Волейбол. Доигровщик московского «Динамо» и сборной России Юрий Бережко: Готов был уехать на Камчатку
ВОЛЕЙБОЛ
Лучший нападающий Мировой лиги, а также чемпионата Европы, выигравший с национальной командой в этом сезоне уже три серебряные медали на разных турнирах, Юрий Бережко перед стартом чемпионата России был избран капитаном московского «Динамо». Тренеры клубов суперлиги и эксперты «Советского спорта» не оставили без внимания прогресс молодого доигровщика. По результатам голосования Бережко стал лучшим игроком стартового отрезка первенства России и возглавил список претендентов на приз имени Юрия Сапеги, который достанется самому ценному игроку по итогам сезона.
Впервые о волейболисте Бережко заговорили, когда Зоран Гайич взял его к себе в сборную, что называется, в довесок (официально Юрий в состав сборной не входил, но жил и тренировался вместе с командой). Правда, говорили в основном колкости. «Кто этот парень? Он же еще ничего не показал в волейболе!» А Гайич сейчас, когда то свое решение вспоминает, озаряется довольной улыбкой: «Я же говорил, что парень заиграет!»
Заиграл Бережко в сборной, правда, уже при Владимире Алекно. Нынешний главный тренер национальной команды, еще будучи наставником «Динамо», признал: «Жалею, что раньше этому парню не доверял…»
Зато теперь доверяет – на Кубок мира Бережко приехал как полноправный игрок стартовой шестерки. Первый наш с Юрием разговор состоялся в японской Фукуоке после восьми внушительных побед нашей команды. Настроение у доигровщика было отменное. Он шутил, улыбался, активно жестикулировал и совершенно не торопился скрыться в своем номере.
«УДАЧНЫЕ МАТЧИ СТАРАЮСЬ ЗАБЫТЬ»
– Юрий, примите поздравления: по итогам голосования тренеров Суперлиги вы стали лучшим игроком первых четырех туров чемпионата России.
– Очень приятно! Не ожидал, если честно...
– Почему? Не считаете себя лучшим?
– И никогда не буду. Сегодня лучший – один, завтра – другой. Есть, конечно, звезды, которые могут стабильно высокий уровень долгое время поддерживать. Но это скорее исключение.
– Считаете, что вам не удается стабильно играть?
– В последнее время, наверное, удавалось. Были только две провальные игры. Ну не совсем провальные… Просто после них чувствовал, что не показал всего, на что способен.
– Что это были за матчи?
– Один – в начале Мировой лиги. С кем мы там играли? – Юрий на пару секунд задумывается. – А, точно, с сербами у них дома. Вот тогда я не очень хорошо выступил. Вторая игра уже в чемпионате России была. Мы тогда с Нижневартовском встречались. И я просто не смог настроиться на эту команду. Плохо сыграл. Были, были такие матчи… Просто я стараюсь их из головы выкинуть побыстрее.
– А как насчет удачных игр?
– Такие тоже долго в памяти стараюсь не держать. Вот, например, получил я «лучшего нападающего» на Мировой лиге. И что? Да, возможно, был лучшим на том турнире. Но кичиться этим, говорить: «Знаете, какой я крутой? Меня лучшим признали!» – как-то глупо. Все, закончился турнир. Надо дальше играть.
– Когда на Мировой лиге вас награждали, вы, как показалось, немного растерялись. Не ожидали услышать свою фамилию?
– Совершенно! Я последним прибежал на награждение. Еле успел! Забегаю, а там уже кого-то награждают. У меня настроения ну совершенно никакого. Проиграли же, хотя реально могли победить в финале бразильцев!
Стою я, обо всем об этом думаю. Организаторы что-то бормочут на своем языке непонятном в микрофон. И тут бац: Юрий Бережко! И прожекторами мне в лицо светят. Все на меня смотрят, а я не понимаю, что происходит. Кто-то кричит: «Иди, иди!» А куда идти? Зачем? В общем, растерялся. Кто-то из бразильцев подтолкнул в нужном направлении.
– Раньше призов подобных не получали?
– Этот первый. Была возможность получить на молодежном чемпионате мира, но мы тогда с Матеем Казийски разошлись буквально в два очка. А до этого где-то признавали, но я даже названия тех турниров уже не помню.
«ЖАЛЕЛ, ЧТО ПОЕХАЛ НА ЧЕМПИОНАТ МИРА»
– Еще год-полтора назад вы редко появлялись на площадке в стартовом составе. А сейчас звездой стали.
– Какой звездой… Бред это! Давайте я для начала что-нибудь выиграю. Титулов еще нет, а уже звезда… Знаете, как два года назад меня грязью обливали? И не только меня, Зорана Гайича тоже. Сколько статей было… Особенно после чемпионата мира. Сто раз уже пожалел, что поехал. «Бережко попал в сборную с «банки», Бережко то, Бережко это… А теперь: «Бережко заиграл», «Бережко – звезда». Читаешь и смеешься.
– Но ведь вы действительно заиграли.
– Это разве «заиграл»? На данный момент я еще себя не реализовал.
– Верите, что Россия выиграет Кубок мира?
– А зачем я, по-вашему, приехал сюда? На любом турнире настраиваюсь только на победу. Хотя на чемпионате Европы не только мне, но и всем игрокам сборной настроя не хватило. Все из себя такие были расписные фавориты… Команда чувствовала, что обязана победить. Не скажу, что мысль об этом по ночам терзала, но соперникам легче пришлось. Им по барабану все было, они просто выходили и показывали все, на что способны. А на нас вся Москва смотрела…
– Что в вашей жизни изменилось за последний год?
– Я наконец-то получил возможность играть. Обрел уверенность. Понимаете, в жизни спортсменов радостей не так-то много. Вот для меня главное – выходить на площадку. Я два года провел в запасе… А это все равно что у скрипача скрипку отнять. Очень жестоко. То единственное, что ты в жизни умеешь делать, делать не можешь. Сложный это период был: стоять все время на этом квадрате три на три за площадкой да в ладоши хлопать, когда играют другие…
– Не жалели тогда, что в «Динамо» оказались?
– Конечно, жалел… Но старался абстрагироваться от этих мыслей. Читал много. Пытался на тренировках накопившуюся энергию выплескивать.
– Почему раньше в стартовый состав попасть не удавалось? Тренер не доверял?
– Не только в этом дело. Еще травмы постоянно мешали. Вот в прошлом году из-за голеностопа месяц пропустил. Ну и политика «Динамо» тогда была такая: надо выиграть все на свете, да побыстрее. Промашек не терпели. Поэтому и делали ставку на опытных игроков. Конечно, хотелось тогда убежать куда-нибудь…
– Сергей Макаров из «Динамо» в Новосибирск перебрался, чтобы на площадку выходить. Если бы вам тогда, например, в Сургут переехать предложили, согласились бы?
– Да я куда угодно готов был уехать. Хоть на Камчатку. Главное, чтобы можно было играть.
– Владимир Алекно признался, что жалеет о том, что раньше в «Динамо» мало игрового времени вам давал. Верите?
– Наверное, да… – Юрий берет небольшую паузу. – Я не считаю, что он в чем-то виноват. Сейчас зато он мне в сборной игровое время дает.
ЧЕТЫРЕ ВЕСЕЛЫХ ГОДА
– Вы уже давно играете в «Динамо», не хочется где-нибудь еще себя попробовать?
– На данный момент «Динамо» меня полностью устраивает. У меня есть действующий контракт с клубом, а там посмотрим. Вообще в Москве меня ничто особо не держит. Я далеко не в восторге от этого города со всеми его пробками, экологией...
– Сколько уже к Москве привыкаете?
– Четыре веселых года. Сейчас нормально себя в ней чувствую. А в первом сезоне это даже не ужас был, не кошмар… Я вообще не понимал куда попал. Представьте: приехал из маленького Ярославля в эту махину, а в команде Ушаков играет, Динейкин… Ребята, которые по три Олимпиады прошли. И я, мальчик такой, там бегаю, никого не знаю. Первое время ни с кем не общался. Пришел не тренировку, ушел, включил дома телевизор. А что еще делать? На улицу выйти? И куда идти?
Потом стало проще: знакомые появились. Сейчас и вне волейбола друзья есть. С одним приятелем стараюсь каждые выходные встречаться. Понимаете, одним волейболом жить очень тяжело. Все мои друзья так или иначе с ним связаны. И о чем с ними говорить? Понятное дело, о волейболе. Но должна быть какая-то отдушина. Человек, с которым можно литературу обсудить, сходить куда-нибудь.
– Например, в ночной клуб?
– Я там редко бываю. Так, раз в месяц.
– А в родном Комсомольске-на-Амуре давно не были?
– Давненько. У меня там и родственников уже не осталось. Родился, школу закончил – и сразу с родителями уехали. Холодный, суровый город.
– Играть в волейбол там начали?
– Да. Всему, что я сейчас умею, меня отец научил. Он волейбольный тренер.
«ЗАЧЕМ МУЖЧИНЕ КАДЫК?»
– Ходили слухи, что кто-то из дизайнеров предлагал вам моделью поработать. Правда?
– Ну да, звали как-то… Но я пресек эту попытку на корню и не хочу говорить об этом. Что в этом интересного?
– Не каждый день спортсменам такие предложения поступают.
– Но я же не считаю себя моделью. Даже представить себя в этом бизнесе не могу. Не тот характер. Что я там делать буду? Ой нет, даже думать не хочу об этом.
– А после волейбола где себя можете представить?
– Часто же этот вопрос спортсменам задают…
– И они обычно отвечают, что не хотят задумываться.
– И я не хочу. Но все равно задумываюсь. Только пока невсерьез. Хочется сначала чего-то в волейболе добиться.
– Золотой олимпийской медали?
– Это для меня на данный момент основная цель в жизни. Но такая, знаете, глобальная. Я стараюсь более реальные пока ставить. Обыграть одну команду, потом другую. Добиваюсь чего-то, радуюсь, ищу новый стимул, иду дальше. Так и живу.
– Что для вас волейбол?
– Я вот часто возвращаюсь с тренировки домой через двор. Иду обычно, хотя скорее ползу, ног не чувствую, на плече сумка… А там ребята молодые и девчонки лет по 15–20 сидят, курят, пиво пьют. Вот этого мне не хочется, чтобы жизнь так прошла. Я их не осуждаю – это их выбор. Но мне лично хочется сделать этот мир чище, прекраснее.
Если я своей игрой запомнюсь какому-нибудь ребенку, вытащу его с улицы, увлеку своим примером в зал, как когда-то сделал мой отец, для меня это уже будет огромная победа. Как раз на днях об этом думал. После того как прочитал одну интересную книгу.
– А сейчас вы что читаете?
– Купил в аэропорту забавную книгу: «Странности нашего тела».
– Чем заинтересовала?
– Моя девушка недавно спросила: зачем мужчине нужен кадык? Я привык отвечать на все вопросы. Попробовал сказать, что, наверное, чтобы мальчика от девочки отличать. Но как-то это слишком просто. Вот решил изучить вопрос. Правда, пока до этого раздела не дошел.
«ВОЛКОВ – ГЕРОЙ»
Второй раз мы с Юрой разговаривали в самолете по пути из Токио в Москву. За спиной обиднейшее поражение от Болгарии, затем предсказуемое – от Бразилии и невероятный матч с США, после победы в котором россияне зацепились-таки за путевку в Пекин. Настроение Юрия отличалось кардинально. Улыбчивый парень, любитель пофилософствовать, Бережко за какие-то пару дней посерьезнел и погрустнел. Или, может, просто очень устал.
– С какими мыслями покидаете Японию?
– С грустными. Жаль, что в очередной раз не удалось стать первыми. Хотя шанс был. Главные претенденты на первое место, бразильцы, в начале турнира потерпели поражение – и по очкам мы имели преимущество. Получается, могли бы Кубок выиграть, даже если бы им уступили. Только вот камнем преткновения для нас, как ни странно, стала сборная Болгарии...
Последнее время такого уровня игры, как в матче против нас, они не показывали. Мы знали, что Казийски, как всегда, мощно атаковать будет, а вот от Салпарова и особенно от Николова такой игры никто не ожидал.
– Эта серебряная медаль – третья на счету сборной России за сезон. Есть между вторыми местами разница?
– Нет. Серебро – не золото. Повторюсь: надоело быть вторыми. А вообще, когда идет победная серия, а потом проигрываешь матч, который должен был выигрывать, очень сложно настроиться на борьбу.
– Тем более против Бразилии…
– Поверьте: мы очень хотели их обыграть. Но против нас они действуют не так, как против других команд. Не раз на Кубке мира бразильцы ужасную игру демонстрировали. Например, в последний день против японцев. Или в первом матче с американцами. А с нами не расслаблялись ни на секунду.
– Как же удалось собраться перед игрой с США после двух таких поражений?
– Ох, лучше и не спрашивайте... Тяжело. Не знаю, что бы было, если бы не Сашка Волков. Он национальный герой! Именно благодаря его подаче в четвертом сете мы едем на Олимпиаду. Давайте на радостной ноте и закончим. Хочется уже забыть этот турнир…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Юрий БЕРЕЖКО
Родился 27 января 1984 года в г. Комсомольске-на-Амуре.
Рост 198 см. Амплуа – доигровщик.
Капитан московского «Динамо». В команде с 2004 года.
Чемпион России (2006 г.), серебряный призер чемпионата России (2005, 2007 гг.), обладатель Кубка России (2006 г.), финалист Кубка России (2004 г.), бронзовый призер Лиги чемпионов (2007 г.), серебряный призер Мировой лиги (2007 г.), лучший нападающий Мировой лиги (2007 г.), серебряный призер чемпионата Европы (2007 г.), лучший нападающий чемпионата Европы (2007 г.), серебряный призер Кубка мира (2007 г.).