Киберспорт и бизнес. Реалии или будущее?
Резкий рост популярности киберспорта не мог не привлечь внимание бизнес-сектора., сегодня это уже одно из самых перспективных направлений на отечественном и мировом рынке. На днях мы встретились с менеджером по развитию бизнеса в российском киберспортивном клубе Elements Pro Gaming — Максим Дворянчиков рассказал «Советскому спорту» о перспективах компьютерного спорта на рынке и особенностях работы в команде.
Четыре года назад наш собеседник пришел в сферу продаж — Максим отметил, что его очень заинтересовала перспектива работы с людьми, для которых он готов открывать новые горизонты. Будучи давно знакомым с видеоиграми, около полугода назад он принял приглашение CEO Elements Pro Gaming Дмитрия Беляева и открыл новую для себя сферу — в киберспорт Максима привело любопытство и желание развиваться.
Максим, насколько различается привычный бизнес и киберспортивный?
Киберспорт открывает большие возможностей для компаний. Если человек заходит, например, в салон сотовой связи, то он ограничен телефонами и аксессуарами. Здесь же клиент получает имиджевую составляющую, которая приносит прибыль, позволяет быть узнаваемым.
Что же касается того, что киберспорт еще очень молод — ведь когда-то и техники продаж не было. В магазине клиентам просто говорили «За покупкой? нет? ну ладно». Теперь Интернет и соответственно киберспорт стали развиваться, а руководители компаний начали извлекать из этого выгоду.
На что именно ты ориентировался при работе в киберспорте в первое время?
Мы с высшим руководством EPG на протяжении долгого времени рассматривали различные стратегии роста клиента и работали с аналитикой прибыли клиента. Со временем мы научились прогнозировать реакцию пользователей, переходы,конверсию и так далее. В рекламе это работает уже давно, но в киберспорте подобного еще не было. Сейчас мы гордо можем заявить,какое количество контактов получит клиент работая с нами.
Тем не менее, киберспорт — вещь довольно рискованная. Не только отсутствие результата в целом, но поражение в одном матче (выход-не выход на чемпионат мира) кардинально меняет картину. Как тогда мы можем предсказать ход событий?
Чем изощреннее игра, тем киберспорт более стал востребованным.Стоило больших усилий и упорных тренировок, чтобы команда по League of Legends заняла первое место на Чемпионате России.
Не так давно мы подписали легенду Counter-Strike Дмитрия «hooch» Богданова. Это действительно отличный игрок,капитан, за которого борются на рынке — с его приходом поменялась вся стратегия работы CS:GO-подразделения. Что в скором времени, я уверен, приведет к положительным результатам команды.
Давай немного о составах. В отличие от CS:GO, подразделение Dota 2 состоит из нескольких игроков предыдущего ростера и новичков...
Нельзя, нельзя сравнивать составы в разных дисциплинах, это даже не в одной плоскости. Хотя бы по той простой причине, что Dota базируется по принципу шахмат.Именно поэтому, первым тренером состава в свое время был член сборной России по шахматам Ян Непомнящий.
Вообще, состав крепкий. Mitch, является человеком номер один в Dota 2 на Балканах. Когда мы приехали в Хорватию на турнир DotaPit, болельщики всячески старались поддерживать его, а с трибун доносились кричалки.
Изначально типичные партнеры киберспортивных проектов — производители техники и ПО. Как сейчас меняется ситуация? Насколько представители других сфер могут рассчитывать на такой же выхлоп?
Мы работали с такими партнерами, как Asus;APC;Qcyber;Академия Рф и многими другими.К примеру Академия это центр онлайн-обучения, которая в принципе нацелена на ту же аудиторию, но с киберспортом до этого никак не была связана. И вот благодаря продолжительному сотрудничеству туда стали обращаться люди.
Правила работы с нашими партнерами вполне простые; для любого успешного бизнеса кейса нужна детальная проработка запросов, работа с ГЕО, привлечение медийных лиц, а также необходима детальная работа в сегменте CEO. К примеру, одни из наших коллег/партнеров это компания SnowMedia. Ребята прекрасно проработали сайт и вывели его в топ. Следующий этап — размещение на форме игроков и интеграция с нашей собственной студией комментирования. Не могу раскрывать всех секретов, но хочу сказать, что с каждым клиентом нужно действовать индивидуально.
Можно привести конкретный пример?
Давайте в цифрах. Мы организовывали для компании турнир. Компания вкладывает в организацию чемпионата, допустим, 200 000 рублей. Допустим, компания занимается продажей не очень дорогих продуктов, примерной стоимостью 200 рублей. На таком турнире мы можем получить охват в 1,5 миллиона пользователей, и я рискну предположить, что при самом плохом раскладе продукт купят 7500 человек. Это шесть с половиной рублей за живого покупателя. А компания, вложив 200 000, заработала 1 500 000. А если компания вкладывает в это 400 000? А если миллион?
Есть мнение, что аудитория киберспорта не такая платежеспособная…
Сейчас у нас есть полноценный портрет аудитории. Это чаще всего мужчина от 16 до 27 лет. Он любит видеоигры, у него активная жизненная позиция. Он максималист. Имеет и активно пользуется банковской картой, много времени проводит в Интернете и почти не смотрит ТВ. Остается это грамотно использовать.
На самом деле это все играет очень большую роль. Есть компании, с которыми мы по этическим соображениям не сотрудничаем. К примеру, компании, которые занимаются производством сигарет,алкоголя. Мы сами от такого отказываемся.
EPG проводит турниры, содержит студию. Насколько рентабельно превращать клуб в полноценный киберспортивный холдинг?
Это и в самом деле очень выгодно, причем в любой компании, где есть инвесторы. Например, Алишер Усманов инвестировал деньги в Virtus.Pro. Но спустя некоторое время человек хочет получить прибыль, и прибыли от команды будет недостаточно. Это и студии комментирования, и доход с турниров.
В целом главное, чтобы каждый занимался своим делом, каждый отдел отвечал за определенную сферу. Все зависит от деятельности этих отделов и главы. В EPG это CEO Дмитрий Беляев.
Что еще планирует Elements Pro Gaming?
Я бы сказал, что мы будем все лучше и лучше. Сейчас запланировано несколько интересных проектов, которые в каком-то смысле станут нонсенсом на рынке. Скажу так — мы смотрим на вещи нестандартно.
Хорошо. Может, какие-то финальные слова?
Мой месседж будет к читателям этого интервью. Вы все, ребята, как-то относитесь к спорту, и я верю, настанет еще время, когда России будет, чем гордиться.