Волейбол. Созреем к Пекину?
ВОЛЕЙБОЛ
Программа-минимум выполнена: сборной России не придется проводить Новый год на евроквалификации в Турции. Победой над США в последнем матче Кубка мира ребята гарантировали себе место под пекинским солнцем. Правда, выполнить план-максимум наша сборная снова не сумела. Объективная реальность такова: допрыгнуть до золота россиянам пока не по силам.
Не стреляйте в пианиста. Он играет хорошо. И скрипач, и саксофонист, и остальные музыканты – тоже. Только оркестр из этих ярких талантов, увы, получился не ахти. То ноты не те проскочат, то дирижер махнет палочкой не в ту сторону – и вместо флейты тромбон вступает. И зрители, которые музыкой пришли насладиться, морщатся и бубнят, что ждали большего.
А что жаловаться-то, господа? Вы разве не знали, что сегодня русские концерт дают? Они здорово исполняют несложные произведения – чисто и слаженно. Аргентинцев там обыграть, Тунис или Японию – да, пожалуйста. Но этюды Шопена – это пока не к ним. И, как показали болгары, менее сложные произведения им тоже не всегда даются.
Это на показательном выступлении россияне могут хоть фуги Баха исполнить так, что все ахнут от удивления. А могут даже на скрипичные произведения Паганини, которые под силу только виртуозным исполнителям, замахнуться. Вспомните финал Мировой лиги против Бразилии. Как ребята наши бились, как за мячами ныряли, как их доставали и, обходя бразильский блок, кинжалом в сердце впечатлительного бразильского тренера Бернардиньо вонзали! Да, наша команда проиграла, но за это поражение не стыдно. Причина-то объективная: не хватило опыта. Эти ребята за пару месяцев до этого вместе собрались, а бразильцы уже семь лет бок о бок играют. Не удивлюсь, если они мысли друг друга читать умеют.
Но, как дело доходит у россиян до отчетного концерта, начинаются проблемы. Они творят на площадке, выкладываясь на сто процентов, только когда дамокловым мечом не висит ответственность за результат. Уверена: если бы поставили перед ними задачу выиграть ту Мировую лигу, не увидели бы мы такого красивого волейбола в «золотом» матче. А может, и россиян там, на противоположной от бразильцев стороне, не увидели бы.
После того как наша сборная в Японии выиграла первые восемь встреч, по пресс-центру среди иностранных журналистов прошел смешок: это же русские, они все равно проиграют. И обидно было, и хотелось объяснить коллегам, что все не так, что смогут, что должны… Но у этих журналистов на руках столько козырей было, а крыть-то их, по большому счету, нечем.
И вот американцы наших приперли к стенке, выстроили перед, казалось, неминуемым расстрелом. А мы взяли да помилование себе вымолили. И ко мне на руки козырь пришел: оказалось, умеем побеждать, когда самим ребятам захочется. Это, конечно, уже не за золото сражение было. А всего лишь за попадание на пьедестал. Но ответственности было куда больше, ведь на кону – путевка на Олимпиаду.
Эта вымученная победа над американцами, конечно, глобально ничего не поменяла. Мы выиграли от безысходности, а не потому, что можем любого сломить. Важно тут другое: наконец-то в решающий момент россияне не растерялись.
Почему раньше не получалось эту уверенность в ключевые моменты сохранять? Дело явно не в индивидуальном мастерстве наших волейболистов. Сколько они за это время личных призов получили на турнирах – и за атаку, и за подачу, и за результативность... На прошлогоднем чемпионате мира, где Россия заняла седьмое место, Алексей Вербов стал лучшим либеро, а Алексей Кулешов был признан лучшим блокирующим.
Проблема, как мне кажется, была в самой системе устройства этого оркестра. Во-первых, состав его слишком часто тасовали – просто некогда было сыграться так, чтобы получать пасы, просчитанные не до сантиметра, а до миллиметра. Во-вторых, дирижеру в решающих партиях, увы, не удавалось палочку держать крепко, не роняя, да за оркестром поглядывать. А в последний день Кубка мира (о чудо!) он и с заменами не медлил – Гранкина вовремя выпустил, и прикрикнул, когда надо было, и успокаивал потом – по плечу по-отечески хлопал. А ведь уже пошел слух, что дирижера этого сменят, не забронируй он из Японии билеты в Пекин. Называли даже возможного преемника: нынешнего главного тренера московского «Динамо» Даниэле Баньоли, итальянца с нордическим характером.
И Алекно было по-человечески жалко. Встав у руля сборной, он действительно отдавался ей всей душой. Его нельзя упрекнуть в том, что недоработал или поленился. Я его работу видела изнутри: он сну предпочитал просмотр игр соперников, а потом приходил на завтрак с синяками под глазами.
Только не принято в спорте медали за старания давать – вот в чем его беда. Ни процесс подготовки, ни количество затраченных усилий никого не интересуют. Важен результат. Которого, увы, все не было и не было. И даже сейчас, когда россияне отобрались-таки на Олимпиаду, не сказала бы, что плод созрел. Но он появился на российском дереве, что уже радует. Может, как раз к Пекину поспеет.