Волейбол. Игрок новоуренгойского «Факела» Руслан Олихвер: 37 – не возраст. Я еще поиграю!
ВОЛЕЙБОЛ
Через неделю «Факел» отправится на главный для себя предсезонный сбор – в Анапу. А пока команда в полном составе тренируется на своей подмосковной базе, неподалеку от Нахабина.
Настроение, а главное – здоровье у игроков одной из лучших команд России превосходное. Новичок команды Руслан Олихвер – не исключение. Центральный блокирующий, который еще в 1989 году был приглашен в сборную Советского Союза и с ходу стал бронзовым призером Кубка мира, по-прежнему очень внимательно относится не только к игровому, но и тренировочному процессу.
– Наверное, вопрос о том, как это у вас так легко получается играть на самом высоком уровне в 37 лет, задают многие. И все-таки в чем причины вашего спортивного долголетия?
– Для настоящего профессионала главное – это его здоровье: спортсмены часто заканчивают играть не из-за возраста, а из-за обилия травм. Наверное, мне просто повезло. Постарались Господь Бог и мои родители. На протяжении столь длительной карьеры я обходился без серьезных травм.
– И все-таки с возрастом болячек становится все больше, заживают они все медленнее, а тренеры многих команд по-прежнему нередко обращаются за помощью именно к ветеранам. Чем вы это можете объяснить?
– Наверное, тем, что тренеры предпочитают ориентироваться на людей, которые не просто давно играют, но и доказали своими победами и титулами одну вещь – на них можно рассчитывать в самых сложных ситуациях.
Наставники обычно хорошо осведомлены обо всех плюсах и минусах возрастных волейболистов, а это позволяет иметь достаточно четкую картину того, что можно от них ждать в конкретной ситуации. А вот как себя проявит способный, но молодой парень, точно предположить непросто. Нестабильность в игре начинающих – явление нередкое.
На мой взгляд, для создания хорошей команды оптимальный вариант – это наличие и молодых волейболистов, и ветеранов. Перекосов быть не должно.
ПРОБЛЕМА – НЕ ЛЕГИОНЕРЫ, А ШКОЛЫ И ТРЕНЕРЫ
– В этом году в России – очередной набор очень квалифицированных иностранцев, в «Факеле», например, ждут голландца Клока и итальянца Чернича? Учитывая нынешний уровень зарплат в российском чемпионате, можно смело предположить, что только лимит на легионеров (2 человека в заявке на сезон) и сдерживает руководителей некоторых клубов…
– Думаю, что если бы не было никаких ограничений на иностранцев, ничего страшного не случилось бы. С их появлением чемпионат стал еще более напряженным и зрелищным. А именно в таких условиях растет приличная молодежь. Если игрок сильный и талантливый, то он обязательно пробьется.
– Это не потому ли вы так выступаете в защиту легионеров, что сами в этой шкуре находились немало лет, играя в Италии и Бразилии?
– Может быть, но лишь отчасти. Еще раз скажу о том, что проблема не в том, что иностранцы могут заполонить российские клубы. А в руководителях. Если они мечтают исключительно о сиюминутных победах и ради них готовы тратить огромные деньги на зарплаты легионеров, то это лишь говорит о том, что в волейбол пришли люди временные, случайные.
А для подготовки своих отечественных талантов необходимо повсеместно развивать детский спорт. При этом каждый профессиональный клуб должен иметь свою школу.
Мне кажется, что у нас сегодня заметно улучшилась организация чемпионата России, больше стало болельщиков, внимания со стороны телевидения и прессы, открываются современные новые дворцы. Да и способные молодые игроки пока явно не перевелись. Но вот с тренерскими кадрами как на детско-юношеском, так и на самом высоком уровне у нас явный дефицит. А ведь в структуре любого клуба каждый винтик должен быть отлажен.
Обратите внимание: в баскетбольном ЦСКА с детьми работают два югослава, и ничего зазорного никто в этом не видит. Так называемый легионер и в этой роли может принести пользу российскому спорту.
– Откуда вы знаете такие подробности работы в ЦСКА?
– Все очень просто. Мой сын Руслан с 11 лет серьезно увлекся баскетболом. А начиналось все в Казани, где я провел последние четыре сезона в «Динамо-Таттрансгазе». В обычной школе к нему подошел баскетбольный тренер и предложил попробовать. Продолжение последовало и в Москве, в ЦСКА, где детьми теперь руководит Александр Панов.
– Наверное, с ростом у него все в порядке, учитывая ваши два метра четыре сантиметра?
– Судите сами. 18 октября Руслану исполнится 15 лет, а его рост – 195 сантиметров. С такими данными он в своей команде выступает не только в роли силового форварда, но и центрового.
У меня и дочь, похоже, будет девочкой рослой и, надеюсь, спортивной. Размер ноги у девятилетней Кристины уже как у мамы – 39.
– С детьми все ясно, а супруга любит спорт?
– Оксана у меня главная по хозяйству в любом уголке мира, куда бы я ни отправлялся играть, она же и главная болельщица. Когда есть возможность, все мои родные приходят за меня поболеть.
ПОДПИСАЛ КОНТРАКТ – ВЫПОЛНЯЙ ЕГО
– Вернемся непосредственно к волейболу. Еще одна заграничная тенденция здорово прижилась в России: руководители команд, тренеры как-то слишком уж легко меняют свои составы…
– Это – нормальное явление. Если тренер считает, что игрок не проявил себя, не сделал результата – значит, он возьмет другого. С другой стороны замечу, что волейболисты сегодня достаточно щепетильно подходят к смене клубов. Они смотрят на клубную инфраструктуру, задумываются о том, насколько комфортно будет работать с новым тренером, и так далее. Конечно, в тех случаях, когда предлагаются заоблачные гонорары, вряд ли кто-то из игроков будет обращать внимание на подобные вещи.
– А что делать, если вдруг выясняется, что волейболист и тренер абсолютно по-разному смотрят на тренировочный и игровой процессы?
– Ты подписал контракт и должен его выполнять. Но можно прибегать к маленьким хитростям. Например, по ходу игры ты рискуешь пойти вразрез с установкой тренера, но только если уверен в своей правоте и твои действия дадут положительный результат. Тогда ни претензий в твой адрес, ни наказания не будет. Я об этом знаю на своем богатом опыте. – А что самое сложное сегодня для вас, человека, который прожил в профессиональном волейболе чуть ли не двадцать лет?
– Сложности у спортсменов бывают разного характера. Для меня главное, что моя семья всегда была рядом со мной. И когда я играл в Италии, в Бразилии и в Казани. Кто-то может сказать, что в моем возрасте может не хватать спортивной мотивации. Уверяю вас, это не так. Я еще не все выиграл, поэтому выхожу с одной целью – победить.
Однако избежать вообще отрицательных моментов невозможно. В прошлом сезоне, например, некоторые матчи шли сериями, так вот после них быстро и полностью восстанавливать свой организм было непросто.
Ну а если говорить про конкретный момент, то в «Факеле», новом для меня клубе, волейболистам пока не хватает элементарной сыгранности. Вот Костя Ушаков, наш пасующий, появился в команде только на Кубке Сибири и Дальнего Востока. А пока нет четкого взаимодействия между игроками, нет и полной уверенности в своих силах. Добавьте к этому и то, что индивидуальная форма еще далека от идеальной: физически вроде бы все уже нормально, а вот технический аспект оставляет желать лучшего.
Но, вспоминая первый сбор в Куортане, понимаешь, что все должно прийти в норму. Ведь в Финляндии после летнего перерыва во время первых тренировок здорово болели мышцы. Но постепенно игроки втянулись в процесс – и все пошло как по маслу. Но тогда мы самим волейболом занимались не много, работали над «физикой». Сейчас все наоборот.
– Совсем скоро начнется чемпионат мира. Вы человек, мягко говоря, не чуждый нашей сборной. Больше вас, по-моему, в Мировой лиге из россиян никто не сыграл. Какие перспективы у нашей команды? Как вы относитесь к словам Зорана Гаича о том, что команда будет биться только за первое место?
– Не надо нагнетать обстановку – постоянные заклинания, что мы обязательно должны выиграть чемпионат, пользы делу не принесут.
В Японии сборная должна по максимуму использовать свои сильные стороны: подачу, блок, хорошее нападение. Тогда и появится шанс выиграть чемпионат мира. Мне кажется, что в первую очередь в сборную надо набирать не звезд, а людей, которые подходят под тот стиль игры, который может принести желанную победу. Например, если хочешь заставить ошибаться бразильцев на приеме, надо набирать людей, которые это умеют делать лучше всех.
Шансы у России есть, но слишком уж часто нам не хватает того самого «чуть-чуть».
– О будущем после волейбола не задумывались?
– Признаюсь, не знаю, как долго еще буду играть. Пора, конечно, и подумать о будущем. Надеюсь по крайней мере, что жизнь будет связана со спортом.
А вообще, пока ты игрок, сложно переключаться на что-то иное. Нет свободного времени: занимаешься тем, что умеешь делать лучше всего в жизни – то есть волейболом. Тем более что в России сейчас предлагают неплохие финансовые условия.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Руслан ОЛИХВЕР,
заслуженный мастер спорта СССР и России, центральный блокирующий, 37 лет.
Рост 204 см.
Вес 102 кг.
Чемпион и обладатель Кубка Италии, обладатель Кубка ЕКВ («Модена»), чемпион Бразилии («Сузано»), обладатель Кубка России и двух бронзовых медалей чемпионата России («Динамо-ТТГ»), вице-чемпион России («МГТУ-Лужники»).
В сборной СССР дебютировал в 1989 году, завершил выступления за сборную России в 2002 году. Чемпион Европы (1991), обладатель Кубка мира (1991 и 1999), победитель Мировой лиги (2002), олимпийский вице- чемпион (2000), вице-чемпион мира (2002).
ДОСЛОВНО
Павел БОРЩ, главный тренер «Локомотива» (Новосибирск):
– Удивляюсь Олихверу. Конечно, многое человеку дается от природы, но для профессионального спортсмена очень важно и правильно относиться к себе на протяжении всей карьеры. Руслан к своему здоровью относится чрезвычайно внимательно. Он может служить отличным примером для нового поколения игроков…