Это Игры, а не война! Вы не забыли об этом?
Сегодня в Рио-де-Жанейро стартуют Игры XXXI Олимпиады – это официальное название того, что мы привыкли называть Олимпийскими играми. Однако за близкими к боевым действиям событиями последнего времени мы, кажется, слегка забыли, что это именно Игры – а не война.
Никогда отечественный спорт так не лихорадило, как в последние полтора с лишним года. Поставленные российским легкоатлетам на поток инъекции запрещенных препаратов, похожие местами на детектив с элементами саспенса истории о преследовании допинговых офицеров, спонсирование президентом Всероссийской федерации легкой атлетики избирательной кампании президента Сенегала, алкогольно-стероидные коктейли для полоскания рта, дырка в сочинской антидопинговой лаборатории – вот лишь то немногое, что мы узнали из выходивших один за другим фильмов немецкой телекомпании ARD и расследований различных комиссий ВАДА. Шутка «так и весь российский спорт запретить недолго» постепенно начала превращаться в ужасающую реальность – и едва в нее не превратилась окончательно, если бы не устоявший перед эмоциями МОК.
Правда ли все то, что мы услышали, или нет – за полтора года нам никто так и не сообщил. Спортивные руководители нашей страны, с одной стороны, говорили о необъективности по отношению к России и политическом заказе. С другой – шли не в суды с исками о привлечении к ответственности за клевету, а навстречу обвинителям. Надо поменять руководство легкоатлетической федерации – пожалуйста. Хотите поставить во главе российских антидопинговых служб иностранцев – нет проблем. Обвинила ВАДА замминистра спорта Юрия Нагорных вместе с рядом других чиновников в организации адских по коварству допинговых махинаций – временно отстраняем их от должности. Хотя больше всего, конечно, хотелось бы не телодвижений и заявлений, а прямого ответа на вопрос, был весь этот кошмар или нет.
Тот факт, что в результате оглушительных допинговых потрясений на Олимпиаду в Рио отправилась сильно потрепанная и усеченная на треть сборная России, у нас многие воспринимают как большую победу российской спортивной дипломатии. Хотя на самом деле это национальный позор. По одной из двух причин. Если нас огульно оклеветали – то позор, что власти не смогли защитить невиновных. А если все, в чем нас обвиняют, действительно было – то позор, что мы беспардонно и бесстыдно пытались обмануть весь мир. И в контексте этих двух вариантов на самом деле совершенно неважно, сколько российских спортсменов поехало на Олимпиаду. Потому что туда должны были ехать либо все, либо спортивные чиновники уже давно должны были сложить свои полномочия.
Но разбираться, кто именно и за что будет слагать полномочия (и будет ли вообще), мы, судя по всему, будем уже после Олимпийских игр. Тем более что и иностранные комиссии прекращать свою работу не собираются, и мы свою создали. Нам надо попытаться понять, почему мы и в спорте вдруг едва не оказались в роли изгоев. Попытаться поразмыслить объективно, глядя правде в глаза и не передергивая факты. Хотя бы потому, что спорт – единственная, пожалуй, область, где нам в изоляции делать нечего, и никакого импортозамещения тут не придумаешь. Соревноваться в Кубках России вместо Кубков мира – не вариант. Надо договариваться.
А пока – впереди две с небольшим недели ярчайшего спортивного праздника четырехлетия. Давайте попробуем последить за ним, исходя из того, что это действительно праздник – а не инструмент для демонстрации всему миру кузькиной матери. Давайте все-таки не будем заставлять мир содрогаться. Мир и так устал от постоянных войн, конфликтов и терактов. А Олимпиада – это в конце концов время, когда все войны прекращаются. Это Игры, а не война – неужели мы забыли об этом? Пусть мир хотя бы эти 16 дней проведет за искренним и беззаботным переживанием за своих любимцев – вне зависимости от того, какие страны они представляют.
И мы, несмотря на все пережитые треволнения и боль, не будем противопоставлять себя остальному миру, а присоединимся к нему.