Волейбол за кадром

Чемпионат Европы по волейболу в России можно посмотреть по двум каналам – спутниковому «НТВ–Плюс» и федеральному «Спорту»
news

ВОЛЕЙБОЛ. МУЖЧИНЫ
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

 Чемпионат Европы по волейболу в России можно посмотреть по двум каналам – спутниковому «НТВ–Плюс» и федеральному «Спорту». В чем специфика показа волейбола? Какие бывают курьезы во время трансляций? Корреспондент «Советского спорта» встретился с продюсером, режиссером и комментатором, работающими на турнире.

ПРОДЮСЕР

Денис Киврин, сын известного спортивного фотографа Сергея Киврина, работает продюсером на «НТВ–Плюс». Когда я подхожу к нему за интервью, Денис разговаривает с оператором, рисуя для него схемы, как лучше освещать турнир. Через пять минут листок исчеркан паутиной линий. «Тут снимать, здесь не снимать, держим кадр несколько секунд, план по пояс, камеры-лягушки…» Даже не пытаясь вникнуть в эти термины, я все-таки понимаю под конец, что речь идет о теннисе, а не о волейболе. Вот так – один турнир показываем, а к другому тут же готовимся.

– Нашу трансляцию волейбола можно четко разделить на две части: формирование международного сигнала и работа внутри страны, – объясняет мне тонкости Денис. – В «Олимпийском» мы установили 16 камер, включая одну, подвешенную на потолке. Пятого сентября начали работу, шестого все смонтировали. Кстати, и в Санкт-Петербург, в «Юбилейный» мы отвезли такую же технику. Всего у нас на турнире работают порядка двухсот человек. Это штатные сотрудники компании и люди, нанятые по контракту.

Есть международный владелец прав – компания «Медиа партнерс». Поскольку чемпионат Европы проходит в России, компания «НТВ–Плюс» является правообладателем, формируя сигнал для остальных обладателей прав по всему миру. Этот сигнал мы отдаем на спутник, а дальше другие компании снимают сигналы тех матчей, которые им нужны.

– Если права ваши, то как волейбол показывает «Спорт»?

– Он имеет сублицензию, транслирует матчи сборной России параллельно с нами в прямом эфире.

РЕЖИССЕР

Евгений Гришин – мужчина средних лет с окладистой бородой и в черной кепке с надписью на козырьке «One shot», что можно перевести, как «один выстрел». Есть кое-какая ассоциация с работой телеоператора, стреляющего кадры камерой. Когда я спрашиваю: «Можно один вопрос о волейболе?» – Гришин удивляется: «Почему один? О волейболе я могу говорить бесконечно!». На телевидении Евгений работает 30 лет, из них 12 показывает волейбол.

– Это самый динамичный вид спорта для ТВ, – категорично заявляет Гришин.

– А как же хоккей?

– Объясняю: частота переключения камер в волейболе намного больше, чем футболе, хоккее, баскетболе, гандболе… Поэтому работа на одном волейбольном матче, даже если счет 3:0, эмоционально тебя высасывает полностью. Это очень тяжело.

Есть правило, что розыгрыш мяча дается с общей камеры, чтобы был виден рисунок игры. Различные падения, спасение мячей – это включение камер внизу. Режиссеры и операторы тоже играют этот матч вместе со спортсменами. Вплоть до психомоторной реакции руками, когда ты также стремишься отбить неберущийся мяч.

На телевидении есть закон: во время трансляций спорта не давать планы короче трех секунд. Если меньше, это уже микроплан. Так вот, волейбол предполагает планы на 1,5–2 секунды! Глаза игроков показал, их руки и ушел на общую картинку. Можно сказать, мы снимаем не игру, а клип без склеек, в режиме нон-стоп.

В волейболе режиссер, как сапер, не имеет права на ошибку. Если в футболе я воткнул камеру позади атаки, это будет ошибка, но она не бросится в глаза. А здесь, как в американском футболе, у каждой камеры свой маневр. Одни работают на эмоциях, другие – на общих картинках, третьи снимают пальцы игроков, когда они шифруют свои комбинации. Если я воткну какую-то картинку невпопад, это разрушит концепцию показа.

– Курьезы в работе были?

– Однажды я работал на матче в Белгороде на Кубке европейских чемпионов, и там счет одной из партий был 56:54 – это в третьем сете! Вот это курьез… Или, к примеру, часто игроки влетают головой в наши камеры, которые стоят рядом с площадкой. А каждая камера стоит более 50 тысяч долларов! Но здоровье спортсменов, конечно, дороже.

КОММЕНТАТОР

Телекомментатор канала «Спорт» Владимир Стецко сидит за своим рабочим местом на трибуне вместе с партнером по трансляции Тарасом Тимошенко. Есть полчаса до матча сборной России против болгар, чтобы голосовые связки отдохнули. Эфир на «Спорте» построен так: Стецко рассказывает об игре, а в паузах делается переключение на студию, на Тараса и эксперта Дмитрия Фомина. Они дают уже не репортаж, а аналитику.

– Для меня это четвертый чемпионат Европы, а было еще три чемпионата мира, семь мировых лиг, – рассказывает Стецко. – Мир волейбола весьма тесный, поэтому я большинство игроков знаю. Живу с ними в гостинице на выезде, часто общаюсь с ребятами. Читаю прессу. Так и готовлюсь к матчам.

– А ляпы, крылатые фразы у вас бывают?

– Это телезрителям судить. Я себя не слушаю – приходя домой, только включишь волейбол, посмотришь минуты две, чтобы оценить свой ритм, эмоции. И сразу выключаешь.

Новости. Волейбол