Любимая команда Путина. Тренер «Прикамья» о проблемах российского волейбола, футбольном ЧМ-2018 и кремлевском тезке

Переговоры об интервью с Владимиром Путиным шли несколько месяцев. Сперва одно мешало, потом другое. Человек-то занятой. Наконец условились о встрече. Но не случилось: в означенный день Путин… забыл дома мобильный. Пришлось начинать все заново. В итоге о
news

Переговоры об интервью с Владимиром Путиным шли несколько месяцев. Сперва одно мешало, потом другое. Человек-то занятой. Наконец условились о встрече. Но не случилось: в означенный день Путин… забыл дома мобильный. Пришлось начинать все заново. Наконец остановились на Перми. Почему на ней? Потерпите, узнаете…

Пермь ─ Москва

«ПРИДЕТСЯ ДЕЛАТЬ ОПЕРАЦИЮ НА НОГЕ»

-- Не возражаете, если буду обращаться по фамилии? Все-таки не каждый день Владимира Путина интервьюируешь…

-- Понимаю. Спрашивайте, как вам удобнее.

-- Заметил, слегка прихрамываете, на ногу припадаете…

-- Да, есть проблемы с тазобедренным суставом. Последствия полученной в молодости спортивной травмы. Недавно проходил томографию, врачи сказали, что сустав правой ноги совсем плох. Видимо, весной или осенью придется делать операцию.

-- И как же без вас?

-- Справятся. Есть надежные помощники… Да и я, надеюсь, ненадолго выпаду из строя.

«ОТСТАВКА БИЛАЛОВА НЕ ПОСЛЕДНЯЯ»

-- Вот о чем хотел спросить… На ваш взгляд, успеем к Олимпиаде Сочи отстроить?

-- Должны. Обязаны. Хотя, боюсь, авралов не избежать. По русской привычке будем доделывать в последнюю неделю. Ну и, конечно, важно посчитать, во что все в итоге выльется.

-- Уже понятно: в астрономическую сумму. Стоило ли вообще затевать эту историю? Потратили бы деньги на что-нибудь иное… Разве мало в стране проблем?

-- Олимпиада -- это история! Кто сейчас вспоминает о призывах бойкотировать Игры-80, звучавших со стороны США и их европейских партнеров? Зато в памяти миллионов остались яркие спортивные соревнования и плачущий Мишка на Церемонии закрытия… Наверняка и об Олимпиаде в Сочи спустя годы будут говорить хорошее. А неурядицы, сопутствующие процессу подготовки, забудутся.

-- Но 30 лет назад в Москву не вбухали столько, сколько сейчас в Сочи. Да и воровали прежде скромнее.

-- Тут вы правы. Помню, читал записку председателя комитета партийного контроля при ЦК КПСС Арвида Пельше, который распекал какого-то функционера за полученный в подарок дефицитный сервиз. Сегодня об этом смешно говорить! Люди мыслят миллиардами.

-- Как думаете, отставка Ахмеда Билалова последняя или последует продолжение банкета?

-- Проштрафившимся придется ответить. Сомнений нет. На кону репутация России. Да, коррупция зашла очень далеко. Стала для многих образом жизни. Впору не детям, а взрослым объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Тем не менее я противник огульных обвинений. Не все жулики и воры, надо разбираться в каждой конкретной ситуации, а степень вины определять в суде. Один деятель заявил недавно в интервью: мол, все вокруг покупается и продается. Меня это возмутило! Наверное, человек меряет по себе. Ко мне это точно не относится. Я и собой не торгую, и у других ничего не ворую.

-- Может, с нашим народом надо построже? Руки рубить да головы откручивать, вот и неповадно будет на чужое зариться.

-- Не так давно я был в Минске. Смотрел большую пресс-конференцию Александра Лукашенко и обратил внимание на его манеру общения с журналистами. Все строго, вроде бы справедливо и по делу. Но, знаете, поймал себя на мысли, что не хочу оказаться внутри системы, которая построена в Белоруссии. У человека есть потребность в свободе. Это заложено на сакральном уровне, как говорит Никита Михалков.

-- Симпатичен он вам?

-- Никита Сергеевич? Ранние режиссерские работы люблю, а что ввязался в разборки в Союзе кинематографистов... Мне не нравится, когда начинаются свары.

«ЧЕМПИОНАМИ МИРА ПО ФУТБОЛУ НАМ НЕ СТАТЬ»

-- А идея объединенного чемпионата по футболу с миллиардным бюджетом вам близка?

-- Мы помним, как был поставлен во главе РФС Сергей Фурсенко. Много делалось громких заявлений, а после Евро-2012 ─ отставка. Стадион «Зенит» никак достроить не могут, смета выросла в разы… Словом, не торопился бы оценивать новые инициативы. Надо подождать. Нам через пять лет принимать чемпионат мира по футболу. Это проблема посерьезнее объединения первенств России и Украины.

-- И какие, на ваш взгляд, шансы у нашей сборной выиграть в 2018-м турнир на родине?

-- Минимальные. В спорте чудес не бывает. Чтобы получить достойный результат, необходимо провести огромную предварительную работу. Побеждает тот, кто лучше подготовился.

Но не хочу сильно критиковать футболистов, чтобы не нарваться на встречные претензии. Как в том анекдоте: «Приходит нерадивый сын из школы, отец берет дневник, а там сплошные двойки, лишь по пению стоит пятерка. Возмущенный родитель тянется за ремнем: «А-а-а, ты еще и поешь?!». Вот так и я. «Прикамье» идет на последнем месте в чемпионате России, не успеваю решать проблемы, сыплющиеся со всех сторон, а сам, значит, буду с умным видом рассуждать, как надо работать?

-- Кажется, пора открывать карты: вы хоть и Владимир Путин, да не тот. Главный тренер и директор волейбольного клуба из Перми.

-- Что значит не тот? Как папа с мамой нарекли, так и зовусь. Никогда не пытался выдать себя за кого-то другого. Зато журналисты никак не угомонятся, без конца обыгрывая имя и фамилию. Они у меня те же, что и у действующего Президента России. Когда в первый раз на эту тему пошутили, можно было посмеяться. Сейчас не до веселья. Слишком много нерешенных вопросов. Каждый год едва сводим концы с концами. Бюджет клуба -- один из самых скромных в волейбольной суперлиге.

Вообще, фамилия доставляет больше хлопот, чем пользы. Помогает разве что в аэропортах, где девчонки могут дать место в самолете у аварийного выхода, чтобы расположиться поудобнее. И за границей люди своеобразно реагируют: «Wow! Mister Putin!». Всё!

В остальном же только дополнительные ограничения. Иногда в неформальной обстановке предлагают выпить. А я прикидываю, не дай бог, тормознет гаишник, и завтра где-то напишут: «Владимир Путин задержан пьяным за рулем». И ведь люди не на меня подумают, а на именитого однофамильца. Тем более что я не пью! Потому вынужден контролировать каждый шаг. Стараюсь не лезть на рожон, лишний раз не обострять отношения, хотя по характеру человек взрывной.

«БЫТЬ ЧИНОВНИКОМ -- НЕ ДЛЯ МЕНЯ»

-- Но, согласитесь, прессу вы и раньше недолюбливали, Владимир Степанович. Вроде бы даже официально запретили игрокам общаться с журналистами.

-- Сейчас федерация волейбола разработала типовой вариант контракта со спортсменами, там этот пункт не предусмотрен. А прежде, в самом деле, не разрешал парням без моего ведома давать интервью.

-- А как же свобода слова?

-- Мудрецы говорили: лекарство от яда отличается лишь дозой. Везде важна мера. Неосторожная фраза может все испортить. Выдерни слово из контекста или переставь запятую, и весь смысл меняется. Я знаю, что говорю. За плечами -- длинная жизнь, большая часть которой отдана спорту.

-- Давайте тогда с самого начала.

-- Окончил факультет физвоспитания Пермского пединститута. Специализировался на волейболе, но из-за травмы колена переключился на десятиборье. На первенстве института пробежал стометровку за 11,6 секунды, метнул копье на 56 метров, прыгнул в высоту 180 сантиметров. Как говорится, сам бог велел попробовать себя в новом деле. В результате стал бронзовым призером Кубка России по десятиборью. Потом меня пригласили в обком профсоюза работников лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Три года отработал председателем отраслевого совета по физкультуре и спорту. Курировал 117 коллективов физкультуры, но быстро убедился: не мое. Заскучал от бумаг, от бесконечных «слушали и постановили»…

В марте 1983 года в пригороде Перми открыли дом спорта «Луч», где решили создать волейбольную команду. В нее я пришел тренером. И больше не уходил. Тридцать лет с одним коллективом. Как подметили ваши коллеги, это дольше, чем сэр Алекс Фергюсон работает в «Манчестер Юнайтед». Многое случалось за это время, но ни разу не пожалел о выборе. Начинали мы с районных соревнований, постепенно поднимаясь все выше… В 1990-м пробились во вторую лигу чемпионата России. Через шесть лет дебютировали в высшем дивизионе. В начале нулевых дважды выходили в финал Кубка страны и завоевывали серебряные медали. С нашими ограниченными финансовыми возможностями трудно конкурировать с грандами. Но мы стараемся…

«С ДЕНЬГАМИ И ДУРАК СУМЕЕТ»

-- Вы ведь стартовали примерно в одно время с Геннадием Шипулиным? Его «Белогорье» семь раз становилось чемпионом России, а главному тренеру при жизни отлили на родине бронзовый памятник…

-- Геннадий Яковлевич -- очень талантливый человек, спору нет.

-- Завидуете?

-- Боже упаси! Зачем ревновать к чужому успеху? Зависть ─ не мое. У каждого своя судьба. Одному -- почет и слава, второму -- незаметная, нудная, повседневная черновая работа. «Как у раба на галерах».

-- Это вы удачно выразились!

-- Процитировал… Проще всего сказать, что Шипулину крупно повезло с губернатором Савченко, давно возглавляющим область. По его инициативе в Белгороде создавалась профессиональная волейбольная команда. Об этом мы много разговаривали с Юрием Наумовичем Венгеровским, который в то время был играющим тренером белгородцев. Но заслуги Геннадия Яковлевича бесспорны.

И роль глав регионов трудно переоценить. Достаточно привести в пример Валерия Шанцева из Нижнего Новгорода. При нем создавался успешно выступающий сейчас в суперлиге клуб «Губерния». Я же в последние лет десять не находил понимания у руководства Пермского края. Более того, в какие-то моменты казалось, что «Прикамье» добивалось результатов не благодаря, а вопреки. Из-за этого меня даже прозвали партизаном. В 2009 году в условиях кризиса генеральные спонсоры команды не смогли оказывать нам поддержку. И я вынужден был в одиночку бороться с обстоятельствами. Практически вернулся к началу тренерской карьеры, когда мне говорили: «А ты сделай без денег, с деньгами и дурак сумеет».

С приходом губернатора Виктора Басаргина ситуация изменилась к лучшему. С его помощью у команды впервые за несколько лет появился спонсор. Думаю, эти перемены почувствовал не только я.

-- Вы -- партизан, а команда -- лифтер, постоянно барражирующий между лигами?

-- Ну да, кто-то подсчитал: за последние десять лет мы шесть раз меняли прописку. Выращиваем хороших ребят и поднимаемся вверх, потом продаем ключевых игроков и падаем вниз. Опять начинаем подтягивать молодняк и карабкаться в горку…

Если не раб на галерах, то наверняка Сизиф. Толкаешь камень, толкаешь, а он каждый раз скатывается к подножью. Наказал Бог за что-то. А может, наоборот -- помог. Как сказал поэт, тому, кого карает явно, он в тайне милости творит... Считаю, трудности лишь закалили меня, укрепили в вере, что выбрал правильный путь. Сейчас вот предстоит трудная борьба за сохранение прописки в суперлиге.

-- Игроков у вас по-прежнему тянут?

-- Ну конечно! Особый интерес вызывает Дмитрий Ковалев, победитель молодежных чемпионатов мира и Европы, наш капитан, связующий, ключевая фигура на площадке. Вокруг Димы представители сильных клубов устроили ажиотаж. Но у него долгосрочный контракт с «Прикамьем». Ковалев -- честный, порядочный парень, что в наше время можно приравнять к таланту. Но пока ему надо окрепнуть, набраться опыта.

Те, кто поторопился с уходом, в итоге просчитались. Затерялись в других клубах. Они уходили, если можно так выразиться, слегка недоделанные. И речь не о технике или физике, а о психологии, закалке характера. Один уезжал почти со скандалом. Агент поработал с его мозгами, и игрок искал способ любой ценой сорваться с места. То его одно не устраивало, то другое. Закончилось тем, что говорит мне: «Буду подавать на вас в суд за оскорбление человеческого достоинства». Спрашиваю: «Каким же образом?». «Да вот, -- объясняет, -- называли меня уродом и дебилом».

Я буквально сел. Взяли парня после школы, восемь лет с ним возились, и в результате такое… Я завелся. Сказал: «Все, больше заниматься тобой не буду!».

«СВЕРХУ ЯВНО КТО-ТО РУЛИТ»

-- Часто ругаете игроков?

-- Если заслуживают. Во время матча кто не срывается? И ненормативная лексика в острые моменты проскальзывает. Но сейчас уже не так, как раньше. Научился по-философски ко всему относиться. Могу извиниться, если чувствую, что переборщил, увлекся.

-- После победы мужской сборной на Олимпиаде в Лондоне дополнительный интерес к волейболу в России появился, как вам кажется?

-- Не замечаю. Да, приятно, что ребята стали чемпионами, Алекно и по-человечески, и как тренер вызывает у меня симпатию. Но глобально, на мой взгляд, ничего не изменилось.

-- Шипулин недавно с обидой выговаривал, что он наиграл диагональ с Мусэрским, а Алекно ни разу словом об этом не обмолвился.

-- Финальный матч с бразильцами я смотрел на сборах в Турции, и мне с помощником кроме действий Мусэрского запомнился другой эпизод: когда в концовке третьей партии при счете в пользу соперников Тетюхин не дрогнул, дважды прекрасно подал и вернул команду в игру. Не будь этого, и перевод Дмитрия в диагональ не понадобился бы…

Алекно повезло, а Овчинникову, у которого там же, в Лондоне, в четвертьфинале было шесть матчболов, нет. Как это объяснить? Судьба, провидение…

-- У вас такое случалось, Владимир Степанович?

-- В позапрошлом году в Новосибирске играли матч за выход в высшую лигу А. Казалось, все против нас. При счете 1:2 по партиям уступали в четвертом сете 21:24, но кое-как отбились. В пятой партии вели 10:3, потом проигрывали 10:11… Такие качели, что голова кругом шла. Тогда всерьез задумался, что кто-то наверху рулит процессом, может поддержать или, наоборот, придержать. В той ситуации Бог явно решил нам помочь.

-- С каким счетом матч завершился?

-- Выиграли 15:13. Радость была -- словами не передать!

«ВОТ БЫ ОБЪЕДИНИТЬ ФАМИЛИЮ С ОТЧЕСТВОМ!»

─ В другие команды вас звали?

─ Даже не думал об этом. Я пермский. У меня жизненная позиция такая: где родился, там и пригодился.

─ Может, оно и верно, только у вас по сей день нет звания заслуженного тренера России, хотя по всем параметрам пора бы…

─ Меня об этом часто спрашивают коллеги, давно тренирующие команды. Отшучиваюсь: зато у меня и имя, и государственная награда. В 2000 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством II степени»…

Байку расскажу. Я дружил с руководителем Пермского облпотребсоюза. И вот как-то за обедом в его присутствии задали аналогичный вопрос местному спортивному начальнику. Тот отвечает: «У Путина и так все есть». Тогда шеф облпотребсоюза предложил: «А давай мы присвоим тебе звание заслуженного работника потребкооперации». Я расхохотался. Представил, как перед матчем объявляют тренеров. Один ─ заслуженный работник физической культуры, второй ─ заслуженный мастер спорта. А потом мой черед: «Владимир Путин ─ заслуженный работник потребкооперации». Люди на трибунах обхохочутся!

─ А высокопоставленный однофамилец, если узнает, обидеться может. Он, кстати, в Пермь когда-нибудь приезжал?

─ Конечно.

─ Ходили на встречу?

─ Собирали начальство, актив края, а мне что там делать? Подбежать к трибуне и сказать: «Владимир Владимирович, я тоже Путин?». И что?!

─ Тем более в вашем клубе есть свой Владимир Владимирович.

─ Да, Викулов ─ старший тренер. Нам постоянно предлагают: «Вот бы объединить имя и фамилию одного с отчеством другого!». Поэтому при знакомстве порой шучу: «Владимир Путин, но Степанович…»

Новости. Волейбол