Формула выживания. Королева автоспорта может не пережить эпидемию - Советский спорт
04 апреля 2020 12:00Формула-1Мысин Николай

Формула выживания. Королева автоспорта может не пережить эпидемию

Пока 89-летний Экклстоун готовится стать отцом, его главное детище – «Формула-1» – столкнулась с угрозой банкротства. Если не всей серии, то отдельных команд.

ОТЕЦ-МОЛОДЕЦ

Берни-то – молодец! Огонь! Дядьке в октябре исполнится уже 90, а он со своей 43-летней супругой Фабианой заявил, что вновь готовится стать отцом. Мальчик должен родиться в июле. «Мы ждем его летом. Надеюсь, он скоро научится играть в нарды!» – заявил Экклстоун.

Отставим шутки про секретарей и прочее. Неуместно. Берни не раз доказывал – он может и не такое! Порадуемся за мужика и всю его семью. Супруга обещает родить ему первого сына – пока у Экклстоуна есть только три дочки (а еще три внука и две внучки). Старшая дочь родилась еще в 1955 году – она старше нынешней жены миллиардера. Но это так, просто факт.

При этом мы знаем, что главное детище Экклстоуна – конечно, «Формула-1». Именно он превратил серию в тот раскрученный и мегауспешный чемпионат, который мы знаем сейчас. Именно он своими руками создал Королеву автоспорта, окутанную в мантию гламура, больших денег, купающуюся в роскоши и наслаждающуюся всемирной любовью болельщиков. Берни давно уже продал права на «Формулу» американцам из Liberty Media. Но он по-прежнему ассоциируется исключительно с ней.

Так вот, в отличие от Экклстоуна, жизнь которого, как мы видим, вовсю бьет ключом, у «Формулы-1» все далеко не так гладко.

РАЗНЫЕ МНЕНИЯ

Коронавирус ударил и по ней. Этап в Китае был отменен еще в феврале, но дальше ситуация резко ухудшилась. Первый «Гран-при» сезона – в Австралии – отменили утром в день первых практик. И понеслось – Бахрейн, Китай, затем – Голландия, Испания и Монако, чуть позже – Азербайджан… Во всех этих странах этапы либо отменили, либо отложили на неопределенный срок. В настоящий момент старт сезона намечен в Канаде – на 12-14 июня. Но нет ни малейшей уверенности, что состоится и он.

И все непрошедшие гонки серьезно бьют по бюджету. Как серии в целом. Так и команд.

Кто-то, конечно, излучает позитив. Как консультант «Ред Булла» Хельмут Марко. Тот самый, который публично обсуждал возможность закрыть всех пилотов «Быков» (включая членов молодежной программы) на одном сборе, чтобы парни, варясь в одном котле, дружно переболели коронавирусом, получили положенный иммунитет и больше о подобной ерунде не думали. Австрийца подвергли публичной обструкции, он тут же сдал назад («мои слова неверно поняли»), но да ладно. Так вот, тот самый Хельмут заявил:

Ни одна из команд не подвергается серьезному финансовому риску. В экстренных случаях у нас предусмотрен план оказания экономической помощи. И если придется, то все получат необходимую поддержку. Проблем здесь нет.

Но оптимизм доктора Марко разделяют не все. В том числе – и в самом «Ред Булле». Франц Тост, шеф младшей команды «быков» «Альфа Таури» (именно за нее выступает наш Даниил Квят), был более осторожен в прогнозах.

Мы не провели ни одной гонки и не получаем доходы, которые должны были бы получить. У нынешней ситуации будут серьезные последствия. Сумма убытков – миллионы долларов, отметил Тост. – Не хочу казаться пессимистом, но удар по «Формуле-1» будет сильным. Она уже не будет прежней после кризиса. Так что сейчас речь о выживании. Если мы проведем хотя бы 10-15 «Гран-при», это хоть как-то сгладит ситуацию. В противном случае команды не смогут компенсировать расходы. И нам придется обсуждать самые серьезные меры.

И да – шеф «Альфа Таури» не просто так сказал про минимальное количество этапов. Поскольку их могут отменить все. «Формула-1», помимо прочего это сложнейшая логистика, переезды сотен людей и переправка десятков тонн грузов между разными странами и континентами. Даже если ситуация выправится, и карантин в разных частях планеты начнут отменять, заново наладить весь этот процесс будет невероятно сложно. И потребует много времени. Так что слухи о том, что чемпионат не состоится совсем, не беспочвенны. А это станет действительно катастрофой.

УГРОЗА ДЛЯ КОМАНД

Даже топ-команды, вроде «Феррари» и «Мерседеса», давно считают каждый цент. Что говорить о маленьких, частных «конюшнях», вроде «Уильямса» или «Хааса»? У них и так с деньгами туго, а тут еще такой удар. Банкротство многих коллективов в сложившейся ситуации – вполне реальная перспектива.

Да, руководство серии уже приняло меры. В частности – заморозило перемены в регламенте, которые должны были вступить в силу в 2021 году. Теперь их отложили на сезон-2022. А летнюю паузу перенесли на март-апрель – раз команды и так в карантине и не могут работать (тем более, что в некоторых странах, в частности, в Италии, в любом случае запрещены любые работы на производствах, не связанных с предметами первой необходимости, и заводов «конюшен» это тоже касается). Такие меры помогут сэкономить – хотя бы на разработке новых болидов. Но не решат все проблемы.

Ведь дело не только в потерянных выплатах от проведения «Гран-при» (примерно 20 процентов в бюджетах «команд»). Но и в контрактах со спонсорами. Вы помните про роскошь и гламур? Так вот – в глобальные кризисы все эти сферы страдают в первую очередь. Все начинают экономить на рекламе, а это – львиная доля доходов «конюшен». Об этом и сказал Франц Тост – даже когда коронавирус отступит, а повседневная жизнь начнет постепенно налаживаться, экономика все равно окажется в яме. И большинство компаний либо откажутся от финансирования формульных команд, либо значительно его срежут. К чему все это приведет, заранее сказать сложно. Но однозначно – ни к чему хорошему.

УГРОЗА ДЛЯ СЕРИИ

В конце концов, речь ведь не только о командах. Речь и о «Формуле-1», как таковой. Liberty Media, покупая права на серию у Берни Экклстоуна, взяла кредит аж на четыре миллиарда долларов! Из них сейчас к погашению осталось 2,5 миллиарда. Так вот, на днях банк JP Morgan (который и выступил кредитором) предупредил владельцев Королевы автоспорта об опасности нарушений условий займа. Чтобы этого не случилось, операционная прибыль серии должна составлять примерно 300 миллионов в год. В прошлом году она была на уровне 482 миллиона. Но в этом уже отменили 8 «Гран-при» больше трети от их общего числа. И примерные потери только от непроданных билетов и нереализованных прав на ТВ-трансляции составили около 50-60 миллионов. Если ситуация усугубится (не говоря уж об отмене всего чемпионата), у Liberty Media возникнут большие проблемы. И банк сможет потребовать досрочного погашения займа из-за нарушения условий сделки.

Не зря авторитетное рейтинговое агентство Moodys изменило прогноз по «Формуле-1» на негативный (иными словами – организация близка к краху). Правда, оно же отметило, что серия обладает ресурсами, чтобы справиться с такой ситуацией.

Посмотрим, удастся ли. Берни бы смог. Спасет ли Королеву автоспорта Liberty Media?

Загитова больше не будет водить машину без прав, как бывало раньше Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Алина Загитова получила очередной подарок на 18-летие. 20.05.2020 20:30 Фигурное катание Сергеев Иван
Андрей Аршавин: «Зенит» был готов отпустить меня в «Барселону» только в обмен на Месси Бывший форвард сборной России в свой 39-й день рождения вспомнил некоторые эпизоды карьеры в большом интервью «Матч ТВ». 29.05.2020 20:06 Футбол Григорьевская Юлия
А главнокомандующие кто? Армейцы пока не назвали своих главных тренеров На носу лето, команды КХЛ давно в отпуске. Однако не все определились с наставниками. 30.05.2020 08:45 Хоккей Домрачев Владислав
Когда Конор Макгрегор молится за Нурмагомедова Критическая ситуация с отцом российского чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова заставила его врагов закопать топор войны. 14.05.2020 08:00 ММА Сергеев Иван
UFC on ESPN 8. Что смотреть кроме главного боя? «Советский спорт» рассказывает о предстоящем турнире UFC, который пройдет  в ночь с 16 на 17 мая в Джексонвилле. 16.05.2020 10:00 ММА Усачев Владислав
Ушла и обошла. Почему Загитова стала круче Медведевой Олимпийская чемпионка Пхенчхана стремительно завоевывает информационное пространство. 25.05.2020 17:30 Фигурное катание Кузнецов Дмитрий
Футболисты против карьеристов. Кто управляет российскими клубами В российском футболе нет профессиональных менеджером, поэтому за развитие клубов РПЛ отвечают бывшие игроки, юристы, грузчики, правоохранители, бизнесмены и даже осужденный за причастность к серии убийств. 30.05.2020 10:23 Футбол Зибрак Артем
24 клуба в Кубке Стэнли. На время коронавируса или навсегда?  НХЛ планирует возобновить сезон с плей-офф, увеличив число участников. Возможно, это первый шаг для изменения структуры розыгрыша кубка на постоянной основе. 28.05.2020 13:00 Хоккей Кузнецов Дмитрий
«Почему разговор с регионами начался только сейчас?» Яна Романова отвечает на письмо Драчева Президент СБР направил письма членам Совета СБР в регионы с аргументацией своей позиции по основным вопросам. В регионах письмо встретили с недоумением. 12.05.2020 22:00 Биатлон Чикирис Олег
«Каминский разберется, как совместить бег со стрельбой». Никита Крюков – о биатлоне Самый известный воспитанник Юрия Каминского олимпийский чемпион Ванкувера-2010 Никита Крюков – о переходе своего наставника в биатлон. 28.05.2020 18:00 Биатлон Волохов Юрий