Андрей Радионенко: Накануне Олимпиады боюсь только травм

Отчетная конференция Федерации спортивной гимнастики России признала выступление наших спортсменов в уходящем году удовлетворительным, а одной из главных задач на будущий сезон определила успешную подготовку к Олимпийским играм в Пекине.

Отчетная конференция Федерации спортивной гимнастики России признала выступление наших спортсменов в уходящем году удовлетворительным, а одной из главных задач на будущий сезон определила успешную подготовку к Олимпийским играм в Пекине. Своими впечатлениями о сезоне с «Новыми Известиями» поделился главный тренер сборной России по спортивной гимнастике Андрей Радионенко.

– Андрей Федорович, все-таки уходящий год не совсем однозначный для нас. Были и яркие победы – например, золото в абсолютном первенстве на чемпионате Европы Максима Девятовского или первое место Ксении Семеновой в упражнениях на брусьях на чемпионате мира. Но были и поражения, причем со стороны не объяснимые. Лично вы как оцениваете итоги сезона?

– Очень позитивно, прежде всего. Брусья на чемпионате мира выиграли – такого вообще давно не было. Это во-первых. Программы собрали и опробовали в кратчайший срок. Другие их по шесть-восемь лет готовят, но мы этот временной дефицит просто не можем восполнить. Количество больных и травмированных у нас сегодня такое, что пальцев не хватит считать… Поэтому то, что сейчас сделано, – это максимум того, что можно сделать.

– Чем вызвано большое число травм?

– Трудностью гимнастики.

– Или новыми правилами?

– Нет, именно трудностью самой гимнастики. Все сейчас хотят получить максимум, а максимум – это трудно. Вы думаете, только у нас травмы? Во всем мире. В Штутгарте во время мирового чемпионата с каждого потока кого-то уносили. С каждого!

– С этим как-то можно бороться?

– Мы делаем все возможное, чтобы не травмироваться. Потому что предпосылкой травмы может быть и недостаток техники, и физической подготовки… Но есть вещи, которые от нас не зависят. Иногда гимнаст, зная, что ему нужно сделать суперсложный элемент, начинает суетиться, или страх его деморализует. Опять-таки это часто связано со временем. Если ты отрабатываешь программу со всеми элементами шесть-восемь лет, – это одно. Три года – совсем другое. Мы начали формирование своей команды в марте 2005-го. Вот в экстремальной ситуации и вылезают все шероховатости, которые не успели отшлифоваться. Поэтому самое главное сейчас – не впадать в панику, не бросаться в крайности, а сделать выводы. Надо помнить, что гимнастика – настолько рисковый вид спорта, что сегодня ты – чемпион, а завтра на тренировке споткнулся – и все. У нас же каждый подход – на грани риска. Но если сохранять спокойную обстановку, атмосферу в команде, грамотно работать, многих ошибок можно избежать. Одна из главных наших задач на олимпийский сезон – сохранить то, что мы имеем. И спортсменов, и тренеров. И довести их до максимума.

– Мы вынуждены торопиться, чтобы догнать азиатов, американцев, а нас все чаще поджимают страны, из которых мы соперников в принципе не ожидали.

– Нет, мы ждали. Но дело в том, что все по-разному дозревают. Кто раньше вложил, тот и плоды пожинает быстрее. Все понимают, что гимнаста за четыре года не создашь. За четыре года можно только подготовить людей, которые уже известны. У нас молодая команда, ей три года всего, и короткая скамейка. Есть запас, но он неравноценный, между двумя гимнастами может лежать пропасть. А во многих странах, чтобы составить конкуренцию СССР и России, люди по десять лет готовились.

– Вам понравилось в Пекине?

– Да, страна уже готова к приему. Если говорить о спортивных объектах, то проделана большая и качественная работа. Гимнастический зал просто великолепен. Это будут грандиозные Олимпийские игры.

– Говорят, что Максима Девятовского и Юлию Ложечко, наказанных за неспортивное поведение на последнем чемпионате мира и отстраненных на время от тренировок со сборной, вы все-таки вызвали на «Озеро Круглое» раньше срока.

– Не раньше срока, а в соответствии с планом подготовки. Они выполнили все, что им было предначертано. Коль так, пожалуйста, вливайтесь в команду. Уверен, они все поняли – ответственность нужно нести не только за себя, но и за команду тоже. И я как главный тренер все «забыл», простил. Потому как если в жизни что-то не забывать, то слишком много всего накопится.

– Когда назовете окончательный состав олимпийской сборной?

– В июле после Кубка России, который пройдет в Лобне. После этого мы отправимся на заключительный сбор в Ленинск-Кузнецкий, и там отсеятся запасные.

– Чего вы накануне столь ответственного сезона опасаетесь больше всего – неудачных выступлений, болезней, предвзятого судейства?..

– Только травм.

Новости. Олимпиада