Ликвидация «белых пятен»

null
news

ЭКСТРИМ

Впервые российские альпинисты – участники экспедиции «Россия – Антарктида-2003» Международного альпинистского клуба (МАК) покорили сразу четыре вершины на шестом континенте. Наши спортсмены воспользовались правом дать безымянным горам названия: Георгия Жукова, Святых Бориса и Глеба, Владимира и пик Гэсэра. C героями после возращения встретился председатель Госдумы Геннадий Селезнев, а вчера — президент МОК Жак Рогге и президент ОКР Леонид Тягачев.

На дворе начало XXI века, а белые пятна на нашей Земле все-таки остались. С их ликвидацией две недели боролась команда из десяти ведущих альпинистов. Они, обладающие опытом восхождений на семитысячники Памира, Тянь-Шаня и восьмитысячники Гималаев, «завалили» недавно и Антарктиду. Руководил экспедицией депутат Госдумы, первый вице-президент Олимпийского комитета России, президент МАК Валерий Кузин. Идея этого уникального проекта родилась у него шесть лет назад в Гималаях, прямо в базовом лагере Эвереста.

ПРОСТО ОАЗИС

Утомительный перелет Москва—Амстердам—Кейптаун—Новолазаревская не обошелся без приключения. Багаж с аппаратурой фотографа Глеба Соколова прибыл в Кейптаун на сутки позже положенного срока. Его просто забыли погрузить. Весь день друзья в шутку предлагали ему фотоаппараты-мыльницы и кто правый, кто левый ботинок.

Транспортный самолет Ил-76 доставил экспедицию на Новолазаревскую двадцать пятого января. Эта станция постоянно действующая в Антарктиде и единственная со взлетной полосой, на которую может приземляться Ил-76, а только он и способен «обслужить» полярников. Туда также приходит и наш корабль «Академик Федоров». Дальше грузы на другие станции континента развозят на наших же «кукурузниках» Ан-2, которым не нужны особые взлетно-посадочные полосы. Работают там и вездеходы, кстати, нашего же производства, другие просто не могут преодолевать большие трещины, проваливаются в них.

С точки зрения климатических условий, Новолазаревская – самое теплое место на континенте – оазис. Станция находится в естественном углублении во льдах, и ветра практически нет. На следующий день после приезда на станцию группа альпинистов выехала в намеченный неизведанный район Вольтат.

РАЗВЕДКА

Водители вездеходов Виктор Аксенов, Николай Купцов и руководитель разведгруппы Георгий Гатагов еще в начале декабря 2002 года прибыли на станцию на корабле «Академик Федоров». К появлению основной группы они уже успели накатать на вездеходах больше двух тысяч километров. Разведчики-то и нашли в одном из нескольких горных районов континента Вольтат самую крутую вершину для альпинистов – пик Шварца. На вездеходах альпинистов доставляли к подножию вершин, расстояние между которыми 100 – 150 километров.

Горный район Вольтат – белое пятно на Белом континенте. Там вообще никто никогда не был. В тридцатые годы немцы сделали аэрофотосъемку района и назвали отдельные вершины своими именами. Все тогда этим и закончилось.

Через несколько дней работы всей экспедиции сломался один вездеход. Сказалось частое попадание в трещины. Все участники этого проекта прекрасно понимали, что если на стене что-то случится, то оказывать помощь будет практически невозможно. Экспедиция была под угрозой срыва. Ведь вездеходы должны были работать в паре, вытаскивая, если что, друг друга из трещин.

ЧЕМ НЕ «КАНАРЫ»?

Первое восхождение тройки альпинистов на безымянную вершину состоялось уже через три дня после прибытия команды на континент и назвали вершину в честь полководца Георгия Жукова.

«Там, на вершине, возникает ощущение, что ты стоишь на одном из крутых каменистых островков, каких предостаточно в поле зрения, а где-то внизу, под тобой, бесконечная гладь океана, — поделился Валерий Першин, один из троих, покоривших этот пик. — На самом же деле внизу, естественно, бескрайние ледовые поля белого, а порой и нежно-лазурного цвета».

Следующее «белое пятно» прекратило свое существование 1 февраля. «Когда шли с вершины Святых Бориса и Глеба, а наверху погода была очень плохая – видимость всего пара метров и жуткая метель, — рассказывает старший тренер экспедиции Юрий Байковский, — то по мере спуска вниз казалось, что мы идем прямо к морю и вот-вот окунемся в ласкающие теплые воды, как на Канарах». На вершине установили двухметровый православный крест, освященный в храме святых Бориса и Глеба.

Каждому положено «нести свой крест», но сколь же он тяжел в горах против того, который надо нести в обычной жизни. «Массивный дубовый крест стал во сто крат тяжелее в Антарктиде, и каждый из команды принял эту тяжесть на свою спину, — вспоминает Георгий Гатагов, а именно он после штурма вышел на связь и сообщил координаты пика.

ПЫТКА ЛЬДОМ

Идешь по льду в альпинистских кошках в полной экипировке и с рюкзаком за плечами, и следа никакого не остается, а в некоторых участках лед хрупкий – наступаешь ногой, а из-под кошек осколки вылетают. «Идешь по такому «стеклу», и то и дело звенящую тишину пронзает жуткий треск – это от человека в разные стороны «разбегаются» трещины, – признается альпинист-высотник Александр Фойгт».

Самое же тяжелое, с чем пришлось столкнуться альпинистам в Антарктиде, это шквальный ветер. Практически с тем же сталкиваются альпинисты в Гималаях на высоте выше шести тысяч метров. В таких условиях совершались все восхождения, и третье не было исключением. Этот пик назвали пиком Владимира.

На следующую вершину первым взошел руководитель экспедиции Валерий Кузин, депутат Госдумы от Усть-Ордынского Бурятского округа. Он единственный из парламентариев, кто совершил спортивное восхождение в Антарктиде. Поэтому было принято решение назвать ее в честь героя бурятского эпоса Гэсэра.

ПРЕДЕЛ КРУТИЗНЫ

Спустя девять дней напряженной работы на маршруте четверка альпинистов штурмом взяла пик Шварца, так его давно назвали немцы. Но теперь он будет носить имя легендарного летчика Валерия Чкалова. Маршрут на этот пик спортсмены оценили как наивысшей категории сложности в альпинизме – 6Б. «Очень часто веревка от лезущего впереди даже не касалась скалы, а порой и отклонялась от нее, образуя солидный по величине угол», — вспоминает альпинист Глеб Соколов.

«Район Вольтат совершенно дикий, если бы мы там задержались на недельку-другую, то на десяток вершин точно еще поднялись бы и дали бы им российские имена», — сказал один из участников экспедиции Максим Волков.

СПРАВКА

Спортивный состав: Валерий Кузин, Максим Волков, Георгий Гатагов, Юрий Байковский, Евгений Виноградский, Александр Фойгт, Глеб Соколов, Виктор Аксенов, Николай Купцов, Николай Захаров, Валерий Першин, Петр Кузнецов, Олег Хвостенко.

Вершина Георгий Жуков названа в честь маршала, четырежды Героя Советского Союза. Высота – 2140 метров, перепад – 800 метров. Первопрохождение совершено 28 января Евгением Виноградским, Валерием Першиным, Александром Фойгтом (рук.). Ориентировочно 3Б категория сложности.

Вершина Святых Бориса и Глеба названа в честь первых православных святых великомучеников Бориса и Глеба. Высота – 2355 метров, перепад – 1000 метров. Первопрохождение совершено 1 февраля Юрием Байковским (рук.), Евгением Виноградским, Георгием Гатаговым, Валерием Першиным. Ориентировочно 3А категория сложности.

Пик Владимир. Высота – 2239 метров, перепад – 600 метров. Первопрохождение совершено 3 февраля Евгением Виноградским (рук.), Валерием Першиным, Александром Фойгтом.

Пик Валерий Чкалов (Шварц) назван в честь Героя Советского Союза, летчика, совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс (Москва – Ванкувер). Высота – 2510 метров, перепад – 1000 метров. Первопрохождение совершено 5 февраля Николаем Захаровым (рук.), Олегом Хвостенко, Петром Кузнецовым, Глебом Соколовым. Ориентировочно 6Б категория сложности.

Вершина Гэсэр названа в честь героя бурятского эпоса XVI – XVII вв. Гэсэр-хана, владыки десяти стран света. Высота – 2060 метров, перепад – 600 метров. Первопрохождение совершено 5 февраля Максимом Волковым (рук.), Валерием Кузиным, Евгением Виноградским, Георгием Гатаговым, Юрием Байковским. Ориентировочно 3А категория сложности.

Новости. Экстремальные