У одних готовы поляны, у других – пока котлованы

НОВЫЕ СТАДИОНЫ. Года два назад наши ведущие клубы заявили, что активно возьмутся за свои стадионы. Все разом захотели привести основное звено клубной инфраструктуры в соответствие с требованием времени. Кто-то объявил о строительстве совершенно новой аре
news

ПРЕМЬЕР-ЛИГА

НОВЫЕ СТАДИОНЫ. Года два назад наши ведущие клубы заявили, что активно возьмутся за свои стадионы. Все разом захотели привести основное звено клубной инфраструктуры в соответствие с требованием времени. Кто-то объявил о строительстве совершенно новой арены, кто-то о реконструкции существующей.

Корреспонденты «ССФ» решили своими глазами увидеть, как идут дела.

СТАДИОН «АРЕНА ХИМКИ»

Начало работ: IV квартал 2005 года

Окончание: III квартал 2008 года

Третий год проезжащие по Московской кольцевой автомобилисты на подъезде к Химкам невольно отвлекаются от руля: буквально в трехстах метрах от трассы на глазах растет красавец-стадион. Кажется, вот-вот и уже пора в кассу за билетами.

– Нет, в кассу пока рано, – остановил наш порыв руководитель пресс-центра стадиона Игорь Стуров. – Вот футбольное поле уже готово к матчам на высшем уровне. Настоящее, натуральное, будет даже лучше, чем всеми почитаемое на «Локомотиве». А остальное – сами смотрите…

А посмотреть есть на что. Фасад всех четырех трибун отделан солидными зеленовато-серыми композитными панелями… Сами трибуны расположены так, что отлично видно со всех мест, которых, кстати, будет около 18 тысяч. Самая высокая точка на главной трибуне – 42 метра. Со стороны кажется, что эта трибуна слишком круто взмывает вверх, но это оттого, что стадион чисто футбольный – никаких беговых дорожек, что отдаляют поле от зрителей, нет.

Сейчас идут основные работы: монтаж сидений, табло и установка оборудования и мебели в многочисленных внутренних помещениях. Пол повсюду отделан плиткой, в туалетах смонтирована вся сантехника… Сидения на гостевой трибуне решено сделать металлическими, чтоб у подвыпивших фанатов не было соблазна выдрать их с корнем и запулить куда попало. На трех других трибунах – обычные пластиковые.

Впритык со стадионом возводится двадцатипятиэтажная гостиница. Она хотя и не входит в стадионный комплекс, но наверняка будет востребована приезжими командами. Для болельщиков-автомобилистов уже сооружается двухярусная парковка, на ней тоже идут отделочные работы.

Но особенно поразил специальный длиннющий и широченный пандус для болельщиков инвалидов-колясочников. Такого на наших стадионах видеть не доводилось.

– И все-таки когда народу идти в стадионную кассу? – повторили мы этот вопрос генеральному директору МУ «Арена-Химки» Сергею Бедягину:

– Точно скажу одно – этот сезон «Химки» завершат на новой арене. Может быть, открытие случится 5 октября в матче с ЦСКА, может быть, чуть раньше или позже. Во всех случаях, это произойдет тогда, когда абсолютно все службы завершат работы, чтоб болельщикам было комфортно ходить на наш стадион.

СТАДИОН ЦСКА НА ПЕСЧАНОЙ

Начало работ: III квартал 2007 года

Окончание: I квартал 2009 года (по первоначальному плану)

Большой стенд при входе на огромную стройплощадку за внушительным забором информирует, что работы начались в III квартале 2007-го. Хотя торжественная закладка первого камня, в которой принял участие мэр Москвы Юрий Лужков, состоялась 19 мая 2007 года.

Поговорить с кем-нибудь из строителей или руководителей невозможно, бдительный охранник разрешил сделать ровно десять шагов от шлагбаума, чтоб одним глазом окинуть размах строительства. Котлован, конечно, впечатляет, но признаков грандиозной наземной стройки обнаружить не удалось. Между тем, тот же стенд гласит, что окончание строительства запланировано на I квартал 2009 года. Значит, до сдачи стадиона меньше года! В это не верится совершенно. Хотя, как сказали жители близстоящего дома, которые и помогли с фотосъемкой из своих окон, строители работают в три смены, а по ночам почему-то особенно активно.

СТАДИОН ДЛЯ «ЗЕНИТА»

Начало работIII квартал 2006 года

Окончание: IV квартал 2008 года (по первоначальному плану)

«Большому клубу – большой стадион», – примерно под таким лозунгом правительство Санкт-Петербурга решило начать строительство нового стадиона для питерского «Зенита». Стоимость возведения суперсовременного объекта вместимостью 62 тысячи кресел оценивается в 6 миллиардов 670 миллионов рублей – около 285 миллионов долларов.

«Космический корабль» – таково рабочее название объекта, хоть в народе его все больше кличут «Газпром-ареной» – по первоначальным расчетам должен был «приземлиться» на Крестовский остров Санкт-Петербурга в декабре 2008 года. Однако, сперва «час икс» перенесли на середину 2009 года, потом на конец, а сейчас и вовсе фигурирует лето 2010 года!

– Мы вполне могли уложиться со сдачей стадиона к середине 2009 года, но сроки сбило долгое согласование разработанного нами проекта Главгосэкспертизой, – объясняет Григорий Фельдман, генеральный директор компании «Авант», которая занимается строительством «космического корабля». – Без этого не обойтись: специалисты должны убедиться, что все технические характеристики проекта соответствуют нормам. На этом мы потеряли целых девять месяцев!

Первый камень в грандиозный проект был заложен еще прошлым летом. Сейчас – спустя год – на месте бывшего стадиона имени Кирова красуется только расчищенная площадка или, используя строительный сленг, свайное поле.

– Столько всего уже про нас понаписали за это время. А ведь мало кто знает, сколько мы реально успели сделать, – продолжает Фельдман. – Помимо демонтажа стадиона Кирова, подготовили сам проект новой арены (тот самый, что девять месяцев рассматривала Главгосэкспертиза. – Прим.ред.), рассчитав, какой объем работ нам предстоит. Кисе Курокава, царствие ему небесное, ведь только эскиз нарисовал, картинку. Возвели здание энергоцентра, сделали судоходный канал, построили причал для приема морских судов (это необходимый элемент, поскольку некоторые материалы, металлоконструкции, к примеру, можно доставить только по воде). Кроме того, установили 13 тысяч свай! Вы хоть примерно представляете, какой это колоссальный объем работы?! К примеру, на гельзенкирхенской «Велтинс-Арене» – 700 свай, на парижском «Стад де Франсе» – 600. А на «Альянс-арене», где «Бавария» играет – их нет вообще! Там сваи просто не нужны, а у нас иначе нельзя: стадион Кирова ведь представлял собой насыпной холм. Без свай все конструкции, что мы возведем, просто расползутся по швам!

В середине июля Главгосэкспертиза, наконец, дала «Аванту» отмашку: можно приступать к возведению конструкций самой арены.

– Теперь, когда проект, наконец, утвердили, сроки сдачи стадиона будут зависеть только от ритмичного финансирования, – резюмирует Фельдман. – Если все денежные обязательства будут выполняться вовремя и в полном объеме, то вполне можно будет успеть закончить работы к лету 2010-го года.

P.S.

Кстати, будет на новом стадионе «Зенита» и выдвижное поле, как на знаменитой «Амстердам-арене». В свое время вокруг этой части было много споров. Теперь уже бывший президент питерского клуба Сергей Фурсенко ратовал за то, чтобы оно было. Представители бюро генплана застройки Петербурга отчаянно протестовали: из-за него пришлось бы убрать новенькую спортивную трассу «Невское кольцо» (велотрек, трасса для мотогонок и гребной канал. – Прим.ред.). После долгих словесных баталий (в том числе и в прессе), постановили: выдвижному газону быть, а трассу реконструировать и перенести в другое место, за пределы Крестовского острова.

«Корабль», когда он, наконец, долетит до нашей бренной земли, помимо всего прочего планируют оснастить пивопроводом: идея была подсмотрена на гельзенкирхенской «Велтинс-Арене» – домашнем стадионе «Шальке» – клуба-побратима «Зенита». Правда, в Петербурге, скорее всего, будут разливать безалкогольное. Ведь в Германии существует настоящий культ янтарного напитка, а у нас его даже на улице пить нельзя. Хотя, кто знает, может, к концу «полета» в нашей стране уже и законы поменяются. Кстати, за ходом строительства арены может понаблюдать любой желающий: генподрядчик организовал на своем сайте (www.avant-spb.ru/fv.html) прямую трансляцию «действа».

 

Новости. Футбол