Ландо Норрис – чемпион мира. Сколько стоила его победа?

Пилот «Макларена» Ландо Норрис попал на подиум на финальном этапе Формулы-1 в Абу-Даби и стал новым чемпионом мира. В заключительной гонке британец финишировал третьим, уступив Максу Ферстаппену из «Ред Булла» и своему напарнику Оскару Пиастри, но именно в общей таблице сохранил лидерство. Ландо опередил действующего чемпиона Ферстаппена всего на два очка!
Впервые с 2021 года «Королевские гонки» получили нового героя – в предыдущих сезонах победителем личного зачёта неизменно становился Ферстаппен.
В Абу-Даби Норрис был не один — на трибунах собрались его друзья и семья. Среди тех, кто приехал поддержать Ландо в важнейшей гонке в карьере, был человек, без которого этот путь в автоспорте, возможно, вообще бы не состоялся.
Стартовые возможности Ландо Норриса: богатый отец-бизнесмен, любой выбор в жизни
С первых шагов у Ландо было то, чего лишены многие талантливые юные гонщики — деньги. Автоспорт всегда был дорогим развлечением, но в последние годы разговоры об астрономических затратах на старте карьеры становятся всё громче. Четырёхкратный чемпион мира Себастьян Феттель отмечал, что картинг и младшие серии становятся всё менее доступными.
Без мощных спонсоров или состоятельной семьи путь наверх практически закрыт. Даже в прошлые десятилетия пилотам требовались покровители — они были и у Феттеля, и у Михаэля Шумахера. Сейчас же финансовый барьер вырос до небес.

В Британии, откуда родом Норрис, можно купить подержанный готовый к гонкам карт с запчастями примерно за $ 3-4 тыс. К тому же нужен прицеп, чтобы доставить его на место проведения соревнований.
Туда же добавляем экипировку, шлем и лицензию, вступительные взносы, бензин, проживание – и вот уже участие в соревнованиях влетает в копеечку. Стартовый капитал должен быть внушительным, и немногие семьи способны покрывать такие расходы.
Ландо повезло родиться в более чем обеспеченной семье. Его отец, Адам Норрис, — мультимиллионер, чьё состояние оценивается примерно в £ 205 млн (около $ 270 млн). Он сделал карьеру на британском рынке пенсионных услуг, работал в инвестиционной компании Hargreaves Lansdown и позже занялся частными инвестициями, основав, в частности, бренд электросамокатов. Ландо рос в атмосфере возможностей. Его первым хобби была верховая езда, но вскоре интерес сместился к технике — и отец, когда-то мечтавший о гоночной карьере, воспринял это с энтузиазмом.
Талантливый «платный» гонщик
Адам активно инвестировал в Ландо и его старшего брата Оливера, покупал оборудование, покрывал расходы и создавал условия, о которых большинство юных пилотов могут только мечтать. В восемь лет Ландо впервые сел за руль карта, вскоре уже боролся за призовые места на национальном чемпионате, а в 15 лет стал чемпионом мира по картингу. Тогда же он уже пересекался на трассе с Никитой Мазепиным, сыном российского предпринимателя и бывшего владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина.
Каждый победный шаг Ландо был важен, но в 2014 году, когда после европейских и мировых титулов настало время переходить в «формулы», оказалось, что у Адама Норриса нет нужных контактов. Он мог обеспечить бюджет, но не выход на следующий уровень.

Тогда он обратился к Заку Брауну, который в те годы возглавлял спортивное маркетинговое агентство JMI. Так Браун постепенно включился в карьеру Ландо, а в 2017 году возглавил «Макларен», после чего роль Норрисов в судьбе команды стала ещё заметнее.
Рассказывая о своём пути в «Макларене», Ландо всегда настаивал, что не хотел попасть в Формулу-1 за счёт денег отца и сделал это самостоятельно. Тем не менее, в британской прессе сообщалось, что в период с 2017 по 2021 год Адам Норрис вложил в продвижение сына в структуре «Макларена» более $ 44 млн. Эти деньги помогли Ландо не только пройти по карьерной лестнице до стартовой решётки Ф-1, но и поддержали саму команду в период финансовых трудностей.
Сейчас можно уверенно сказать, что инвестиции окупились. У Ландо — титул чемпиона мира, многомиллионные контракты со спонсорами и одна из самых высоких зарплат в пелотоне (около $ 20 млн). Он сам занимается инвестициями и давно финансово независим.

При этом невозможно отрицать, что путь Норриса на вершину стал возможен благодаря огромным привилегиям. Однако титулы в Формуле-1 ни за какие деньги купить не получится. Другие «платные» гонщики не раз доказывали, что деньги могут обеспечить вход, но не гарантируют успех. Норрис ждал титул семь долгих сезонов — и всё же сумел его добыть.





