«Все рады моему допуску, особенно в Норвегии». Интервью первого россиянина на ОИ-2026

23-летний спортсмен стал первым среди россиян, кто официально получил допуск на Олимпиаду в Италии. Предстоящие Игры будут дебютными не только для него, но и для всех представителей ски-альпинизма, который ранее не был представлен в программе турнира. При этом Филиппов едет в Милан за олимпийским золотом, не желая довольствоваться только участием.
В интервью «Советскому спорту» Филиппов рассказал:
- нервничал ли в процессе получения допуска;
- как будет готовиться к Олимпийским играм;
- поздравили ли его иностранные коллеги с отбором на Олимпиаду;
- что ждет от дебюта ски-альпинизма на Играх;
- о главных фаворитах Олимпиады в своем виде спорта;
- какие задачи ставит перед собой в Милане.
— Вы получили приглашение от МОК на Олимпиаду и ответили согласием. Правильно ли понимаю, что все необходимые процедуры для участия пройдены?
— Да, приглашение получил, ответил согласием. Уже увидел, что всё подтверждено. Так что осталось только приехать и выступить.
— Какие эмоции испытали, когда нейтральный статус был одобрен и пришло приглашение от МОК? Можно это сравнить с победой на соревнованиях?
— Все-таки победы более эмоциональны, немного другие чувства. Но, безусловно, возможность выступить на Олимпиаде — это тоже радость и облегчение.
— Были ли моменты полной неопределённости, когда не знали, получится ли пройти все необходимые барьеры?
— Конечно, были, но уже относительно давно. Начиная с 2022 года, когда были мысли об Олимпиаде, нужно было как-то отбираться, а нас отстранили. В 2023-м думал, что вот-вот допустят, но этого не произошло. И только в конце сезона-2024 нас наконец-то допустили. Как раз был год Спартакиады сильнейших, и неопределённости становилось все меньше и меньше. Понимали, что раз нас допускают под нейтральным статусом, значит, и на Олимпиаду, скорее всего, поедем.
Со временем появлялось всё больше уверенности, что пройду отбор в Милан. Правда, на своем первом этапе Кубка мира я был 19-м, из-за этого была небольшая неопределённость. Там ещё не все топовые спортсмены приехали, так что ожидания не сошлись с реальностью. Столько сидели, ждали, но не получилось то, на что рассчитывал. Но потом с каждым стартом стал разбегаться, всё лучше и лучше себя показывать.
— Ожидание вердикта выматывало? Как справлялись со стрессом, если он был?
— Вообще не выматывало. Стресс был разве что из-за ожидания визы. Особенно когда делали ее впритык в прошлом сезоне. Переживал, дадут или нет, успеют ли одобрить к стартам. Надо отбираться, ездить, и из-за визы пропустить всё было бы грустно.

— Как сейчас обстоят дела с визами?
— В этом году мы начали готовиться сильно заранее. Недавно как раз ездили на сбор в Италию, хотя там дали не на такой большой срок — всего на месяц. Планировали более длительный сбор, но пришлось ограничиться месяцем. Потом получил визу на январские этапы Кубка мира — тот же срок.
Что касается Олимпиады, то читал, что должны выдать специальную визу как участнику. Насколько понимаю, в паспорт её ставить не будут, это такая карточка, с которой можно въехать и пребывать в Италии. Посмотрим, интересный опыт. Последний январский этап будет 31 числа, после него в Россию возвращаться уже не буду, останусь в Италии до открытия Игр.
— Уже есть программа подготовки? Будете готовиться в России или планируете зарубежный сбор?
— Сейчас поедем на Домбай, вроде снега там достаточно для тренировок. В этом году нам везёт с этим на самом деле, в конце октября приезжали на Эльбрус, там тоже всё было в порядке. За исключением первой недели дождей всё время стояли на лыжах. Конечно, начали не раньше европейцев — они уже с первых чисел октября на ледниках.
Затем в середине ноября были в Италии, под наш приезд тоже выпало достаточно снега для тренировок. Сейчас на Домбае будем до 8 января, затем летим во Францию, в Куршевель, на второй этап Кубка мира. После — этапы в Андорре и Испании, и дальше уже собственно Олимпиада.

— Вы говорили, что разгоняетесь и набираете форму? Успеете за два месяца?
— Да, вполне. Тем более в этом году стартовали раньше, чем в прошлом. Кроме того, мы еще и на Кубке Италии бежали, я там выиграл спринт, на эстафете четвертым стал. Соответственно, плюс два старта в копилку, это уже неплохо. У европейцев тоже достаточно стартов, в декабре обычно проходят национальные чемпионаты. Так что разгоняемся. Мне кажется, тьфу-тьфу, будет идеально под Олимпиаду.
— Планируете поехать в Милан в одиночку? Кто-то из тренеров или сервисменов прошел проверку?
— Со мной поедут друзья, так что в одиночестве там точно не останусь. Что касается тренеров, пока не знаю, кто от МОК прошел проверку или нет. Надеюсь, всё-таки не в одиночку буду выступать, потому что уж слишком много будет хлопот. Не привыкать, конечно, но хочется всё же с поддержкой ехать.
— Это будут первые Игры, на которых в программу включен ваш вид спорта. Что ждете от его дебюта?
— Конечно, не рассчитываю, что весь мир о нас узнает и будет следить за турниром. Но думаю, наш вид станет популярнее — в большей степени в России. В Европе ски-альпинизм все знают, там никому не надо объяснять, что это такое. Особенно в Италии, альпийских странах. А вот в России, надеюсь, побольше узнают, тем более я один из немногих, кто едет на Олимпиаду. Рассчитываю хорошо выступить и чтобы ски-альпинизм получил развитие и в нашей стране.
Безусловно, надеюсь, что из программы следующих Игр наш спорт не исключат, все пройдёт хорошо, без каких-либо инцидентов с травмами. Покажем себя с хорошей стороны, все увидят, что это интересно смотреть, и на Олимпиаде-2030 в программу включат все дисциплины, а не только спринт и эстафету. Это и не совсем ски-альпинизм, больше для телевидения. Хочется полную программу — индивидуальную, командную, вертикальные гонки.

— Какова конкуренция в ски-альпинизме?
— Конкуренция очень хорошая, особенно добавилась в последние пару лет. После включения ски-альпинизма в программу Игр многие страны начали тренировать спортсменов, приглашать специалистов из других видов, в том числе иностранных. На Кубке мира у мужчин в спринте участвует порядка сотни альпинистов, у женщин поменьше.
Ребята очень сильные, потому что мужики, с которыми тренируюсь, в том году тоже ездили, но не прошли квалификацию, не попадали в четвертьфинал и дальше, даже на тех этапах, где было мало людей и были шансы. Чуть-чуть, но все равно не хватало, потому что плотность результатов возросла. Если раньше между первым и тридцатым местом могло быть 20-30 секунд, то теперь 7-8. Поэтому и приходится бежать, как говорится, «на все деньги». Надо иметь хоть небольшой запас, чтобы в случае ошибки не вылететь еще в квалификации.
— Кто главные фавориты Игр?
— Франция, Италия, Швейцария, Испания. В общем альпийские страны у нас доминируют по понятным причинам.

— Общаетесь ли с кем-то из иностранных коллег? Как они отреагировали на то, что Вы сможете выступить в Милане?
— Конечно, со многими ребятами поддерживаю отношения. Вот когда в Норвегии я хорошо выступил, мне все говорили: «Никита, ты вообще красава, первый сезон бегаешь, а уже нас обгоняешь, на топовом уровне в контактной гонке конкуренцию составляешь». Поэтому все рады, особенно в Норвегии. Когда стало понятно, что я отобрался, меня поздравляли, даже те, кто сам не смог попасть на Игры.
— Телеграм-канал вы ведете, как пишете сами, чтобы показать «подготовку будущего олимпийского чемпиона». Такую цель и ставите перед Миланом?
— Конечно, это моя мечта с самого детства. Не собираюсь ехать на Олимпиаду просто туристом, Италию посмотреть, в Милане по магазинам походить. Еду туда за золотом, цели надо ставить высокие.






