Андрей Коршунов: Телевизионная аудитория отличается от аудитории киберспорта
Перед стартом нового
сезона Континентальной лиги по League of Legends мы встретились с главой киберспортивного направления Riot Games в России и
СНГ Андреем Коршуновым, чтобы обсудить насущные темы.
«Задачи по окупаемости какого-то турнира от Riot не существует»
- 28 января стартует новый сезон Континентальной лиги. Что в нем будет нового и
чем будет отличаться от прошлогоднего?
- Новый сезон этого года отличается от предыдущего
совершенно другими ожиданиями. Мне кажется, что мы растворили миф о доминировании
одной команды в Лиге. Была навязана нашему традиционному многолетнему лидеру
очень серьезная борьба, и это хорошо. Принципиально отличается формат, мы наконец
то вышли из онлайна, и все матчи будут проводиться офлайн. Мы построили новую студию,
и теперь все команды будут жить в буткемпах (аналог тренировочной базы – прим.
редакции) и играть между собой в LAN-формате.
- Сколько в этом
сезоне будет команд? Каков формат?
- Мы ничего не меняли с точки зрения регламента. Мы решили,
что мы делаем в этом сезоне достаточно много изменений в плане перехода в
офлайн-режим, и дополнительно изменить регламент будет достаточно тяжело.
Вполне возможно, что в будущем мы вернемся к этому вопросу.
- То есть, с этого
сезона за игрой команд можно будет наблюдать воочию?
- К сожалению, не совсем так. Идеальным решением была бы
постройка арены, где присутствовали зрители, но в Москве мы не смогли найти
идеального места для этого. Кандидаты нашлись, но присутствовало много компромиссных
решений: либо потолки не слишком высокие, либо неудобное местоположение, либо
интернет плохой, и мы решили не идти на компромиссы. Мы нашли хорошее место, но
места для зрителей там не предусмотрены по ряду причин.
- В чем тогда преимущество
перехода в офлайн режим?
- Команды получают совершенно другой игровой опыт. До этого
они получали возможность столкнуться с соперниками лицом к лицу только, если выходили
в плей-офф и финальную стадию – это
несколько игр за сезон. Попав в будущем на международный турнир, имея опыт
офлайн-игр в сезоне, им будет намного комфортнее. На международных турнирах наши команды теряли преимущество
из-за отсутствия этого опыта. Также офлайн-режим позволяет поднять уровень
коммуникации внутри команд – нередко игроки одного коллектива выступали из
разных уголков мира, а теперь находятся в одном помещение. Я считаю, что
переход в офлайн позволит сделать заметный скачок в профессионализме команд,
повысить их конкурентоспособность.
- Можете рассказать о
заработной плате игроков в Континентальной лиге? Слышал, что Riot Games сами выплачивают ее.
- Мы компенсируем затраты клубам на команду и на содержание
тренерского штаба. Зарплату игрокам платят сами клубы, а не Riot Games.
- Осенью прошлого
года в Ледовом дворце ВТБ ваша команда провела очень крутой финал
Континентальной лиги. Сколько человек было задействовано в организации этого
мероприятия?
- Наверное, человек 250. Когда мы делали фотографию на
память, то еле поместились на сцене, а она была достаточно большая.
- Были ли проблемы,
связанные с проведением финала?
- Проблем не было, но были различные курьезы. Несмотря на
это мы реализовали все, что хотели.
- Удалось ли окупить
проведение того финала?
- У нас не было такой задачи. Вообще задачи по окупаемости
какого-то турнира от Riot не существует. Это очень сложная и долгосрочная история.
«Я играю от двух до пяти игр League of Legends в день»
- Вас расстраивает
тот факт, что Dota 2 является дисциплиной номер один в России?
- Да, глобально League of Legends - MOBA номер один,
локально – нет. Это текущая рыночная позиция, и у нее есть свои причины. Это влияет
на нашу маркетинговую стратегию, но не более.
- Динамика российских
игроков в League of Legends увеличивается на ваш взгляд?
- У нас позитивная тенденция к росту. Но точных цифр назвать
не могу.
- Увеличивается ли
число киберспортивных команд и игроков в России по вашей дисциплине?
- Точные цифры озвучить не возьмусь, но да, количество игроков
растет. Недавно прошли квалификации в Лигу претендентов, и там было гораздо
больше зарегистрированных команд. В Континентальной лиге появляются известные
бренды, некоторые возвращаются – в этом сезоне вернулись Virtus.pro, а в
прошлом – Gambit Gaming.
- В чем видите
окупаемость киберспортивной команды по League of Legends как бизнес-модели?
- С моей точки зрения, окупаемость должна состоять из двух
частей. Первая часть - это спонсоры, а они приходят, когда есть ощутимая фан-база.
Второй аспект - нужно заниматься менеджментом, чтобы команда доходила до
призовых мест, а призовое место – это существенные выплаты. В разных
дисциплинах разные деньги, но они достаточно ощутимы. Ну и про нашу финансовую
поддержку, о которой говорилось ранее, не стоит забывать.
- Люди из игровой
индустрии довольно часто предрекают киберспорту светлое будущее и то, что он
обгонит футбол по популярности. Судя по социальным социальным сетям вы футбольный
болельщик, поэтому хотелось бы услышать ваше мнение на сей счет?
- Рост киберспорта - это совершенно естественное явление в
силу смены поколения. Доступность киберспорта сегодня такая же, как у футбола и
хоккея 20-30 лет назад для школьников, когда во дворе была коробка, футбольное
поле, а компьютеров не было. В этой среде одно поколение выросло и растет
второе. Когда случится смена поколений, то тогда произойдет смена стереотипа и
восприятия компьютерных игр и киберспорта в обществе. Я думаю, что в виду
доступности компьютерных игр для общества, киберспорт будет одним из лидеров в
состязательных видах спорта.
- Riot Games стала
первой игровой компанией в вашей карьере. Как вам удалось влиться именно в
игровую компанию?
- Как региональный офис, мы занимаемся киберспортом и
продвижением игры, но не занимаемся разработкой. А эти направления мне близки
по опыту работы в других компаниях – я много лет занимался продажами,
маркетингом, развитием и управлением команд. Единственное, что для Riot Games абсолютно
принципиально – сотрудник должен быть хардкорным игроком, чтобы он понимал
желания других игроков, а это хобби, которое было со мной по жизни. У компании
нет обязательного условия при приеме на работу, что соискатель должен иметь
опыт работы в игровой индустрии.
- Насколько я
понимаю, до прихода в компанию вы в League of Legends не играли. А сколько за последний год удалось уже
наиграть часов?
- Я играю от двух до пяти игр в день. Приходится жертвовать
другими играми.
«Российские футбольные клубы присматриваются к League of Legends»
- На мой взгляд вы
идеальный кандидат, чтобы построить синергию между футбольными клубами и
киберспортом. Но почему у клубов РФПЛ нет до сих пор команд по League of
Legends?
- Естественно российские клубы тоже смотрят на киберспорт.
Аудитория компьютерных игр и киберспорта достаточно молода и достаточно обеспечена,
и футбольные клубы заинтересованы в этой аудитории. Почему у нас нет таких
успешных кейсов, как в Турции и Европе? Мы не занимаемся этим акцентировано, а
клубы только присматриваются к киберспорту, если не брать в расчет FIFA. Думаю, что в следующем
году мы что-то увидим.
- А предметные разговоры с футбольными
клубами были?
- Интерес есть, но предметных разговоров не было. Повторюсь,
мы акцентированно этим не занимаемся. Нам нужно сначала доработать наш турнир,
а уж потом думать о привлечении «Спартака», «Динамо» и других. Но мы видим эту
синергию в будущем, потому что это естественный процесс. Клубы хотят омолодить
аудиторию, а мы хотим сотрудничества с ними.
- Планируется ли
расширение Континентальной лиги?
- Делать много игр, которые не будут смотреть, не хочется.
Хочется, чтобы все игры были насыщены историей, соревновательным аспектом и
чтобы они были интересны зрителям. Поэтому 8 команд - это сейчас оптимально.
Мне кажется, что нам нужно расширить формат Лиги претендентов и совершить там
инфраструктурные изменения.
- Как сейчас обстоят
дела со студенческой лигой?
- Студенческой лиги как таковой нет, но мы думаем о формате
студенческой лиги на 2017-й год. Этот
продукт сейчас в разработке.
- Сотрудничаете ли вы
с холдингом ESforce?
- Да, например, с командой virtus.pro.
Также активно сотрудничаем с сайтом холдинга. Это крупнейший киберспортивный
холдинг России и было бы не логично не сотрудничать с ним. Наши организации
заинтересованы в развитии киберспорта как индустрии, и поэтому мы всегда
поддерживаем инициативы, которые эту индустрию развивают. Тут стоит отдать
должное руководителю холдинга Антону Черепенникову, который в первую очередь
всегда ставит интересы индустрии.
- А как насчет «Эпицентра по League of
Legends?
- Почему бы и нет (смеется).
- За последний год
киберспорт сделал огромный скачок вперед по всем параметрам. Что должно
произойти, чтобы он вышел на еще более высокий уровень?
- Я думаю, что когда появится институт крупных масштабных
любительских соревнований, которые будут носить массовый характер, как и в
любом другом виде спорта, то тогда это будет настоящее признание. Сейчас мы
видим верхушку айсберга, то есть киберспорт, на мой взгляд, растет не снизу
вверх, а сверху вниз. Сейчас нет устоявшейся экономики у любительских турниров,
а когда она появится и возникнет массовость, то только тогда это будет
признанным социальным явлением.
- Недавно «Матч ТВ»
начал показывать киберспортивные трансляции. Отсюда вопрос: верите ли вы в трансляции
киберспорта на телевидении?
- В классическом виде: квартира – антенна- телевизор нет. К
сожалению, телевизионная аудитория по своим демографическим характеристикам
несколько отличается от аудитории киберспорта. Телевидению здесь мешает
относительно возрастная аудитория и низкая мобильность. Если телевидение вдруг
уйдет из телевизоров в интернет окончательно и границы смоются, то тогда я
поверю.
- Что для вас будет
хорошим итогом 2017-го года?
- Если нам удастся успешно открыть и запустить студию. У нас
также есть много идей спортивного контента для зрителей, и если мы все это
реализуем, то это будет большим достижением. Еще нам очень хочется закрепиться
на международной арене. Команда из нашего региона обязана выходить в финальную
стадию чемпионата мира. Повторение прошлогоднего результата (Albus NoX Luna
дошла до четвертьфинала Чемпионата мира по League of Legends 2016 – прим.
редакции) будет считаться успехом.