Посещаемость в РПЛ выросла, но еще упадет. Аналитика «Советского спорта»

И все равно нынешний сезон обещает стать рекордным по количеству зрителей на трибунах.
news

Согласно заявлению президента РФПЛ Сергея Прядкина, посещаемость матчей лиги после чемпионата мира выросла примерно на 30% по сравнению с аналогичным отрезком предыдущего сезона. Мы взяли в руки калькулятор, обратились к статистике на сайте организации и уточняем – увеличение посещаемости по итогам 15 туров (половина дистанции в чемпионате России) составляет 23,9% – 2 100 873 зрителя (в среднем по 17 507 за матч) против 1 599 016 (13 325).

Рост посещаемости был зафиксирован еще в прошлом сезоне, по итогам которого был даже поставлен рекорд – в среднем на матчах присутствовали 13 971 зритель. Это на 2,5 тыс. больше, чем годом ранее ( 11 451) и на 856 человек больше, чем в рекордном до того 2007-м. Очевидно, что в нынешнем сезоне рекорд будет обновлен.

Вместимость

Одна из причин роста зрительской аудитории лежит на поверхности – появление новых современных более вместительных стадионов в разных уголках страны. Самый показательный пример – «Зенит». «Петровский», вмещающий не более 21 тыс., был домом для сине-бело-голубых до весны 2017-го и собирал в среднем около 17,5 тыс. зрителей (сезон-2016/17). С появлением более вместительной арены «Зенит» стал наращивать аудиторию – от 43 963 зрителя в сезоне-2017/18 до 49 774 зрителей по итогам 15 туров сезона-2018/19.

Впрочем, из 12 стадионов ЧМ-2018 в нынешнем сезоне РПЛ представлены только шесть (еще пять клубов на суперсовременных аренах болтаются в ФНЛ, а «Лужники» принимают только матчи сборной России и ЦСКА в Лиге чемпионов).

Причем из этих шести – «Открытие Арена», «Казань Арена», «Санкт-Петербург», «Ростов Арена», «Самара Арена» и «Екатеринбург Арена» – только три последних проводят полноценные дебютные сезоны в высшей лиге. Стадионы «Спартака» и «Рубина» приняли первые футбольные матчи еще четыре года назад, а «Зенита» – весной 2017-го. Так что по факту по сравнению с прошлым сезоном инфраструктурные изменения произошли не такие уж и большие – три новостроя на 16 клубов РПЛ (18,8%). А средний показатель в 17,5 тыс. выдерживают только две из них: в Ростове и Самаре.

Стадионы чемпионата мира 2018

Стадион

Вместимость

Клуб

Лига

Ср. посещаемость-2018/19*

Санкт-Петербург

67 800

Зенит

РПЛ

50 035

Открытие Арена

44 307

Спартак

РПЛ

31 393

Ростов Арена

45 000

Ростов

РПЛ

30 001

Самара Арена

44 918

Крылья Советов

РПЛ

22 595

Волгоград Арена

45 568

Ротор

ФНЛ

22 054

Нижний Новгород

44 899

Нижний Новгород

ФНЛ

21 086

Екатеринбург Арена

27 000

Урал

РПЛ

15 516

Казань Арена

45 093

Рубин

РПЛ

13 638

Мордовия Арена

44 442

Саранск

ФНЛ

14 693

Калининград

35 212

Балтика

ФНЛ

5 948

Фишт

47 659

Сочи

ФНЛ

3 585

Лужники

81 000

Сборная России

-

-

* - без учета матчей Кубка России и еврокубков.

Комфорт

В основном хорошую статистику посещаемости делают шесть клубов: «Зенит» (50 035), «Спартак» (31 393), «Ростов» (30 001), «Краснодар» (25 602), «Крылья Советов» (22 595) и ЦСКА (21 241). «Локомотив», «Урал» и «Рубин» имеют в среднем аудиторию в 13-14 тыс., «Арсенал» и «Ахмат» – около 10 тыс. Еще три клуба – «Енисей», «Динамо» и «Уфа» – собирают менее 10 тыс. зрителей, а «Оренбург» и «Анжи» – и вовсе менее 6 тыс.

Невооруженным глазом заметно, что вверху списка располагаются клубы, принимающие гостей на новых стадионах, построенных в последние пять лет. То есть дело не только во вместительности арены, но и ее комфортности для зрителей, ведь этим в первую очередь отличаются современные стадионы: быстрый пропуск зрителей на трибуны и после матчей, удобные кресла, понятная логистика, чистая территория и т.д. Поэтому посещаемость, например, в Туле, где до сих пор существуют беговые дорожки, составляет всего около 10,8 тыс. зрителей при возможности запустить до 20 тыс. А максимум пока – 15 646 на «Динамо» в первом туре.

Показательно также, что в подэлитном дивизионе на «Ротор» и «Нижний Новгород», получившие после ЧМ в свое распоряжение 45-тысячные арены, приходят в среднем 21-22 тыс. зрителей. Однако и здесь, и в РПЛ прослеживается очевидная тенденция к снижению зрительского интереса.

Эффект ЧМ-2018

Если посмотреть график посещаемости РПЛ по турам, сложно не заметить общее падение зрительного интереса к концу круга. Причин этому несколько, и одна из них, самая очевидная и предсказанная заранее. Чемпионат мира в России обернулся настоящей сказкой. В городах, где проходили матчи, на протяжении почти целого месяца проходил праздник международного масштаба, и сборная России своим выступлением только усиливала это ощущение.

По завершении чемпионата мира зрители пошли на трибуны в ожидании продолжения футбольного фестиваля, но столкнулись с унылой реальностью российского футбола, где в 37% матчей забивается не более одного мяча, и вернулись обратно на удобные диваны. К тому же российские клубы, за исключением «Локомотива», плохо работают с болельщиками непосредственно в день матча, предлагая минимум однообразных активностей. Все это не способствует зрительскому интересу.

Лучше всего тенденция к спаду заметна, если разделить первый круг на три равные части по пять туров. В 1-5 турах на трибунах собрался 771 731 зритель, в 6-10 турах – 719 312 зрителей, а в 11-15 турах – только 609 831.

Посещаемость РПЛ по турам

Тур

Количество зрителей

Ср. посещаемость

1

169 600

21 200

2

159 479

19934

3

135 755

16 969

4

172 407

21 550

5

134 490

16 811

6

184 314

23 039

7

102 951

12 868

8

172 206

21 525

9

107 580

13 447

10

152 261

19032

11

112 482

14 060

12

134 469

16 808

13

138 708

17 338

14

105 162

13 145

15

119 010

14 867

Даже более чистый эксперимент – ФК «Сочи», борющийся в ФНЛ за право сыграть в переходных матчах. Еще в прошлом сезоне клуб назвался «Динамо» и базировался в Санкт-Петербурге, но нелегкая доля провинциальной команды заставила сменить прописку с бонусом в виде новенького 47-тысячного стадиона. Но без единого болельщика в городе.

На эйфории от мундиаля в первом матче сезона на новом стадионе собрались 8,5 тыс. зрителей, но с тех пор эта цифра лишь стремится к нулю. Можно было бы сказать, что болельщиков отпугнули результаты команды на старте, но и с приходом побед (пять в шести последних домашних матчах) зрители на трибуны не вернулись. Осталась только группа настоящих футбольных болельщиков.

«Сочи» на «Фиште»

Тур

Соперник

Зрители

7

Нижний Новгород – 0:1

8 582

11

Мордовия – 0:2

4 324

13

Тамбов – 0:0

3 524

15

Луч – 2:2

3 470

17

Сибирь – 4:1

2 607

18

Авангард – 1:0

2 420

20

Факел – 0:2

3 268

21

Зенит-2 – 2:0

2 860

22

Ротор – 4:2

1 210

23

Балтика – 4:1

2 254

 

Погода

Вторая заранее предсказанная причина снижения посещаемости в течение сезона – погодные условия. Одно дело сходить на стадион теплым июльским вечером, и совсем другое – в минус 5 в ноябре. Удовольствие зачастую ниже среднего, причем для всех участников процесса.

Здесь показательна статистика «Нижнего Новгорода», борющегося за выход в РПЛ. Если в августе-сентябре он собирал 23-30 тыс. зрителей, то с началом октября ни разу не собрал и 20 тыс. В последних матчах тенденция становится слишком очевидна. Победы над двумя лидерами сезона «Тамбовом» и «Томью» воочию увидели всего около 17 тыс.

Тур

Дата

Соперник

Зрители

14

30.09

Зенит-2 – 1:0

23 106

17

20.10

Армавир – 1:0

18 793

19

28.10

СКА-Хабаровск

14 730

23

18.11

Тамбов – 1:0

10 537

24

24.11

Томь – 2:1

6 871

 

Спортивные результаты

Ну и, конечно, весомым фактором всегда был и остается спортивный результат. Тут и объяснять ничего не надо. Если команда играет хорошо, болельщики с удовольствием продолжат активно ходить на новый стадион. И дело даже не столько в результате, сколько в зрелищности игры. Показательный пример – дерзкий «Ростов», чья посещаемость за круг всего раз опустилась ниже отметки в 25 тыс.

И, напротив, никакими чистенькими креслами не загонишь казанских болельщиков на матчи угрюмого «Рубина». «Казань Арена» приняла первый футбольный матч в 2014 году и с тех пор запомнилась всем унылой картинкой полупустых трибун и эхом, сопровождающим фанатские заряды. Апогеем стали 3 тыс. зрителей на матче с хабаровским СКА в декабре 2017 года, растворившиеся на 45-тысячной арене (7% от вместимости). Поистине жалкое зрелище. В тот сезон на «Рубин» дома пришли 145 593 зрителя (9 706).

Осенью 2018-го цифры немного выросли – 109 102 зрителя за восемь матчей, или 13 638 в среднем на игре, однако статистику сделали встречи с лидерами чемпионата «Краснодаром» (13 884), «Зенитом» (23 840), ЦСКА (26 531) и «Спартаком» (16 101) и эффект чемпионата мира (первые три встречи уложились в пять первых туров). А на других соперников казанская публика не набирает и 9 тыс. зрителей. Во втором круге ни одного домашнего матча с грандом не планируется, так что обольщаться повышению зрительского интереса не стоит – посещаемость неминуемо упадет.