который предоставил велосипед. А в 18 лет я выиграл юниорский чемпионат мира по маунтинбайку.

– Именно в маунтинбайке, а не в шоссейном велоспорте вы будете выступать на Олимпиаде в Рио. Необычное решение для чемпиона мира на шоссе.
– У меня не было другого варианта выступить в Рио. Трасса шоссейной гонки мне совершенно не подходит. Там слишком много гор, и фаворитами являются гонщики совсем другого амплуа. На трассе с таким профилем я не могу бороться за победу, а приехать просто, чтобы поставить подпись в стартовом протоколе – какой в этом смысл? В маунтинбайке у меня больше перспектив. Устроив себе маленький отпуск после весенних «классик», я выступил в нескольких гонках на маунтинбайке, и вполне этими выступлениями доволен.

– На Олимпиаду не приедет большое число российских спортсменов. В том числе велогонщик Ильнур Закарин. Что вы думаете о ситуации в российском спорте в связи с последними событиями?
– Я не слишком внимательно слежу за этой ситуацией. Мне жаль, что Закарин не попадает на Олимпийские игры. Это очень сильный гонщик, и как раз сложная горная трасса ему подходит. Он здорово смотрелся на «Туре», выиграл этап. Но если в сборной России не знают, кем его заменить, могу сказать, что в команде «Тинькофф» также есть прекрасные российские гонщики: Петров, Трофимов, Ровный, Брутт и Трусов.

– По окончании сезона Олег Тиньков закрывает команду. И этой «русской пятерке», как и вам, придется искать новое место работы. Что думаете по этому поводу?
– Думаю, что Олегу нужно сказать большое спасибо за то время и те средства, которые он вкладывал в велоспорт. Наша команда была одной из сильнейших в мире. И для меня те два сезона, что я провел в российской команде, незабываемы. Именно в форме «Тинькофф» я выиграл «Тур Фландрии», на моей майке чемпиона мира также было написано «Тинькофф». Но если Олег так решил, то вряд ли что-то могло его переубедить. Впрочем, он говорит, что может через два-три года вернуться.

Новости. Олимпиада