Почему политика Valve полезна киберспорту
Долгое время идут споры касательно решений, принимаемых Valve в регулировании соревнований по своим играм. Разбираемся что к чему.
Действительно, очень многие решения носят закрытый характер, и далеко не всегда происходит оперативная реакция на происходящие на сцене события.
Тем не менее, следует признать, что система, которую Valve построили для Counter-Strike: Global Offensive и которую начинают внедрять в Dota 2 имеет свои несомненные плюсы
Удобное деление команд
Появление регулярных крупных турниров (Так называемых «Мейджоров») позволяет достаточно чётко и оперативно классифицировать команды по силе.
Есть, условно, первая восьмёрка коллективов, которые могут считаться полноценными звездами. Поскольку таких коллективов немного, то и отношение к ним будет соответствующее, штучное.
Появляется и вполне чёткая прослойка из команд, занявших в предыдущем Мейджоре 9-16 места, а также те, кто остановился на последних этапах квалификации. Эти коллективы показывают качественный уровень игры, и мы их будем называть добротными середняками (не стоит воспринимать этот термин как оскорбление, наоборот, даже такого уровня достичь весьма непросто).
Наконец, есть масса остальных команд, которые будут стремиться вырваться наверх.
Поскольку сейчас Valve закрепили «Трансферные окна», то на распределение команд по этим трем категориям в сообществе уйдет не слишком большое количество времени - недели две-три в самом худшем случае.
Наконец, с упорядочиванием структуры запасных и закреплением составов будет меньше подковерной борьбы. Ситуации, когда одна команда разваливалась на две, и каждая просила место на турнире прямо по ходу чемпионата, будут сведены к минимуму.
Удобство для команд и игроков
Звёзды первого эшелона будут сами выбирать турниры, в которых они примут участие, и вольны сами обустраивать свой график, как им заблагорассудится.
Команды-середняки также остаются в плюсе: чтобы попасть на крупнейшие турниры, они будут между собой играть квалификации. Без денег они, впрочем, не останутся: за те три месяца будет проходить множество турниров рангом чуть ниже с неплохими призовыми. При этом у них будут все шансы подняться на дивизион выше на следующих Мейджорах.
Надо понимать, что и медийно они не будут обделены: во-первых, в таких командах зачастую играют сами по себе медийные личности, а во-вторых, турниры с участием таких команд будут собирать приличную аудиторию, поскольку уровень игры, который команды показывают, достаточно высок и найдёт своего ежедневного потребителя.
Для команд свежесобранных появляются ясные перспективы и возможности: с введением на The International открытого этапа квалификаций, всё больше организаторов турниров вводят эту норму. Эти квалификации - отличный способ заявить о себе. К примеру, два игрока команды Yellow Submarine, выигравшие открытые европейские преквалификации на The International, нашли себе место в Na`Vi и Empire.
Подобные коллективы получат ценный опыт, играя с командами второго дивизиона, заработают уважение сообщества, а если еще и нашумят, как следует, то и «перейдут» полноценно во второй дивизион и смогут получить достойных спонсоров.
Удобство для организаторов
Организаторы турниров тоже получают некоторую ясность. После того, как Valve объявляет даты своих мейджоров, организаторы турниров получают карт-бланш и выбирают линию поведения, в зависимости от того, кого они хотят видеть.
Понятно, что в период «Трансферного окна» никаких турниров не будет, но сразу после этого короткого промежутка структура турниров принимает очень организованный вид:
Очень крупные турниры с масштабными призовыми фондами будут напрямую звать несколько команд из «звездной категории» и добирать несколько команд в квалификациях. Турниров такого масштаба будет немного, поскольку стандарты достаточно высокие, поэтому им должно хватить небольшого количества уик-эндов. Если какие-то коллективы откажутся, то им всегда можно будет найти замены в том же дивизионе или взять сильнейших из добротных команд-середняков.
Крупные турниры, которые не смогут угнаться за таким потоком призовых, смогут сконцентрироваться на региональных соревнованиях, которые также будут интересны, если их посетят команды второго уровня. Вспоминается история тех же чемпионатов серии Starladder по Dota 2, когда первые несколько сезонов были скорее внутренним СНГ-междусобойчиком из сильных команд и имели свой шарм. Представить себе сейчас большое количество зрителей на условном турнире по Dota 2, в котором между собой будут играть Empire, Na`Vi, Vega и HellRaisers, не представляется трудным.
Небольшие турниры будут довольствоваться массовостью участников, ибо очень многие будут пробовать себя в попытках «взлететь». С учетом того, что для участия требуется не так много (всего лишь компьютер с подключением к сети Интернет), количество игроков, ищущих соревнования себе по силам не уменьшится.
Удобство для зрителей
За последние пару лет приходилось слышать мнения, что турниров стало слишком много, и что следить за ними утомительно, что раньше условный матч Na`Vi - Alliance по Dota 2 был чем-то эксклюзивным, ибо они играли раз в месяц, а потом стали играть по нескольку раз на неделе на разных турнирах.
Не секрет, что люди по разному могут следить за киберспортом: кому-то достаточно посмотреть финал чемпионата мира, другие же готовы смотреть виртуальные сражения часами. Здесь мы приходим к четкой градации турниров, и зрителю становится понятно, в чем фишка того или иного соревнования. Очевидно, что всех без исключения сильнейших мы сможем увидеть только на Мейджорах, и уже этим такие турниры будут стремительно выделяться, что масштабные турниры от ESL, DreamHack будут проходить не слишком часто, и на них мы сможем сравнить между собой силу команд с разных частей земного шара.
Любителям ежедневных соревнований по Dota 2 и CS:GO будут предложены ежедневные квалификационные битвы, а также игры команд рангом пониже, которые при этом не будут плохими по качеству и послужат хорошим разогревом перед крупными турнирами. Матчи лучших из лучших при этом будут редкостью, и пресыщения ими у зрителя не будет.
Удобство для организаций и спонсоров
Появление каждой «звездной» команды на турнире будет значить эксклюзивность момента. Реклама будет редкой, но меткой. Команды уровня ниже будут брать не качеством, а количеством.
Можно сказать, что спонсоры будут иметь четкие представления о том, какой охват у них будет, и сколько им придется заплатить, с учетом того, что станут известны как категории турниров, так и категории команд.
Самое главное: никакой жесткой руки сверху
Valve оставляют право игрокам, организациям и спонсорам самим регулировать между собой отношения. Здесь нет чёткого контроля, как со стороны, например, Riot или Wargaming (первые достаточно жестко регулируют всю турнирную сферу, у вторых есть например четкие требования по спонсорам ко всем участникам Золотой Лиги). Все достаточно просто, интуитивно понятно и при этом оставляет пространство для маневров.
Текущая схема, внедряемая Valve, стремится максимально отвечать запросам всех участников сообщества. Здесь нет монополии какой-либо из сторон, а любое решение носит принципиальный характер только в том случае, если компромисс невозможен.
Хорошим судьей является тот, которого не видно на поле. Valve занимают именно такую позицию, позволяя нам сполна насладиться детищем нашего сложного киберспортивного сообщества. Это то, что не может не радовать.