«Формула» любви по-канадски

ФОРМУЛА-1
ЗАЦЕПИЛО!
Когда одна гонка затмевает собой хоккейный сезон, когда «Красная машина» для Канады – это не сборная СССР, а «Феррари». Корреспондент «Советского спорта» – о том, на что готовы монреальцы ради «Формулы-1» и бога Вильнева.
Монреаль – город фестивалей. С наступлением лета это полуофициальное прозвище крупнейшего города франкофонной провинции Квебек фактически заменяет ему имя собственное. Каждый день, каждую ночь, каждую неделю в Монреале безостановочно проходят фестивали смеха и фейерверков, кино и джаза, африканской культуры и японской анимации. Все они – из числа главных как минимум на североамериканском континенте.
Очередной фестивальный сезон стартовал здесь как раз в минувший уик-энд – и как никогда лихо: с разницей в несколько часов в городе начались международный слет франкофонов и очередной этап «Формулы-1», а в сотнях местных спортбаров – трансляции из ЮАР, с чемпионата мира по футболу. Вопреки распространенному заблуждению, футбол в Канаде очень даже популярен. Хотя хоккею, понятное дело, не чета – в отличие от «Формулы-1».
Именно «Гран-при Канады» (а никакие не франкофоны) – главная и единственная причина, по которой в Монреале частично перекрываются сразу четыре главные улицы, на четыре дня становящиеся полянами для народных гуляний.
Когда в прошлом сезоне стало известно, что Монреаль впервые с 1987 года остался без «Формулы-1», городская казна получила внушительную пробоину, а местные жители разве что не объявили траур – несмотря на 333 иных удовольствия, ежегодно доступные массам. Хозяин «Ф-1» Берни Экклстоун покусился на святое, причем вполне буквально: как известно, трасса «Гран-при Канады» с 1982 года носит имя Жиля Вильнева, ну а Вильнев в Монреале – это бог.
Неудивительно, стало быть, и то, что болеют в Монреале в основном за «Скудерию» – за рулем «Феррари» Жиль провел большую часть своей недолгой карьеры, за рулем «Феррари» он принес Канаде первую и единственную победу в домашнем «Гран-при» и погиб он тоже за рулем «Феррари». По легенде, город молился на то, чтобы за итальянскую команду гонялся и Вильнев-младший. Даже после Хереса-1997, где Михаэль Шумахер на красном болиде преднамеренно протаранил «Уильямс» Вильнева, в Монреале не перевелись болельщики, ставившие свою любовь к итальянской конюшне превыше патриотических чувств по отношению к Жаку (первому и единственному канадскому чемпиону).
Примечательно, что накануне нынешнего «Гран-при» старые недруги – возвращенец Шумахер и отщепенец Вильнев – приняли участие в совместной пресс-конференции, посвященной новым технологиям безопасности. Выразив сдержанное одобрение в связи с камбэком немца, Жак подтвердил, что попробует вернуться в «королевские» гонки в следующем сезоне: «Я был занят воспитанием двух детей, но теперь они немного подросли, и я снова хочу участвовать в гонках. Если ты был гонщиком однажды, ты останешься им на всю жизнь». Михаэль, в свою очередь, нахваливал трассу имени Вильнева-старшего: «Монреальцы живут этим «Гран-при», что всякий раз делает его особенным».
Не менее важным в возвращении «Гран-при Канады» оказалось и проникновение в автоспорт мирового экономического кризиса, и то, что для главных конюшен, в отличие от Экклстоуна, свет не сошелся клином на Азии. Как гласит действующее соглашение «Формулы-1» и городских властей, Монреаль будет проводить «Гран-при Канады», раскошеливаясь на 15 миллионов долларов в год, еще как минимум четырежды. Как подтверждает простая арифметика (сумма связанных с «Ф-1» ежегодных вливаний в казну города регулярно переваливает за отметку в 100 миллионов), в выигрыше остаются все – включая, разумеется, богатую историю одного из самых ярких этапов «королевских» гонок.





