Волейбол. Евгений Иванов: Люблю «читать» пасующих! Болгарский легионер «Факела» еще не все выиграл в своей карьере
ВОЛЕЙБОЛ
КАЛЕЙДОСКОП
Центральный блокирующий новоуренгойского «Факела» и сборной Болгарии Евгений Иванов (в действительности он Евгени) за свою долгую карьеру жил во многих европейских странах и в каждой легко осваивал местный язык. А вот в России ему учить русский не пришлось.
– Евгений, вы без акцента говорите по-русски…
– Мне повезло, я оказался представителем последнего поколения болгар, которое изучало русский язык в средней школе как обязательный предмет. Сейчас у школьников выбор гораздо шире. Но в последнее время я заметил, что интерес к изучению русского вновь возрос. Думаю, это связано с наплывом российских туристов на наши курорты.
– Вам наверняка легче адаптироваться к российской действительности, не так ли?
– Да, если речь не о суровом климате и огромных расстояниях. По правде говоря, я просто понятия не имел, чего можно ожидать от русских морозов. Поэтому сразу по прилете в Москву решил купить все самое теплое. В магазине так и сказал продавцу: дайте мне меховые ботинки.
ТЕПЛАЯ ВСТРЕЧА С ПРИПОЛЯРЬЕМ
– А как встретились с Новым Уренгоем?
– Замечательно! Приехали в начале сентября на Кубок Сибири и Дальнего Востока, а там под 20 градусов. Тепла. Я-то ждал снега! Правда, в начале ноября я уже понял, что такое настоящее Приполярье. Сначала чувствовал заметный дискомфорт: дело не только в морозах, в Новый Уренгой с зимой приходит очень короткий световой день, к тому же воздух заметно разрежен. Но постепенно приспособился и к этому. А вот к огромным расстояниям, которые мы в течение сезона преодолеваем, привыкнуть очень сложно.
– Не жалеете о выборе?
– Я хотел играть в России. В тот самый день, когда получил конкретное предложение от «Факела», со мной пожелал подписать контракт один из итальянских клубов. Была возможность отправиться и во Францию. Но я сделал свой выбор. Тем более что моя семья всегда со мною рядом, что очень важно. Когда я работал во Франции, жена привезла дочку Сару, как только ей исполнилось лишь три месяца.
Конечно, у моей Маруси есть выбор – она может жить с ребенком в Болгарии, но это вряд ли можно будет назвать настоящей семьей. Кстати, дочь с удовольствием смотрит мультики на русском языке, уже повторяет многие слова. В свое время она таким же образом учила итальянский язык и сегодня нередко, засыпая, желает спокойной ночи не по-болгарски, а по-итальянски – «Бона ноча».
– Чем удивил российский чемпионат?
– Не предполагал, что в чемпионате существует такая серьезная разница между элитой и аутсайдерами. В Италии с этим не приходилось сталкиваться. Мне кажется, тут отчасти дело в российском менталитете. Неплохие по подбору команды выходят на игру с лидерами психологически подавленными. Не верят в собственные силы. А это категорически неверно.
Разочаровали некоторые залы. Но с другой стороны, я видел прекрасные арены, например, в Казани, знаю, что строятся дворцы в Уфе и Одинцове.
– Судя по очень приличному количеству очков, которые набрал «Факел», залы не стали помехой фактически для новой команды. У вас были в ней сложности игрового характера?
– Конечно, были. Я поздно присоединился к команде, практически приехал к старту Кубка Сибири и Дальнего Востока. Еще позже появился Ушаков. А ведь для качественной игры блокирующего пасующий должен почувствовать наиболее удобную для меня высоту прыжка, расстояние при ударе от сетки, скорость моего движения и моего взлета.
Мне же, в свою очередь, необходимо понимать, когда Костя, например, делает обманное движение. Раньше я постоянно говорил ему: «Зона, взлет, взлет за голову», а сейчас иногда мы уже обходимся без слов. Это не значит, что взаимодействие идеально, но играем мы все лучше и лучше.
ЭТО ИГРА РАЗУМА!
– Что самое важное в игре блокирующего?
– Нужна полная информация о соперниках. Особенно о сильнейшем из них, ведь именно он в решающие моменты чаще других берет игру на себя. Очень важно по ходу матча «раскусить» пасущего с другой стороны сетки. И все же нередко решения принимаешь интуитивно.
Волейбол едва ли не самый умный и интеллигентный игровой вид спорта. Несомненно, природные данные важны, но надо уметь быстро соображать, предвосхищать события. Это своеобразная игра разума. У идеального центрального должно быть и так называемое чувство блока – умелое перемещение по сетке, правильная работа рук. Мне очень нравится игра динамовца Кулешова: у него великолепный прыжок, он отлично чувствует сетку, его руки на блоке работают почти идеально.
– Что приятнее – набирать очки в атаке или «чехлить» соперника?
– И то, и другое доставляет удовольствие. А еще эйс на подаче. Но, конечно, вдвойне приятно, когда удается распознать намерение атакующего соперника и поставить ему блок.
– По статистике, «Факел» обычно налаживает блок не раньше второго сета…
– Это нормально. Постепенно начинаешь оценивать действия пасующего, других соперников. Иногда следуют конкретные указания тренера: например, забудь о первом темпе соперника, следи за диагональным.
ЗДОРОВЫЙ ИДЕАЛИСТ
– Ваш очень приличный рост не сказывался на здоровье?
– Пока я обходился без серьезных травм. И это не случайно. Когда начинал играть в профессиональный волейбол в 1992 году, при росте 2 метра 9 сантиметров я весил всего 80 килограммов. После первого сезона болело все – колено, спина, плечо.
Но затем в софийский ЦСКА пришел новый тренер Светозар Стойчев, и все прекрасным образом изменилось. Чуть ли не при первой встрече он сказал, что мне необходимо серьезно заняться наращиванием мышечной массы, иначе лет через десять все мои связки полетят. Благодаря ему и специальному тренеру по «физике» я набрал за два года 15 килограммов, а сейчас мой рабочий вес – 97 – 98 кг и нет проблем со здоровьем.
При этом я практически не имею возможности отдохнуть в период клубного межсезонья. Оно полностью подчинено интересам сборной, с которой я надеюсь еще хотя бы один раз взойти на пьедестал, как это случилось в 91-м году, когда наша молодежка выиграла чемпионат мира.
– Вы имеете в виду предстоящий осенью чемпионат мира в Японии?
– И его тоже. Конечно, главными претендентами на медали являются другие команды. В первую очередь выделю сборные Бразилии и России, но ведь мы в прошлом сезоне сумели в рамках Мировой лиги трижды обыграть итальянцев, которые в финале чемпионата Европы одолели Россию.
Я по натуре, наверное, идеалист. Ведь наша сборная не пользуется такой благосклонностью национальной федерации, как ваша. Слишком много возникает неувязок и проблем не волейбольного характера, но я никогда не отказывался играть за свою национальную команду.
НЕ ОТРЫВАТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ
– До плей-офф российского чемпионата рукой подать, причем «Факел» в него входит как минимум четвертым. Уже можно подвести некоторые итоги?
– Первый сезон пока оцениваю хорошо. Именно пока. Если выполним цель, окажемся в зоне еврокубков, буду полностью удовлетворен. Конечно, и в Болгарии любят поговорку «Аппетит приходит во время еды». Но мы четко должны стоять на земле. Если пойдем в плей-офф с шапкозакидательским настроением, то можем остаться ни с чем. Перевыполним план – это будет большой бонус.
Сейчас надо с максимальной пользой использовать небольшую паузу перед стартом плей-офф. Необходимо целенаправленно поработать над отдельными элементами (всегда есть шероховатости, которые надо шлифовать), подготовиться физически и психологически.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Евгений ИВАНОВ,
Болгария, центральный блокирующий, 31 год,
рост – 209 см, вес – 98 кг. Выступал за клубы ЦСКА, «Славия» (Болгария), «Кальяри», «Пьяченца» (Италия), «Туркуа» (Франция), «Филия» (Греция), «Галатасарай» (Турция). Чемпион и обладатель Кубка Болгарии, бронзовый призер чемпионата Франции, участник двух «Финалов четырех» Кубка ЕКВ, чемпион мира среди молодежных сборных 1991 года.