Там, где нас почти нет, день 3. День, когда затмили Болта
Спортивный арбитражный суд удовлетворил апелляцию российской прыгуньи в длину Дарьи Клишиной на ее отстранение от выступления на Олимпиаде – и мы возвращаем первоначальное название рубрики, в которой знакомим вас с событиями легкоатлетического турнира. На очереди третий день соревнований, главным героем которого стал вовсе не Усэйн Болт.
«Сейчас ты увидишь привидение с мотором», - сказал мне лет пять назад коллега, когда на стадион, где я впервые в жизни смотрел легкую атлетику вживую, должен был выйти Усэйн Болт. И эта фраза из мультфильма про самого лучшего в мире Карлсона весьма точно характеризует ощущение, которое испытывает любой зритель, когда на арене появляется самый быстрый человек планеты. От Болта исходит такая энергетика, что за ним начинают следить абсолютно все пары глаз. Неважно какие состязания в этот момент происходят на стадионе – все равно внимание полностью переключается на темнокожего здоровяка, ты хоть краем глаза, но держишь его в поле зрения, словно он как молния вот-вот куда-то ускользнет.
В этот раз все должно было произойти точно так же. Мужская стометровка – кульминация соревновательного дня на любом чемпионате. Да что там – это кульминация всего чемпионата. Билеты всегда раскупаются быстрее всего именно на тот день, когда определяют обладателя титула короля легкой атлетики. Но в итоге все те счастливчики, кому повезло в воскресенье, 14 августа присутствовать на стадионе, стали свидетелями невероятного события, которое произошло за 25 минут до того, как по дорожке пронесся Болт. И герой этого события по масштабам сотворенного, безусловно, ямайскую Молнию в этот вечер превзошел.
Однако начнем мы с рассказа о женском марафоне, ход которого подтвердил непреложную истину: лидировать по ходу дистанции может кто угодно, но медали разыграют все равно африканки. Белоруска Ольга Мазуренок задавала темп гонке с 18-го километра по 35-й, таща за собой кучку тех, кто словно нехотя был вынужден бежать вслед за ней. И притащила к медалям других.
Впрочем, говорить о том, что олимпийский пьедестал стал неожиданным, конечно, не приходится. На него встали две девушки из тройки прошлогоднего чемпионата мира плюс одна, которая тогда до медалей чуть-чуть недотянула. Джемима Сумгонг отомстила судьбе за «деревянную» награду Пекина-2015, завоевав золото Рио, серебро досталось Юнис Кирве из Бахрейна (это всего лишь вторая олимпийская медаль в истории этой страны), а бронзу выиграла чемпионка мира Маре Дибаба из Эфиопии.
Вторым финалом воскресенья был тройной прыжок у женщин - вид, в котором мы, конечно, хотели бы увидеть олимпийскую победу Екатерины Коневой. Но ее золотого прыжка придется ждать еще четыре года. И если кому-то придет в голову сказать, что 31 год – а именно столько Коневой исполнится в 2020 году – это возраст, то пусть чемпионка Рио станет живым опровержением этого утверждения.
Катрин Ибаргуэн 32 года. На Олимпиаде в Лондоне она была фаворитом соревнований, но осталась без золота – ее невероятным образом перепрыгнула Ольга Рыпакова из Казахстана. Четыре года упорных тренировок – и в Рио, скорее всего, колумбийку не перепрыгнула бы и Конева. Два раза по ходу финала Ибаргуэн улетала за отметку 15 метров, и прыжка на 15,17 ей, конечно, хватило для победы. Не уедет со второй Олимпиады подряд и Рыпакова – только на сей раз она увезет бронзу, потому что серебро досталось венесуэлке Юлимар Рохас.
А затем наступил финал в беге на 400 метров у мужчин, который вроде бы не предвещал ничего выдающегося. Разве что борьбы за победу между двумя главными фаворитами забега – олимпийскими чемпионами, соответственно, 2008 и 2012 годов Лашона Мерритта из США и Кирани Джеймса из Гренады. Да, конечно, нельзя было сбрасывать со счетов прошлогоднего чемпиона мира Уэйда ван Никерка из ЮАР, но он так вяло пробежал полуфинал, что отобрался на решающий забег только с пятым временем и оказался на крайней, восьмой дорожке. А с нее разве кто-нибудь когда-нибудь выигрывал 400-метровку на Олимпиаде?
Кто-нибудь когда-нибудь выигрывал. А именно – шотландец Эрик Лидделл в 1924 году, про которого в начале 80-х сняли «оскароносный» фильм «Огненные колесницы». Кто бы мог подумать, что почти через сто лет на Играх в Рио появится сюжет для нового фильма? Мерритт и Джеймс, стартовав с соседних, центральных дорожек, зарубились в борьбе, как они наверняка думали, за золото и серебро, но в результате им так и не удалось достать бегущего впереди всех по самой широкой траектории ван Никерка. Но главное, конечно – это время, с которым южноафриканец пробежал круг по стадиону.
43,03 – это был новый мировой рекорд. Пал последний бастион, который еще удерживал герой 90-х годов американец Майкл Джонсон. И пал под натиском спортсмена, который бежал все 400 метров впереди всех, не зная, как бегут его соперники, не имея никакой возможности для тактической борьбы. Собственно, никакой тактики у него и не было – кроме желания отдать все силы для победы.
На фоне такого потрясающего финала в беге на 400 метров стометровка в исполнении Болта и Гэтлина оказалась будничной утренней пробежкой. Гэтлина, кстати, перед стартом зрители подвергли обструкции, видимо, желая отомстить за Юлию Ефимову. Ну а в самом забеге дважды попадавшегося на употреблении допинга американца уверенно опередил Болт. Но секунды ямайца оказались совершенно не впечатляющими. Впрочем, сам Болт был вполне доволен золотом – и после соревнований сказал, что ему осталось одержать на этой Олимпиаде две победы, чтобы стать бессмертным.