Российский пилот «Формулы-1» Виталий Петров: Получаю пас от Шумахера – и как дам по воробьям!

Корреспондент «Советского спорта» прокатился в машине по улицам Валенсии вместе с российским пилотом «Формулы-1» Виталием Петровым, который рассказал, как впервые сел за руль, как пробивался в «Большие призы» и как играет в футбол с семикратным чемпионом
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФОРМУЛА-1
ТОЛЬКО У НАС

Корреспондент «Советского спорта» прокатился в машине по улицам Валенсии вместе с российским пилотом «Формулы-1» Виталием Петровым, который рассказал, как впервые сел за руль, как пробивался в «Большие призы» и как играет в футбол с семикратным чемпионом мира Михаэлем Шумахером.

– Вот видите, кочка... – Виталий Петров трогает носком кроссовки крохотный, едва заметный на мокром сером асфальте бугорок. Мы остановились в районе валенсийского морского порта, где в прошлом сезоне россиянин выиграл гонку «Гран при-2». – Здесь надо было правее, у края полотна ехать, – сетует Петров, как будто гонка только что завершилась. Удивляюсь в ответ: мол, неужели такой бугорок может на что-то повлиять. – Думаете, ерунда? Для обычной езды, согласен, и не почувствуешь. Но на гоночных скоростях может так подбросить, что мама не горюй... Ладно, поехали дальше...

Серебристо-серый «Рено» (теперь – только «Рено»! Любимую «Ауди» с питерскими номерами, на которой Петров раньше рассекал по Европам, теперь придется перегонять на родину) медленно, под тридцать км в час, катит по пустым широким валенсийским улицам. Виталий прибавляет обогрева, все-таки зима на дворе, хоть и испанская.

– Люблю, когда в машине тепло. – И рассказывает, рассказывает...

ВМЕСТО КАРТА БЫЛА «ВОСЬМЕРКА»

– К автомобилям меня тянуло с детства. Нравилось прокатиться на машине. А там и самому порулить захотелось. Спасибо папе – не побоялся меня на водительское место пустить. Хотя я еще был совсем маленьким.

– Сколько же вам было? Лет десять?

– Пять!

– Как до педалей-то доставали?

– Сам теперь удивляюсь. Но как-то доставал, как-то переключался. Сел – и поехал. Папа рассказывал, однажды нас гаишник остановил – и был потрясен, увидев за рулем такого кроху. Я этого, честно говоря, не помню. Зато помню, что стал все чаще просить папу, чтобы он свозил меня на автодром. В какой-то момент это ему надоело, он нашел мне тренера. А потом мы сделали первую машину, и я стал выступать в гонках.

– Подождите, подождите, давайте уточним: автодром или картодром?

– Автодром. Карта у меня никогда не было. Была обычная «Лада» – «восьмерка».

– Вообще-то едва ли не все пилоты «Формулы-1» начинали...

– Я знаю, с картинга. Увы, я в этом плане – исключение.

– А почему «увы»?

– Потому что карт дает бесценный, а главное, очень ранний опыт. Не только в пилотировании, но и во всем, что, скажем так, «вокруг гонок». Если бы я тоже начинал с картинга, возможно, уже давно был в «Формуле-1». Не в 25 лет, а в 21. Хотя кто знает? Сужу-то только со слов формулических пилотов Фелипе Массы, Михаэля Шумахера, других.

– Шумахер до сих пор на карте гоняет.

– Гоняет. И уверяет, что без картинга едва ли стал бы чемпионом.

– Как же вам удалось на формулические трассы пробиться?

– Как? На таланте! – и Виталий заразительно хохочет.

БЕЗ ТАЛАНТА НЕ ПОЕДЕШЬ, БЕЗ ДЕНЕГ – ТОЖЕ

– Все так просто: в пять лет сел за руль, двадцать лет катался – и вот она, «Формула-1»?

– Да не двадцать – гораздо меньше. Это когда рассказываешь, годы летят, как в сказке. А так заниматься автогонками я начал, конечно же, не в пять – лет в четырнадцать. И то не каждый день, не профессионально, в свободное время. Плотно начал работать в 2005-м. Так что моей профессиональной карьере всего пять лет.

– Пять лет – это и вовсе не срок.

– Для кого как. Сказать, что годы были легкими, никак не могу. Да, были победы в ралли, потом – в «Формуле «Рено». Только они, эти победы, не сами собой приходили. Если бы не отличные инженеры, которые со мной работали, если бы не менеджер Оксана Косаченко, которая опекает меня все это время, – ничего бы не получилось.

– А вы можете высчитать: сколько в автогонках зависит от таланта пилота, а сколько – от всего остального?

– В процентах, что ли? Боюсь, такой подсчет невозможен. Представьте себе такое: у человека есть отличная машина, есть желание стать гонщиком, усердие бьет через край, тренируется как сумасшедший – но таланта, увы, нет. Станет он призовым пилотом? Сто процентов – не станет. Возьмем другую крайность. Человек рожден для того, чтобы побеждать в гонках. Но у него нет машины, нет денег, вообще нет возможности всерьез заниматься автоспортом. Результат, понятно, будет таким же, как и в первом случае. Талант – необходимое, но недостаточное условие. От очень многих факторов успех в автогонках зависит.

– Хорошо, что в вашем случае все они сошлись.

– Хорошо. Хотя ведь у нас тоже не было денег. Нет, не так – у нас не было...

– Миллионов?

– Да. И даже не в деньгах суть – у нас не было никакого опыта. Не только картингового – без него, как выяснилось, все-таки можно обойтись. Труднее пришлось без знания того, как в этом мире гонок двигаться вперед. Все эти пять лет – годы движения методом проб и ошибок.

– И «вторая формула», в которой вы провели последние три года, тоже?

– «GP 2» и стала для меня главным полигоном для вхождения в настоящий гоночный круг. Здесь я понял, что это – мое. Что «Формула-1» мне по силам, что я непременно должен пробиться в «Большие призы».

ЗАКРУЖАТСЯ ОНИ, КАК ЖЕ!

– А как это «пробиться» происходит? Вот вы заняли второе место в прошлогодней «GP 2» – и вокруг вас закружились скауты из команд «Формулы-1»?

– Закружатся они, как же! Никто за тобой гоняться не будет. В конце сезона, когда стало ясно, что второе место в общем зачете мне, по сути, гарантировано, мы сами начали наводить мосты, узнавать: каким «конюшням» будет нужен новый пилот, кому я могу быть интересен? Сколько за последние месяцы налетала Оксана, сколько переговоров провела – это даже представить трудно. Ну а потом стало вырисовываться с «Рено» – и скоро стало ясно, что именно этот вариант – наилучший.

– Помните день, когда все срослось, вы – пилот «Формулы-1»?

– А чего тут помнить, еще и месяца не прошло. Сказали: собирайся, поедешь на тестах в Валенсии. А мне и собираться не надо – я ведь в Валенсии живу.

– И давно ли?

– Именно под Валенсией, в Алзире, базируется команда «GP 2», за которую я до недавнего времени выступал, здесь же, в Валенсии, проходила большая часть тренировок. Поэтому и переселился сюда два года назад.

– Нравится город?

– А вы уже успели по Валенсии погулять? Тогда скажите: как она может не нравиться? Может быть, Барселона, в которой я тоже год прожил, еще красивее, но и Валенсия, согласитесь, чудо как хороша. И очень спокойная, уютная.

– А кто создает вам уют в личной жизни?

– Как кто? Сам себе и создаю. Живу-то один.

– Скучно?

– Не жалуюсь. Друзья часто приезжают – отдыхают на теплом море, ну и мой досуг заодно организуют.

– Друзья друзьями, но вам уже 25. Вопрос в лоб: ну, а девушка потом?

– А что в лоб, что по лбу, – голос Виталия неожиданно твердеет. – Эту тему я обсуждать не хочу. Считаю так: вот когда человек решил жениться – тогда да, тогда можно все и на публику выносить. А пока... давайте лучше о чем-нибудь другом поговорим.

В МАРИБОРЕ СИДЕЛ ЗА ВОРОТАМИ

– Считается, хороший пилот должен быть сосредоточенным, сконцентрированным человеком. Вы всегда этими качествами отличались?

– Конечно. Можете у моей мамы спросить, каким сосредоточенным и сконцентрированным мальчишкой я был, – на голубом глазу отвечает Виталий и тут же заразительно хохочет. – Про кого-кого такое можно говорить, только не про меня. Я, как родители говорят, рос упертым – но вовсе не сосредоточенным и уж точно не спокойным, на месте усидеть не мог. Один ли, с друзьями – всегда в движении. Занимался дзюдо и тхэквондо, боксом и баскетболом. Пейнтбол, водные мотоциклы, квадроциклы, снегоходы... Ну и футбол, конечно. Футбол всегда любил, всегда играл в него – и сейчас играю.

– Слышал, в одной команде с Михаэлем Шумахером?

– Периодически. В «Формуле-1» мячик гоняют с удовольствием. И команда пилотов частенько играет со сборной знаменитостей той страны или города, где проходит очередной этап.

– А как вы в компании формулических пилотов оказались?

– Гонщиков «Гран при-2» как-то пригласили: хотите сыграть – приходите. Ну, я пришел – и начал за них играть.

– Наверное, в защиту поставили?

– Почему? Я люблю впереди бегать.

– В паре с Шумахером?

– Ну да – Михаэль тоже чаще всего в атаке. Он очень прилично играет, дашь ему пас под удар – запросто забьет.

– А вам с передачи Шуми забивать доводилось?

– Да вроде нет. Кажется, он давал, а я бил куда-то по воробьям.

– Не ругался семикратный чемпион?

– Это он на трассе – семикратный, а на футболе – такой же, как все.

– За кого, кстати, болеете?

– Каких-то особых предпочтений нет. Нравился «Милан», когда там играл Андрей Шевченко. Одно время очень нравился Роналдиньо – и я, когда жил в Барселоне, ходил на «Барсу». Сейчас, благодаря Андрею Аршавину, «Арсеналу» симпатизирую. Ну и за сборную России, конечно, переживаю. На тот злосчастный матч в Мариборе летал. Сидел с фанатами за воротами, болели, флагами махали... Обидно было до слез.

– Пожалуй, теперь вам в фанатский сектор хода не будет.

– Почему это?

– Раздерут в клочья на сувениры.

– Ну, это вряд ли. А вообще-то я, если по-настоящему фанател, то за выборгский «Фаворит». Он восемь лет подряд область выигрывал. И весь Выборг этим гордился. И пусть уровень областного первенства не слишком высокий, это меня не смущало – команда-то местная, родная, за кого же еще болеть, как не за нее?!

БОЛИД «ФОРМУЛЫ-1» – ЭТО КАК В КОСМОС УЛЕТЕТЬ

– Часто бываете в Выборге?

– Раз в два-три месяца обязательно.

– На улицах узнают?

– Конечно. Подходят запросто.

– Теперь, наверное, будут подходить еще чаще?

– Не думаю, что внимание к моей персоне многократно возрастет от того, что я теперь гоняюсь не в «Формуле «Рено», а в «Формуле-1».

– Выходит, ваша связь с «Рено» не случайна?

– Ну, это, скорее, совпадение. Где «Формула «Рено» и где команда «Рено» из «Формулы-1»?! Машины, на которых я ездил тогда, сравнивать с болидом R30 нечего даже пытаться!

– Разница настолько велика?

– Земля и небо! Болид «Формулы-1» – это что-то такое... Ну я не знаю – улететь в космос, может быть. Как эта машина едет! Как она управляется, как она ускоряется, как она тормозит!

Ну, как объяснить? Скажем, все знают: «Феррари» – это круто. А тут – в два, в три раза круче любой самой навороченной спортивной тачки! Нет, словами этого не передать... Летишь – и все.

– Трудно, наверное, на R30 «летать»?

– Оказалось совсем не так трудно, как я ожидал. Я понял болид очень быстро. И еще понял – это моя машина.

– А если вдруг придется ехать не так быстро, как можете?

– Что вы имеете в виду?

– Так называемую «командную тактику». Вы все-таки в «Рено» – второй пилот.

– Ну и что? Такого, чтобы я прикрывал Роберта Кубицу, давал ему очки – этого не будет. Ни я на это не пойду, ни команда. Каждый борется за себя.

– Дилетантский вопрос: на трассе не страшно?

– Совершенно не страшно. Вот когда двадцать машин стоят на старте, когда горит красный свет – тогда да, тогда адреналин играет. Немножко мандражируешь. Но тут главное – не думать об этом. И, как только светофор гаснет, все проходит – остается только гонка.

...Слово «гонка» словно подстегивает Виталия – он давит на газ, и «Рено», взревев, резко набирая обороты, выскакивает на широченную магистраль, застроенную сверкающими новизной и архитектурными изысками высоченными зданиями. А между ними голубое море.

– Еще несколько лет назад здесь были заводы, фабрики и склады, – рассказывает Петров. – Но Валенсия разворачивается лицом к морю, на месте промышленной зоны построили неслабый жилой райончик.

– Здесь я и живу, – Виталий, лихо вписавшись в проезд между домами, паркуется возле подъезда. – Извините, что не приглашаю к себе: дом, квартира – это только для родных и самых близких друзей. Так что давайте прощаться.

Вручаю Виталию футболку и бейсболку «Советского спорта».

– Жаль, попозировать вам в этих обновках не смогу, – разглядывая подарки, сокрушается гонщик. – Теперь на публичных фото для меня допустим только логотип «Рено». А вот на досуге, среди своих, надену с удовольствием!

Новости. Формула-1