За 60 лет это удалось лишь одному гонщику. История «Тройной короны автоспорта»

Неофициальное достижение, имеющее огромный престиж.
news

В автоспорте, как и в других дисциплинах, есть огромное количество трофеев: начиная от чемпионских титулов и побед — до лучших времён круга, обгонов и проведённых гонок. Но есть одно достижение, для завоевания которого нужно выиграть три самых престижных заезда: 24 часа Ле-Мана, 500 миль Индианаполиса (Инди 500) и Гран-при Монако. Несмотря на то что ФИА никогда официально не признавала эту награду, она является легендарной и очень почётной. Вы вправе думать, что выиграть три гонки не так уж и сложно, но как бы не так. Только один человек смог сделать это и стать на сегодняшний день единственным обладателем Тройной короны автоспорта.

Угадывай исходы матчей и выигрывай до 500 000₽

Реклама 18+

Животные корни

Изначально понятие тройной короны зародилось в английских скачках середины 19-го века. Титул могли получить лошади-трёхлетки породы чистокровная верховая. Для его получения нужно было победить в трёх старейших скачках: 2000 гиней длинной в 1600 метров, Эпсомском дерби на 2,4 км и Сент-Леджер протяжённостью 2,8 километра. Первым «коронованным» был жеребец Уэст-Острелиан. Чуть позже традицию трофея подхватили в США и России. В Америке с 1950-го стали вручать приз в виде трёхсторонней вазы. У нас же изменили формат и называли такого коня трижды венчанным. Интересный факт: кобылы ни разу не были удостоены этого трофея.

Jockey-Mike-Smith-Triple-Crown-Trophy-GettyImages.webp
Источник фото: Getty Images

Внедрение в автоспорт

В гонки почётное звание было введено в начале 1960-х годов. Во многом благодаря выдающейся карьере Грэма Хилла. Изначально для получения достижения нужно было победить в «Инди 500», «24 часа Ле-Мана» и стать чемпионом мира в Формуле-1. Чуть позже требования были скорректированы, и вместо титула в королевских гонках нужно выиграть Гран-при Монако. Эти трассы выбраны неслучайно. Каждая из них имеет особенный исторический контекст и почитание среди всех людей, относящихся к автомобильным гонкам, в том числе и зрителей. Стоит отметить, что треки совершенно разные по своим конфигурациям. Разберём их чуть подробнее.

Гонка в Монако проходит в одноимённом княжестве почти целый век. Ассоциации с роскошью и пафосом позволили ей стать визитной карточкой королевского спорта. Трасса считается одной из самых сложных в календаре. Она проходит по узким и извилистым улицам, которые требуют невероятной концентрации каждый круг. Любая ошибка может стоить победы или места на подиуме.

Grand-Prix-Monaco-GettyImages.webp
Источник фото: Getty Images

Индианаполис 500 — представитель из-за океана. Эта трасса не похожа ни на одну из европейских, ведь имеет овальную форму и повороты с наклоном. Пилот должен быть готов к таким условиям, ведь техника пилотажа тут совершенно иная, чем на пологих треках. Чтобы победить на этой трассе, должно сойтись очень много факторов: от подготовки пилота и технического персонала до банального везения. Никто не застрахован от того, что на скорости 370 км/ч кто-нибудь не уберёт тебя в стену.

И, конечно же, великие «24 часа Ле-Мана». Тяжелейшее испытание на выносливость как человека, так и автомобиля. В этой гонке всё зависит не только от одного пилота, и речь не о механиках. В марафоне участвуют экипажи, состоящие из трёх человек. Каждый едет не более четырёх часов за рулём и 14-ти в сумме. Всё происходит на одной машине, которую по правилам нельзя сменить, только чинить в боксах. Если гонщик сможет до них добраться. Эту гонку тяжело просто завершить, а победить практически невозможно. Для того чтобы претендовать на тройную корону, необходимо победить в высшем классе — гиперкарах.

Graham-Hill-Monaco-1963-GettyImages2.webp
Источник фото: Getty Images

Как вы поняли, каждая из этих трасс относится к различным классам автоспорта: Монако — Формула-1, Инди 500 — Индикар, Ле-Ман — Гонки на выносливость (WEC). Это ещё больше усложняет условия получения трофея. Получить его за один год невозможно.

На все трассы мастер

За 60-летнюю историю существования достижения был только один человек, который смог его покорить. Как я уже говорил, неофициальный титул получил огласку благодаря Грэму Хиллу. Именно он спустя столько лет по сей день является единоличным обладателем. Хилл побеждал пять раз в княжестве (1963–1965, 1968–1969) и был прозван «Мистер Монако». Победа на «Инди 500» далась ему с первого раза, в 1966-м. С Ле-Маном было тяжелее. Он участвовал в гонке на выносливость каждый год с 1958 по 1966. За это время его лучшим результатом стало второе место в 1964-м. Когда его карьера в Формуле-1 близилась к концу, он предпринял последнюю попытку покорить французскую трассу. И в 1972-м году ему это удаётся. Если бы было принято решение заменить победу в Гран-при Монако на титул чемпиона королевского спорта, то Грэм и тогда бы остался единственным. У него есть две победы в Ф-1 (1962, 1968).

Graham-Hill-Indi500-1966-GettyImages.webp
Грэм Хилл, Индианаполис 500 / Источник фото: Getty Images

Достижение Хилла никто не смог повторить, но стоит вспомнить тех, кто был близок к этому. Тацио Нуволари, Морису Тринтиньяну, Брюсу Макларену и Йохену Риндту не хватило победы в «Инди 500». Эй-Джею Фойту — триумфа в Монако. Из действующих пилотов на тройную корону автоспорта претендуют два пилота: Хуан Пабло Монтойя и Фернандо Алонсо. Хуану не хватает победы в Ле-Мане, в котором он участвовал дважды: в 2018 и 2020-м. Фернандо никак не может покорить «Индианаполис 500», уже трижды попытавшись это сделать. В 2017-м испанец открыто заявил, что завоевание тройной короны — одна из целей его карьеры. Сегодня ему 44 года. Несмотря на возраст и учитывая тягу к гонкам, можно поверить, что Фернандо ещё сможет покорить и этот рубеж.

Заглавное фото: Getty Images
Новости. Формула-1