Волейбол. Доигровщик «Динамо-ТТГ» Сергей Тетюхин: Уйду из сборной после Пекина
ВОЛЕЙБОЛ. МУЖЧИНЫ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА
В конце декабря Сергей Тетюхин вместе с казанским «Динамо-ТТГ» завоевал Кубок России, по итогам которого был признан самым ценным игроком турнира. Неудивительно, что при голосовании за звание лучшего волейболиста заключительного месяца 2007 года, которое идет в зачет приза имени Юрия Сапеги, большинство тренеров команд суперлиги отдали первое место именно Тетюхину.
Российские специалисты называют Сергея Тетюхина самым талантливым волейболистом нашей страны, тренеры зарубежных команд – символом сборной. В послужном списке этого доигровщика есть все возможные награды, за исключением, пожалуй, самой желанной – золота Олимпиады.
К победам в чемпионатах и Кубках страны, европейских турнирах, а также серебру и бронзе Олимпиады Тетюхин шел, переступая через боль и бесконечные травмы. Все это – заслуга характера, уверен волейболист. Воспитывать в Сергее бойцовские качества начал отец с первых дней жизни в родной Фергане. Закалка духа продолжилась в Белгороде, который при Тетюхине на многие годы стал центром российского волейбола.
Не осталась в стороне от воспитания характера и судьба, подбросившая Сергею серьезное испытание в итальянской Парме в виде тяжелейшей аварии... И даже теперь, устроившись на почетное место лидера команды-чемпиона казанского «Динамо-ТТГ», Тетюхин продолжает доказывать, что от психологии в волейболе зависит едва ли не больше, чем от хорошо поставленного блока или подачи. С помощью Сергея мы решили проследить за четырьмя этапами его превращения в звезду мирового волейбола.
УЗБЕКИСТАН. «НА ЗАРЯДКУ ВСТАВАЛ В ШЕСТЬ УТРА»
– От Ферганы остались только приятные воспоминания, – говорит Тетюхин. – Я там все детство провел. Потом к России привыкнуть было непросто.
– Чем Узбекистан отличается от России?
– До переезда сюда я ни разу в жизни не видел пьяных людей на улицах. Не говоря уже о валяющихся на асфальте посреди дороги... В Узбекистане такого просто нет! А в России – норма. Это открытие меня повергло в шок. Но потихоньку привык.
– А от узбекской кухни пришлось отвыкнуть?
– Нет, отец не позволяет. Каждые праздники плов готовит.
– Сами вы подаренный Юрием Ивановичем (отцом Тетюхина. – Прим. ред.) казан не используете?
– Теорию приготовления узбекского плова я знаю назубок, а вот на практике не выходит. Туда же не только рис, мясо да специи – душу вложить надо! Не так все просто, как кажется.
– С пловом в России ситуация уж точно не сложнее, чем в Узбекистане со спортивными залами. Где вы тренировались в детстве?
– В спортзале обычной школы, где учился. Там отец работал. Он и был моим первым и самым главным тренером. Волейбольные навыки, характер – все это у меня благодаря ему появилось. Он с самого детства возил меня с собой на соревнования. Я даже не помню, когда впервые оказался на площадке – такой маленький был.
– А ваши сыновья с мячом уже дружат?
– В Белгороде тренировались, а в Казани с детским волейболом сложно. Но что-нибудь обязательно надо придумать, пока мелкий мой соседей с ума не свел... Дома целый день мячом о стену шарашит. Он вообще только о спорте и думает. До пяти лет мультики даже не смотрел – только спортивные программы. Старший – ему 11 – более вдумчивый, у него и помимо спорта много интересов.
– Тяжело не интересоваться волейболом с отцом-чемпионом. Но еще сложнее, наверное, с папой-тренером. Вам ваш выбора не оставил?
– Когда во вторую смену учился, втихаря от родителей бегал в футбол играть. Но это месяц продолжалось.
– Узнал бы мир волейболиста Тетюхина, не покинь ваша семья Узбекистан в начале 90-х?
– Вряд ли. Там будущего не было. Мне очень повезло – отец доверился Геннадию Шипулину, который предложил переехать в Белгород, и не прогадал. Лично они знакомы не были. Но приятели папы, волейбольные тренеры, которые перебрались из Узбекистана в Белгород, посоветовали обратиться именно к нему. Хотя вариантов тогда была масса, причем куда более серьезных: киевский «Автомобилист», Ростов, где были специализированные волейбольные интернаты…
– Когда переехали, поняли, что волейбольный мяч из рук уже не выпустите?
– Понял это, когда соревнования начались. Я уже тогда «повернут» на спорте был. Помню, с ребятами договаривались, на зарядку вставали в шесть утра, перед школой бегали. Причем по собственной инициативе. Сейчас такого нет – жизнь поменялась. Теперь у людей на первом месте компьютеры. Или того хуже: покурить и поколоться.
БЕЛГОРОД. «НА ПЕСКЕ ИЗ МЕНЯ СДЕЛАЛИ КЛОУНА»
– Белгородский «Локомотив» дал мне больше, чем какой бы то ни было клуб, – говорит Сергей. – С ребятами, с которыми там играл, до сих пор дружим семьями, даже после того, как уехал из Белгорода.
– Ваш переход в казанское «Динамо-ТТГ» некоторые болельщики восприняли неоднозначно.
– Я никакого негатива с их стороны не ощущал.
– Что сыграло ключевую роль при решении переехать в Казань?
– Финансовая сторона. И я никогда не стеснялся этого.
– Поговаривали, что у вас самый большой контракт в российской суперлиге…
– Не знаю, какие суммы получают другие игроки.
– Долго думали перед тем, как принять решение об уходе из «Локомотива-Белогорья»?
– Не помню даже. Пока Геннадий Яковлевич (Шипулин – тренер белгородского клуба. – Прим. ред.) не дал согласие, я контракт не подписывал. Все было по-честному, никаких росписей за спиной руководства не ставил. И сейчас у нас с Шипулиным сохранились прекрасные отношения – недавно с Новым годом его поздравлял.
– Многие считают Геннадия Шипулина больше менеджером, нежели тренером.
– Да, он не проводил тренировки – за редким исключением, – но все время находился с нами, наблюдал за процессом и всегда был в курсе дел. И по ходу матчей никогда не делал необдуманных замен. К тому же у него потрясающее умение внести в работу изюминку, собрать всех вокруг себя и заразить какой-то идеей. Тот же пляжный волейбол благодаря ему вон как развился.
– Вы сами на песок впервые в Белгороде вышли?
– Да. Попросил пару лет назад у Зорана (Гайича, экс-главного тренера сборной России. – Прим. ред.) немного отдохнуть от классики и переключился на пляжный волейбол ради поддержания формы. И увлекся этим делом не на шутку.
– Пляжный волейбол сложнее?
– Это абсолютно другой вид спорта. Когда шел на тренировки, думал: раз уж в классике играю, что, на пляже не разберусь? А на песке 20-летние ребята просто клоуна из меня сделали! Пришлось пахать, как папа Карло. Только через месяц стало более или менее получаться.
– Но играли вы недолго – меньше сезона…
– Зато успел выиграть Кубок России с Игорем Колодинским! Как только лето свободное будет, вернусь на песок.
ИТАЛИЯ. «МОЗГИ ПОЯВИЛИСЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕ АВАРИИ»
– Играть в Италию меня отправил Шипулин. Это как раз был предолимпийский сезон – 1999 год. Тогда в России был не очень сильный чемпионат. И Геннадий Яковлевич, который в тот момент тренировал сборную, принял решение выслать нас на Апеннины, чтобы попрактиковались.
– Как чувствовали себя в незнакомой стране?
– Нас в «Парме» было трое: Илья Савельев, я и Стас Динейкин. Илья у нас переводчиком «работал», поэтому проблем не возникало. Вообще очень интересно было. Ведь чем отличался итальянский чемпионат от нашего? В России только две-три команды за титул боролись. В матчах с остальными клубами всегда можно было быть уверенным в победе. А там выходишь на площадку и не знаешь, выиграешь или проиграешь.
Тот сезон в Италии принес свои плоды: на Олимпийских играх мы заняли второе место. Чуть-чуть не хватило, чтобы обыграть сербов. После Игр я еще сезон в Италии провел.
– Но почти не играли…
– Да, из-за аварии выпал в начале сезона, подключился к команде ближе к плей-офф.
– Что тогда случилось?
– Мы с Ромой Яковлевым жили недалеко друг от друга. Решили увидеться… Обязательно дальше рассказывать?
– В России информации на эту тему было совсем немного: автокатастрофа, лобовое столкновение…
– Ехали с Ромой в Парму. А у итальянцев есть платные автострады – большие, четырехполосные – и бесплатные – узкие. По последней мы и поехали... Я решился на обгон. Как выяснилось, очень неудачный.
– Судебное разбирательство было? Ведь за рулем были вы.
– Естественно. Человек в другой машине был в тяжелом состоянии… Но ангел-хранитель или что-то свыше помогло мне. Тот мужчина выкарабкался. И все обошлось.
– Сами сколько восстанавливались?
– Весь сезон. Повезло, что у президента моего клуба Джорджо Варакки был свой восстановительный центр в городке недалеко от Пармы, куда он меня и отправил. Туда известные футболисты приезжали, Гуллит, например. Даже космонавты советские... Что со мной там только не делали – начиная от массажа и заканчивая термальными ваннами. Ситуация непростая была: я весь поломанный, жена через неделю после аварии второго ребенка родила…
– Сколько операций перенесли?
– Сначала раздробленный локоть чинили, потом выяснилось, что сразу после аварии не заметили сломанных пальцев на ногах – и заново ломали. В общем, собирали по кусочкам.
– Яковлев как-то сказал, что вы тогда чудом выжили.
– Да. Запросто могли погибнуть…
– Ваша жизнь после этого изменилась?
– Конечно. Не дай бог никому такое пережить… Но положительные моменты тоже есть. Повзрослел за считанные месяцы. Стал по-другому к близким относиться.
– Была вероятность, что в волейбол играть не сможете?
– Невозможно было предугадать, как рука будет восстанавливаться. Выпрямится ли локоть. Гарантий никто не давал.
– И о чем тогда думали?
– Сколько мне было? 24 года. Надеялся на лучшее, депрессии, мыслей о том, что все пропало, точно не было.
– Страшно было потом за руль садиться?
– Нет. Только мандраж небольшой был первое время. Просто все с головой надо делать. Когда мозгов у водителя нет – вот это страшно. До аварии и у меня их не было. Потом, надеюсь, появились.
КАЗАНЬ. «С БОЛЬЮ В КОЛЕНЕ ПРИШЛОСЬ СМИРИТЬСЯ»
После двухгодичной командировки в Италию Тетюхин вернулся в Белгород на несколько сезонов. После чего, завоевав с клубом Шипулина все желаемые награды, направился в амбициозный «Динамо-ТТГ».
– В Казани меня сразу хорошо приняли, – рассказывает Тетюхин. – Там вообще нашу команду очень любят. Говорят, после победы в Кубке встречали военные, почетный караул трофей принимал…
– Своеобразная компенсация за отсутствие праздничного настроения в Одинцове?
– Ну почему же, там все было как полагается: наполнили Кубок шампанским, выпили за победу в раздевалке. Просто финал накануне Нового года проходил, всем хотелось домой побыстрее добраться. Я вот на поезд спешил: после награждения до него пара часов оставалась.
– Своей игрой в финале Кубка России довольны?
– Главное – задача была выполнена. Считаю, что в победе моей заслуги столько же, сколько всех остальных ребят.
– Признайтесь: в финале против московского «Динамо» играли через боль?
– От нее уже никуда не деться. Проблемы с коленом преследуют меня постоянно.
– Откуда взялась эта травма?
– Остро проявилась на сборах в Сербии, где мы были с Гайичем. Сначала не обратил внимания… Опомнился только когда врачи поставили перед фактом: надо оперироваться. После такого количества сборов, тренировок не мог не остаться отпечаток – травма переросла в хроническую. С этим просто смириться надо – и терпеть.
– Но со сломанным пальцем не многие на площадку выходят.
– Да, было дело… Видать, судьба у меня такая. Здоровым поиграть не удается. Как начались проблемы в молодежной сборной с плечом, так и продолжаются по всему телу.
– Из-за этой злополучной травмы колена многие считают, что лучшие времена Тетюхина уже позади. Не обидно?
– Нет. Если смотреть на вещи реально, то так и есть... Что касается физической формы. Но, говоря о характере, я некоторым молодым игрокам фору дал бы. Нескромно о себе так говорить, но у нас не так много опытных игроков, которые могли бы подсказать, поддержать.
– Как долго вы еще подсказки в сборной раздавать планируете?
– Больше чем уверен, что Олимпиада в Пекине станет для меня последней. Потом уйду из сборной.
– А на сколько рассчитан контракт с «Динамо-ТТГ»?
– До конца этого года. Но заканчивать с волейболом я пока не собираюсь.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сергей ТЕТЮХИН
Родился 23 октября 1975.
Амплуа: доигровщик.
Рост 197 см, вес 94 кг.
Игровая карьера: 1992–1999 - «Белогорье-Динамо» (Белгород), 1999–2001 – «Парма» (Италия), 2001–2006 – «Локомотив-Белогорье» (Белгород), 2006–2008 – «Динамо-Таттрансгаз» (Казань).
Золотые медали: чемпионат России (1997–1998, 2002–2005, 2007), Кубок России (1995–1998, 2003, 2005, 2007), лига чемпионов (2003, 2004), Кубок мира (1999), мировая лига (2002).