Посещаемость в РПЛ выросла, но еще упадет. Аналитика «Советского спорта»
Согласно заявлению президента РФПЛ Сергея Прядкина, посещаемость матчей лиги после чемпионата мира выросла примерно на 30% по сравнению с аналогичным отрезком предыдущего сезона. Мы взяли в руки калькулятор, обратились к статистике на сайте организации и уточняем – увеличение посещаемости по итогам 15 туров (половина дистанции в чемпионате России) составляет 23,9% – 2 100 873 зрителя (в среднем по 17 507 за матч) против 1 599 016 (13 325).
Рост посещаемости был зафиксирован еще в прошлом сезоне, по итогам которого был даже поставлен рекорд – в среднем на матчах присутствовали 13 971 зритель. Это на 2,5 тыс. больше, чем годом ранее ( 11 451) и на 856 человек больше, чем в рекордном до того 2007-м. Очевидно, что в нынешнем сезоне рекорд будет обновлен.
Вместимость
Одна из причин роста зрительской аудитории лежит на поверхности – появление новых современных более вместительных стадионов в разных уголках страны. Самый показательный пример – «Зенит». «Петровский», вмещающий не более 21 тыс., был домом для сине-бело-голубых до весны 2017-го и собирал в среднем около 17,5 тыс. зрителей (сезон-2016/17). С появлением более вместительной арены «Зенит» стал наращивать аудиторию – от 43 963 зрителя в сезоне-2017/18 до 49 774 зрителей по итогам 15 туров сезона-2018/19.
Впрочем, из 12 стадионов ЧМ-2018 в нынешнем сезоне РПЛ представлены только шесть (еще пять клубов на суперсовременных аренах болтаются в ФНЛ, а «Лужники» принимают только матчи сборной России и ЦСКА в Лиге чемпионов).
Причем из этих шести – «Открытие Арена», «Казань Арена», «Санкт-Петербург», «Ростов Арена», «Самара Арена» и «Екатеринбург Арена» – только три последних проводят полноценные дебютные сезоны в высшей лиге. Стадионы «Спартака» и «Рубина» приняли первые футбольные матчи еще четыре года назад, а «Зенита» – весной 2017-го. Так что по факту по сравнению с прошлым сезоном инфраструктурные изменения произошли не такие уж и большие – три новостроя на 16 клубов РПЛ (18,8%). А средний показатель в 17,5 тыс. выдерживают только две из них: в Ростове и Самаре.
Стадионы чемпионата мира 2018
Стадион |
Вместимость |
Клуб |
Лига |
Ср. посещаемость-2018/19* |
Санкт-Петербург |
67 800 |
Зенит |
РПЛ |
50 035 |
Открытие Арена |
44 307 |
Спартак |
РПЛ |
31 393 |
Ростов Арена |
45 000 |
Ростов |
РПЛ |
30 001 |
Самара Арена |
44 918 |
Крылья Советов |
РПЛ |
22 595 |
Волгоград Арена |
45 568 |
Ротор |
ФНЛ |
22 054 |
Нижний Новгород |
44 899 |
Нижний Новгород |
ФНЛ |
21 086 |
Екатеринбург Арена |
27 000 |
Урал |
РПЛ |
15 516 |
Казань Арена |
45 093 |
Рубин |
РПЛ |
13 638 |
Мордовия Арена |
44 442 |
Саранск |
ФНЛ |
14 693 |
Калининград |
35 212 |
Балтика |
ФНЛ |
5 948 |
Фишт |
47 659 |
Сочи |
ФНЛ |
3 585 |
Лужники |
81 000 |
Сборная России |
- |
- |
* - без учета матчей Кубка России и еврокубков.
Комфорт
В основном хорошую статистику посещаемости делают шесть клубов: «Зенит» (50 035), «Спартак» (31 393), «Ростов» (30 001), «Краснодар» (25 602), «Крылья Советов» (22 595) и ЦСКА (21 241). «Локомотив», «Урал» и «Рубин» имеют в среднем аудиторию в 13-14 тыс., «Арсенал» и «Ахмат» – около 10 тыс. Еще три клуба – «Енисей», «Динамо» и «Уфа» – собирают менее 10 тыс. зрителей, а «Оренбург» и «Анжи» – и вовсе менее 6 тыс.
Невооруженным глазом заметно, что вверху списка располагаются клубы, принимающие гостей на новых стадионах, построенных в последние пять лет. То есть дело не только во вместительности арены, но и ее комфортности для зрителей, ведь этим в первую очередь отличаются современные стадионы: быстрый пропуск зрителей на трибуны и после матчей, удобные кресла, понятная логистика, чистая территория и т.д. Поэтому посещаемость, например, в Туле, где до сих пор существуют беговые дорожки, составляет всего около 10,8 тыс. зрителей при возможности запустить до 20 тыс. А максимум пока – 15 646 на «Динамо» в первом туре.
Показательно также, что в подэлитном дивизионе на «Ротор» и «Нижний Новгород», получившие после ЧМ в свое распоряжение 45-тысячные арены, приходят в среднем 21-22 тыс. зрителей. Однако и здесь, и в РПЛ прослеживается очевидная тенденция к снижению зрительского интереса.
Эффект ЧМ-2018
Если посмотреть график посещаемости РПЛ по турам, сложно не заметить общее падение зрительного интереса к концу круга. Причин этому несколько, и одна из них, самая очевидная и предсказанная заранее. Чемпионат мира в России обернулся настоящей сказкой. В городах, где проходили матчи, на протяжении почти целого месяца проходил праздник международного масштаба, и сборная России своим выступлением только усиливала это ощущение.
По завершении чемпионата мира зрители пошли на трибуны в ожидании продолжения футбольного фестиваля, но столкнулись с унылой реальностью российского футбола, где в 37% матчей забивается не более одного мяча, и вернулись обратно на удобные диваны. К тому же российские клубы, за исключением «Локомотива», плохо работают с болельщиками непосредственно в день матча, предлагая минимум однообразных активностей. Все это не способствует зрительскому интересу.
Лучше всего тенденция к спаду заметна, если разделить первый круг на три равные части по пять туров. В 1-5 турах на трибунах собрался 771 731 зритель, в 6-10 турах – 719 312 зрителей, а в 11-15 турах – только 609 831.
Посещаемость РПЛ по турам
Тур |
Количество зрителей |
Ср. посещаемость |
1 |
169 600 |
21 200 |
2 |
159 479 |
19934 |
3 |
135 755 |
16 969 |
4 |
172 407 |
21 550 |
5 |
134 490 |
16 811 |
6 |
184 314 |
23 039 |
7 |
102 951 |
12 868 |
8 |
172 206 |
21 525 |
9 |
107 580 |
13 447 |
10 |
152 261 |
19032 |
11 |
112 482 |
14 060 |
12 |
134 469 |
16 808 |
13 |
138 708 |
17 338 |
14 |
105 162 |
13 145 |
15 |
119 010 |
14 867 |
Даже более чистый эксперимент – ФК «Сочи», борющийся в ФНЛ за право сыграть в переходных матчах. Еще в прошлом сезоне клуб назвался «Динамо» и базировался в Санкт-Петербурге, но нелегкая доля провинциальной команды заставила сменить прописку с бонусом в виде новенького 47-тысячного стадиона. Но без единого болельщика в городе.
На эйфории от мундиаля в первом матче сезона на новом стадионе собрались 8,5 тыс. зрителей, но с тех пор эта цифра лишь стремится к нулю. Можно было бы сказать, что болельщиков отпугнули результаты команды на старте, но и с приходом побед (пять в шести последних домашних матчах) зрители на трибуны не вернулись. Осталась только группа настоящих футбольных болельщиков.
«Сочи» на «Фиште»
Тур |
Соперник |
Зрители |
7 |
Нижний Новгород – 0:1 |
8 582 |
11 |
Мордовия – 0:2 |
4 324 |
13 |
Тамбов – 0:0 |
3 524 |
15 |
Луч – 2:2 |
3 470 |
17 |
Сибирь – 4:1 |
2 607 |
18 |
Авангард – 1:0 |
2 420 |
20 |
Факел – 0:2 |
3 268 |
21 |
Зенит-2 – 2:0 |
2 860 |
22 |
Ротор – 4:2 |
1 210 |
23 |
Балтика – 4:1 |
2 254 |
Погода
Вторая заранее предсказанная причина снижения посещаемости в течение сезона – погодные условия. Одно дело сходить на стадион теплым июльским вечером, и совсем другое – в минус 5 в ноябре. Удовольствие зачастую ниже среднего, причем для всех участников процесса.
Здесь показательна статистика «Нижнего Новгорода», борющегося за выход в РПЛ. Если в августе-сентябре он собирал 23-30 тыс. зрителей, то с началом октября ни разу не собрал и 20 тыс. В последних матчах тенденция становится слишком очевидна. Победы над двумя лидерами сезона «Тамбовом» и «Томью» воочию увидели всего около 17 тыс.
Тур |
Дата |
Соперник |
Зрители |
14 |
30.09 |
Зенит-2 – 1:0 |
23 106 |
17 |
20.10 |
Армавир – 1:0 |
18 793 |
19 |
28.10 |
СКА-Хабаровск |
14 730 |
23 |
18.11 |
Тамбов – 1:0 |
10 537 |
24 |
24.11 |
Томь – 2:1 |
6 871 |
Спортивные результаты
Ну и, конечно, весомым фактором всегда был и остается спортивный результат. Тут и объяснять ничего не надо. Если команда играет хорошо, болельщики с удовольствием продолжат активно ходить на новый стадион. И дело даже не столько в результате, сколько в зрелищности игры. Показательный пример – дерзкий «Ростов», чья посещаемость за круг всего раз опустилась ниже отметки в 25 тыс.
И, напротив, никакими чистенькими креслами не загонишь казанских болельщиков на матчи угрюмого «Рубина». «Казань Арена» приняла первый футбольный матч в 2014 году и с тех пор запомнилась всем унылой картинкой полупустых трибун и эхом, сопровождающим фанатские заряды. Апогеем стали 3 тыс. зрителей на матче с хабаровским СКА в декабре 2017 года, растворившиеся на 45-тысячной арене (7% от вместимости). Поистине жалкое зрелище. В тот сезон на «Рубин» дома пришли 145 593 зрителя (9 706).
Осенью 2018-го цифры немного выросли – 109 102 зрителя за восемь матчей, или 13 638 в среднем на игре, однако статистику сделали встречи с лидерами чемпионата «Краснодаром» (13 884), «Зенитом» (23 840), ЦСКА (26 531) и «Спартаком» (16 101) и эффект чемпионата мира (первые три встречи уложились в пять первых туров). А на других соперников казанская публика не набирает и 9 тыс. зрителей. Во втором круге ни одного домашнего матча с грандом не планируется, так что обольщаться повышению зрительского интереса не стоит – посещаемость неминуемо упадет.