«Кайф смотреть на дзюдоистов». Евгений Дзичковский - о выступлении россиян на ОИ
Наверняка еще остались люди, которые держат зарок: «Не хочу смотреть ЭТУ Олимпиаду. И не буду». Но их точно меньше, чем перед началом Игр.
Спорт одному ему известным способом разворачивает к себе. Только что одни говорили: «Из-под России выбили табуретку, унизительно принимать участие в шоу без правил, гордость надо иметь». А другие: «На Олимпиаду мы поедем с мокрой репутацией и мельдониевым хвостом, спортивный имидж страны порушен, «О, спорт, ты — мир» не крикнешь в голос, оттого и интерес невелик». Но сейчас, кажется, обе категории развернулись лицами к экранам. И смотрят. А нет, так подсматривают.
Причина — Россия берет медали. И это точно чистая от допинга Россия. Так что еще нужно, чтобы рождался азарт? Не это ли эксклюзивный спорт? Пусть не в глобальном политическом смысле - с учетом большой предолимпийской возни. Но в конкретном бассейне, на конкретном татами - разве нет?
Дзюдоисты. Ну просто кайф же на них смотреть. Ловкие, думающие, живые. Не боящиеся проиграть — вот оно, редкое для нас качество. И потому выигрывающие. То ли тренер Эцио Гамба их раскрепостил, вложив что-то в головы, то ли нашим теперь просто нечего терять в Рио. Ехали туда без накачек, без медального плана, уже прореженные количественно. Теперь выходят и думают о подсечках, а не о том, что главное - не подвести страну. Это тоже важно, но это следствие правильных подсечек, а не наоборот.
Фехтовальщицы. Похожая раскованность. Дико радовало почему-то, когда Яна Егорян покрикивала и попрыгивала, сея чувства во время боев. В ней жилка пульсировала под всеми ее кольчугами, эмоция била. Статуй мы уже насмотрелись, хватит. Пройдут дистанцию молча — и глаза в пол, превращаются в неразличимых китаянок. А здесь протуберанцы настроения, и жизнь ключом, и готовность после награждения раздать журналистам котят, родившихся в Москве…
И ладно бы только сабля, где тягач — великий тренер Кристиан Бауэр. Но ведь и рапира!
Ольга Забелинская — там вообще все сказочно. Трое детей, опыт (назовем этим словом паспортные данные), непонятнейшая ситуация с допуском на Игры, билеты, меняемые туда-сюда, ветрище с дождем на дистанции, - и серебро.
Начнется легкая атлетика — взгрустнем. Хоть и неизвестно, когда грусти больше: когда вообще на старт не выходим, или когда сдаем медали на заднем крыльце через пару лет.
Но сейчас в Рио происходит то, за что явно хочется болеть. Без всяких примесей — просто уткнуться в экран и вздрагивать, как Егорян на дорожке.
Были времена, господи, когда только это и сидело в голове. Вот сейчас наши выйдут, и начнется действо, попрет адреналин. «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена...»
Первые дни бразильской Олимпиады, кажется, пусть ненадолго и фрагментарно, но погружают в то состояние. И большим дураками мы будем, если когда-нибудь не вернемся в него насовсем.