Новая жизнь в 27 лет

Общение с одной из самых высоких нападающих российского волейбола Ольгой Поташовой оказалось на удивление легким и раскованным. А ведь вице-чемпионка Сиднея в расцвете лет оказалась в ситуации, когда предложение стать вторым тренером «Факела» из Нового У
news

ВОЛЕЙБОЛ

Общение с одной из самых высоких нападающих российского волейбола Ольгой Поташовой оказалось на удивление легким и раскованным. А ведь вице-чемпионка Сиднея в расцвете лет оказалась в ситуации, когда предложение стать вторым тренером «Факела» из Нового Уренгоя стало едва ли не единственным вариантом ее трудоустройства и использования таланта и опыта московской волейболистки.

— Наверное, для некоторых было большой неожиданностью, что в 27 лет вы фактически «завязали» с профессиональным волейболом и стали тренером…

— К сожалению, различные болячки меня тревожили давно. Были проблемы с почками, но главное – это, конечно, колени, из которых удалены и мениски, и связки.

Серьезные нагрузки, которые я начала переносить с юных лет, жестоко дают о себе знать. Например, сейчас, в тот момент, когда колени мои не напряжены, расслаблены, я тем не менее их чувствую каждую секунду.

МАМА, ПАПА, Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ

— Вы заговорили о нагрузках. Сколько же лет вы активно занимаетесь волейболом?

— У меня вся семья очень спортивная и при этом высокая. В шесть лет мы с моей сестрой-двойняшкой начали играть в теннис, тренироваться в ЦСКА. Но уже через год мы увлеклись и волейболом. К нему нас больше направляла мама, сама волейбольный тренер, тем более что волейбольная спортивная школа нашего района была ближе к дому, чем армейский комплекс. Но так как отцу больше нравился теннис, какое-то время нам приходилось совмещать тренировки по таким разным видам спорта.

Наверное, мои природные данные (рост 204 сантиметра) и волейбольные способности, которые я унаследовала от мамы, позволили мне очень быстро завоевать авторитет в моей ДЮСШ, и я постоянно выступала за более взрослые команды. Где-то в 90-м меня уже пригласили в дубль ЦСКА, и сборов, поездок стало еще больше, а поэтому в общеобразовательную школу я стала попадать еще реже. Нередко экзамены сдавала экстерном, а выпускные мне вообще перенесли на целый месяц позже. Правда, на них я приехала в ранге чемпионки мира среди молодежных команд.

— А ваша сестра также стала чемпионкой?

— Да, сестра также попала и в армейский дубль, но больших успехов на спортивном поприще она все-таки не добилась и уже давно живет и работает в США. В волейболе Софья была всегда как бы за моей спиной. В прямом и переносном смысле. Она ниже меня на 8 сантиметров.

— Где вы больше формировались как волейболистка?

— Наверное, столь присущий мне характер бойца формировался главным образом в ДЮСШ, особенно учитывая, что я часто играла не со своими сверстницами. Да и техника, может быть, в чем-то неправильная, ставилась именно в школе. В дубле ЦСКА, на мой взгляд, тренеры особой задачи перед собой учить не ставили. Приходящий туда должен был доказывать свою силу и умение.

БРАК С «УРАЛОЧКОЙ»: ДВА ТИТУЛА И РАЗВОД ПО-ИТАЛЬЯНСКИ

— При ваших данных и успехах в российской «молодежке», а затем и в основе ЦСКА вы долгое время не могли попасть в «Уралочку», а значит, и в национальную сборную…

— Николай Карполь звал меня давно, но лишь проблемы финансового плана вынудили меня переехать в Екатеринбург. Случилось это в олимпийском сезоне.

— Но там вы долго не задержались...

— Контракт с «Уралочкой», с которой я получила золотую медаль чемпионата России, я заключила на пять лет, но когда и где должны в действительности играть волейболистки команды, определяет единственный человек – Карполь. Не прошло и двух недель после серебряного для нас Сиднея, как мне объявили, что я на правах аренды должна ехать в Италию, в Реджо-ди-Калабрию, где уже играла другая представительница «Уралочки» — Артамонова. Выступали мы неплохо, но клуб через два года обанкротился. Я вернулась домой, где намеревалась сделать операции на оба колена. На восстановление врачи отводили пять месяцев, но уже через два меня вновь отправили в Италию, в «Перуджу», с которой я стала чемпионкой этой страны. Наверное, в этот момент я уже решила для себя, что надо заканчивать карьеру игрока, тем более что финансовые условия контракта перестали выполняться, что формально позволяло мне его разорвать.

— Их не выполняли итальянцы?

— Да, но по контракту за все несет ответственность «Уралочка», которая отдавала меня в аренду. Поэтому сегодня я выставляю претензии к ней, пытаясь доказать, что в сложившейся ситуации я не должна «отрабатывать» положенный мне в клубе еще один год.

ЕЩЕ ИГРОК, НО УЖЕ И ТРЕНЕР

— Но вы уже пятый месяц выступаете в новой для себя роли – тренера новоуренгойского «Факела»…

— При всем желании, пока идут судейские разбирательства, я не могу играть за другой клуб. Хотя даже со своими травмами я наверняка в каких-то матчах вышла бы играть за «Факел» на уколах. Все-таки я вижу на тренировках, что даже «на одной ноге» могу действовать лучше, чем многие из нынешних волейболисток команды. Кстати, меня по-прежнему зовут в Италию в роли игрока на вторую половину сезона.

Очень хочется помочь «Факелу» попасть в шестерку лучших. Вроде бы на тренировках девчонки показывают неплохой волейбол, а вот в официальных матчах мне ой как иногда хочется «взять хворостину». Даже в спаренных встречах с грозным подмосковным «Динамо» можно было побороться за победу, но для этого необходимо было сыграть «в свою игру». А это как раз у девчонок и не получилось.

— Вы уже рассуждаете как тренер, чей стаж насчитывает не один год. Переход из одной волейбольной ипостаси в другую можно уже считать полностью завершенным?

— До этого еще далеко. Признаюсь, что перестраиваться на тренерскую работу в новоуренгойском «Факеле» было очень непросто. Я и сейчас на тренировках бросаюсь за мячом, как будто что-то пытаюсь доказать своим примером и рвением не своим подопечным, а партнерам по команде.

Я пока слишком часто проецирую многие вещи на себя, а надо научиться толково объяснять другим, как сделать тот или иной элемент. Надеюсь, со временем это придет.

— Вы наверняка понимали, что идете на определенный риск, не имея фактически навыков в тренерском ремесле?

— Можно было взвешивать «за» и «против», но диктовала условия жизнь. Скажу честно, что в моей непростой ситуации предложение моего бывшего детского тренера Щуплова, ныне главного тренера новоуренгойцев, войти в руководящий штаб «Факела» стало большой удачей. Правда, мы пришли в команду в непростой момент. Менялся президент, что сопровождалось массовым исходом опытных игроков, и нашей первоначальной задачей было вернуть хотя бы кого-то из основного состава прошлого сезона. Надеюсь, что мой авторитет в этом чем-то помог. В команде по-прежнему есть Чумакова, Симонова, Зимятова.

— В чем же, на ваш пока неопытный взгляд, заключается специфика тренерского труда?

— Надо строить планы, нагрузки. Когда играешь сам, об этом никогда не думаешь. Теперь этому надо учиться. Если бы сегодня предложили стать главным тренером, то, наверное, не смогла бы, не потянула.

— А как вы общаетесь с игроками «Факела»: на «вы» или на «ты»?

 — Со мной в команде все пока на «ты», ведь в «Факеле» есть и те, кто старше меня, и те, кто играл когда-то со мной. Тем более что я уверена: авторитет не приходит за счет каких-то специально применяемых приемов. Высокомерие или, например, грубость – это не для меня, я их видела в своей волейбольной жизни.

ДОСЛОВНО

Ольга ПОТАШОВА

– В «Факеле» не хватает игроков моего склада: эмоциональных, злых. Я не говорю об отношении к команде-сопернице, речь идет о том, что каждый игрок должен выкладываться на площадке на все сто процентов.

НАША СПРАВКА

Ольга Поташова, заслуженный мастер спорта России, многократный призер чемпионата России и обладатель Кубка кубков в составе ЦСКА, чемпионка России и финалист Кубка чемпионов в составе «Уралочки», победительница чемпионата Италии в составе «Перуджи», вице-чемпионка Олимпийских игр-2000 в составе сборной России.

Новости. Волейбол