Яблочко от яблони. Какие династии мы знаем в «Формуле-1»?

«Советский спорт» вспомнил самые яркие гоночные династии, когда отец и сын пробовали силы в королеве автоспорта.
Яблочко от яблони. Какие династии мы знаем в «Формуле-1»?
29 ноября 2016 09:00
автор: Николай Мысин

Нико Росберг повторил успех отца, взявтитул в «Формуле-1». И это только второйслучай, когда сын чемпиона сумел поднятьсяна вершину! Впрочем, Нико был неединственным, кто попытался.

«Советский спорт» вспомнил самые яркиегоночные династии, когда отец и сынпробовали силы в королеве автоспорта.

БРЭБХЕМЫ

Джек БРЭБХЕМ (Австралия)

Годы жизни: 1926-2014. Карьера в Ф1: 1955-1970.Чемпион мира (1959, 1965, 1966). 128 «Гран-при».14 побед

Дэвид БРЭБХЕМ (Австралия)

Родился в 1965 году. Карьера в Ф1: 1991-1994.30 «Гран-при». 0 побед

Брэбхем-старший был один из самых яркихпилотов поколения. Фамилия в «Формуле-1»почти что культовая. Создав свою команду(и назвав ее, как ни странно, «Брэбхем»),свой третий титул Джек выиграл именноза рулем болида собственной «конюшни».Впоследствии коллектив возглавит БерниЭкклстоун – гонщик-неудачник, проехавшийвсего-то два этапа в чемпионате мира (в1958 году). Чего добьется Берни в руководстве,мы все знаем. Но сейчас – другая история.

Вообще, Брэбхем-старший вырастил троихсыновей-гонщиков – по стопам отца пошлии Джефф, и Гари, и Дэвид. Но только Дэвидсумел пробиться в «Формулу-1». Правда,больших успехов не добился. В 1990-м егопозвали – не удивляйтесь! – в «Брэбхем»,но приняв участие в 14 этапах, он 6 раз несмог пройти квалификацию, еще 7 разсошел, и единственный раз финишировална далекой 15-й позиции. Сезон-1994 в«Симтеке» сложился немногим лучше, доочков было – как до Луны, о чем-то большеммечтать не приходилось. Так что Дэвидсосредоточился на выступлениях в GT.

АНДРЕТТИ

Марио АНДРЕТТИ (США)

Родился в 1940 году. Карьера в Ф1: 1968-1982.Чемпион мира (1978). 131 «Гран-при». 12 побед

Майкл АНДРЕТТИ (США)

Родился в 1962 году. Карьера в Ф1: 1993. 13«Гран-при». 0 побед

Фамилия Андретти в Америке – как Шумахерв Европе и в России. Стала нарицательной.И до сих пор значится в списке участниковсерии Indycar – правда, гоняеттам даже не сын, а уже внук Марио - Марко.Американцы никогда не жаловали«Формулу-1», но родившийся в ИталииАндретти-старший был куда ближе к нейпо духу, чем остальные соотечественники.Поэтому и посвятил большую часть карьерыкоролевским гонкам. В итоге – сталчемпионом в 1978 году, в составе «Лотуса».

Его сын Майкл долгое время тоже мечтало первой «Формуле». Но для начала решилпопробовать реализовать себя на родине.Не сказать, что все шло быстро, но почтиза 10 лет участия в заокеанской серииАндретти-средний все же получил свойтитул (стал чемпионом CART-1991).А вскоре получил приглашение сразу в«Макларен»!

Однако переезд в Европу стал ошибкой.Майкл стал объектом для насмешек – покаего партнер Айртон Сенна бился за титул,выигрывая гонки, Андретти регулярносходил с дистанции из-за ошибок и аварий,всего-то пару раз сумев набрать очки.Терпение Рона Денниса лопнуло быстро– от увольнения американца не спас дажеподиум в Италии. Та гонка стала для негопоследней – место Майкла в болиде занялМика Хаккинен, а сам Андретти вернулсяв Штаты. Теперь не только он, но даже егосын Марко больше не думают о «Формуле-1».

ХИЛЛЫ

Грэм ХИЛЛ (Великобритания)

Годы жизни: 1929-1975. Карьера в Ф1: 1958-1975.Чемпион мира (1962, 1968). 179 «Гран-при». 14побед

Дэймон ХИЛЛ (Великобритания)

Родился в 1960 году. Карьера в Ф1: 1992-1999.Чемпион мира (1996). 122 «Гран-при». 20 побед

Жизнь двукратного чемпиона мира ГрэмаХилла оборвалась не на трассе, а вавиакатастрофе – рухнул управляемыйим же самолет. Сыну британца Дэймону втот момент было всего 15 лет и он большедумал не о гонках, а о рок-н-ролле и работекурьера на мотоцикле. Однако гены взялисвое, и сначала Хилл-младший попробовалсилы в мотогонках, а затем переключилсяна автоспорт. Поздно начав карьеру,Дэймон потратил много времени, чтобыпробиться в «Формулу-1» - свой первыйконтракт, да и то на должность тест-пилотав «Уильямсе», он подписал только в 31год! Однако в конце 1992-м взявший титулНайджел Мэнселл покинул команду, и Хиллполучил возможность стать напарникомсамого Сенны. А после гибели Айртонапревратился и в лидера «Уильямса». Всезоне-1996 команда была настолько сильна,что за титул спорили лишь два ее пилота.И в напряженной борьбе с собственнымпартнером, дебютантом «Формулы-1» ЖакомВильневым», Хилл стал чемпионом, повторивуспех отца. После чего удивил многих,перейдя в слабый «Эрроуз» (но на большиеденьги), затем погонялся в «Джордане»и закончил карьеру в 1999 году, окончательновернувшись в мир близкого ему рок-н-ролла.

ВИЛЬНЕВЫ

Жиль ВИЛЬНЕВ (Канада)

Годы жизни: 1950-1982. Карьера в Ф1: 1977-1982.68 «Гран-при». 6 побед

Жак ВИЛЬНЕВ (Канада)

Родился в 1971 году. Карьера в Ф1: 1996-2006.Чемпион мира (1997). 165 «Гран-при». 11 побед

Страшная авария в Зольдере в 1982 годуоборвала жизнь одного из самых популярныхи ярких пилотов в истории королевскихгонок. Чемпионом Жиль так и не стал –просто не успел. Зато успел родить сына,которого назвал в честь младшего братаЖака – тот тоже пробовал силы в«Формуле-1», приняв участие в трех«Гран-при», но ни разу не прошелквалификацию. На момент гибели отцаЖаку было всего 11 лет, но годом позже онуже начал карьеру. Как и Майкл Андретти,Жак Вильнев-младший решил для началасделать себе имя в Северной Америке.Карьера удалась на славу – в 1992-м канадецбыл признан новичком года в Indycar,в 1995-м выиграл титул, а в 1996-м сел за руль«Уильямса», став партнером Хилла. Сходупобедить не удалось, но в 1997-м в остройсхватке с Михаэлем Шумахером Жак всеже сделал то, что не успел его отец –стал чемпионом. Правда, дальнейшаякарьера пошла ни шатко – ни валко.Ввязавшись в авантюру с созданиемкоманды BAR, Вильнев запоследующие 8 лет не выиграл ни однойгонки.

РОСБЕРГИ

Кеке РОСБЕРГ (Финляндия)

Родился в 1948 году. Карьера в Ф1: 1978-1986.Чемпион мира (1982). 128 «Гран-при». 5 побед

Нико РОСБЕРГ (Германия)

Родился в 1985 году. Карьера в Ф1: с 2006года. Чемпион мира (2016). 206 «Гран-при». 23победы

Кеке Росберг вошел в историю, какединственный пилот, сумевший взятьтитул, выиграв всего-то одну гонку засезон – в 1982 году. Да и в целом на счетуфинна лишь 5 побед за карьеру. Его сынНико только в нынешнем чемпионате 9 разстановился лучшим в «Гран-при»!

В отличие от Дэймона Хилла, Росберг-младшиймечтал о «Формуле-1», с тех пор, какнаучился держаться на ногах. Нико растилиобразцовым мальчиком – он ходил в лучшуюшколу Монте-Карло, говорит на пятьязыках, женился на подруге детства ивсегда оставался примером безупречнойрепутации. Только вот в чемпионате мирадолгое время был в тени более яркихсверстников, вроде Льюиса Хэмилтонаили Себастьяна Феттеля. В какой-то моментпоказалось, что выйти на первые ролиему уже не удастся – особенно последвух побед напарника в чемпионате.Однако Нико все же доказал, что достоинчемпионского титула.

ФЕРСТАППЕНЫ

Йос ФЕРСТАППЕН

Родился в 1972 году. Карьера в Ф1: 1994-2003.107 «Гран-при». 0 побед

Макс ФЕРСТАППЕН

Родился в 1997 году. Карьера в Ф1: с 2016года. 38 «Гран-при». 1 победа

Еще до истории с избиением отца, ЙосФерстаппен долгое время гонялся в«Формуле-1», считаясь неплохим середняком.Он дважды заезжал на подиум, но в историиостался, скорее, как партнер Шумахерапо «Беннетону» и как участник яркого(во всех смыслах) пожара по ходу «Гран-приГермании»-1994 – тогда болид голландцавспыхнул, как серная головка, из-за того,что механики пролили на машину топливо.К счастью, никто серьезно не пострадал.

Собственно, после завершения карьерыо Йосе мало кто слышал, да и не интересовалисьим особо. Пока не стало известно, что уФерстаппена подрастает сын, способныйв будущем стать мультичемпионом! Максараскрутили почти мгновенно. Он дебютировалв чемпионате в 17 лет, шагнув прямикомиз «Формулы-3», что до него никому неудавалось. Сходу выдал яркий сезон в«Торо Россо», по ходу нынешнего годаполучил повышение в «Ред Булл» и выигралпервую же гонку за новую команду –«Гран-при Испании»! После чего еще 6 разпопал на подиум. Отношение кФерстаппену-младшему неоднозначное –его многие критикуют за агрессивную,порой слишком рисковую, а такженеуважительную к соперникам манеруезды. Но талант парня бесспорен. Посмотрим,оправдает ли он выданные себе авансы.

ПИКЕ

Нельсон ПИКЕ (Бразилия)

Родился в 1952 году. Карьера в Ф1: 1978-1991.Чемпион мира (1981, 1983, 1987). 207 «Гран-при».23 победы

Нельсиньо ПИКЕ (Бразилия)

Родился в 1985 году. Карьера в Ф1: 2008-2009.28 «Гран-при». 0 побед

Пике-старший был одним из тех, кто давалбой Просту и Сенне в 80-х. Человек – символпоколения. Увы, но его сын запомнилсясовсем другим. Нельсиньо считалсяперспективным гонщиком, неплохо выступаяв младших сериях. А громкая фамилияпомогала в продвижении карьеры. В 2008-мПике-младшего взяли в «Рено», но за дванеполных года он запомнился не столькорезультатами, сколько скандалом. Сначалапарень умышленно разбил машину по ходу«Гран-при Сингапура», что помогло егонапарнику – Фернандо Алонсо – выигратьгонку. А затем не придумал ничего лучше,чем рассказать об этом прессе, когдаФлавио Бриаторе собрался уволитьбразильца за плохие результаты. Итальянцав итоге с позором выгнали из «Формулы-1»,но и Пике-младшему дорога в королевуавтоспорта была закрыта. Кто захочетиметь дела с пилотом, который выноситсор из избы?

В общем, от сына того самого НельсонаПике ждали куда большего.

БОНУС

В «Формуле-1» выступали не только сыновья,но и племянники великих чемпионов.Вспомним хотя бы парочку из них.

ФИТТИПАЛЬДИ

Эмерсон ФИТТИПАЛЬДИ (Бразилия)

Родился в 1946 году. Карьера в Ф1: 1970-1980.Чемпион мира (1972, 1974). 149 «Гран-при». 14побед

Кристиан ФИТТИПАЛЬДИ (Бразилия)

Родился в 1971 году. Карьера в Ф1: 1992-1994.43 «Гран-при». 0 побед

Старший брат первого бразильскогочемпиона «Формулы-1» Вилсон Фиттипальдитоже пробовал силы в королевских гонках– но без особого успеха. Провел трисезона в 70-х, за которые набрал лишь 3очка (в эти же сроки сам Эмерсон завоевалдва титула). Увы, карьера его сынаКристиана сложилась немногим лучше. Вначале 90-х он получил приглашение в«Минарди», затем – в «Футорк», но лучшимрезультатом в гонках для бразильцаосталось 4-е место (что, впрочем, вполнесебе достижение – учитывая уровенькоманд!). С 1995 года Фиттипальди-младшийбросил попытки покорить «Формулу-1» ипродолжил карьеру в Америке.

СЕННА

Айртон СЕННА (Бразилия)

Годы жизни: 1960-1994. Карьера в Ф1: 1984-1994.Чемпион мира (1988, 1990, 1991). 162 «Гран-при».41 победа

Бруно СЕННА (Бразилия)

Родился в 1983 году. Карьера в Ф1: 2010-2012.46 «Гран-при». 0 побед

Гибель Айртона Сенны серьезно повлиялана его племянника – на какой-то периодвремени маленький Бруно по настояниюсемью вовсе прекратил заниматьсяавтоспортом. Возможно, это повлияло наего развитие, как гонщика. Тем не менее,Сенна-младший в 2004-м возобновил карьеруи довольно быстро прошел все этапымладших серий, получив приглашение в«Формулу-1». Однако больших успехов недобился. В HRT он большеборолся с техникой, чем с соперниками.В 2011-м, заменив посреди сезона в «Лотусе»Ника Хайдфельда, смотрелся откровеннобледно на фоне Виталия Петрова. Последнийгод в «Уильямсе» провел относительнонеплохо, набрав 31 очко, но… предложенийот других команд все же не последовало,а в Гроуве с Сенной решили расстаться- несмотря на важную для истории «Уильямса»фамилию. Сейчас Бруно вместе с Пике-младшим,а также с сыном Алена Проста Николя,гоняется в «Формуле-Е».