КХЛ - регулярный чемпионат 17:00 Трактор 0 Торпедо 0 П1 2.08 Х 4.20 П2 3.00
КХЛ - регулярный чемпионат 19:00 Локомотив 0 ЦСКА 0 П1 2.80 Х 4.00 П2 2.25
КХЛ - регулярный чемпионат 19:00 Ак Барс 0 Металлург Мг 0 П1 2.00 Х 4.20 П2 3.20
КХЛ - регулярный чемпионат 19:00 Куньлунь Ред Стар 0 Барыс 0 П1 3.80 Х 4.60 П2 1.74
КХЛ - регулярный чемпионат 19:00 Нефтехимик 0 Северсталь 0 П1 3.30 Х 4.30 П2 1.93
КХЛ - регулярный чемпионат 19:30 СКА 0 Витязь 0 П1 1.49 Х 5.00 П2 5.50
КХЛ - регулярный чемпионат 19:30 Йокерит 0 Амур 0 П1 1.59 Х 4.70 П2 4.70
КХЛ - регулярный чемпионат 19:30 ХК Сочи 0 Автомобилист 0 П1 4.00 Х 4.50 П2 1.72
КХЛ - регулярный чемпионат 19:30 Авангард 0 Салават Юлаев 0 П1 2.18 Х 4.20 П2 2.80
КХЛ - регулярный чемпионат 19:30 Спартак 0 Сибирь 0 П1 2.10 Х 4.30 П2 2.50
КХЛ - регулярный чемпионат 20:30 Динамо Р 0 Динамо Мн 0 П1 3.50 Х 4.60 П2 1.81
Лига Европы 20:55 Шахтёр Д 0 Маккаби Т-А 0 П1 1.70 Х 3.60 П2 5.80
Лига Европы 20:55 Вильярреал 0 Ред Булл Зальцбург 0 П1 2.15 Х 3.70 П2 3.30
Лига Европы 20:55 Арсенал 0 Бенфика 0 П1 1.77 Х 4.20 П2 4.50
Лига Европы 20:55 Аякс 0 Лилль 0 П1 2.05 Х 3.80 П2 3.50
Лига Европы 20:55 Рейнджерс 0 Антверпен 0 П1 1.49 Х 4.70 П2 6.60
Лига Европы 20:55 Наполи 0 Гранада 0 П1 1.60 Х 4.10 П2 6.00
Лига Европы 20:55 Хоффенхайм 0 Мольде 0 П1 1.26 Х 6.70 П2 10.5
Лига Европы 23:00 Рома 0 Брага 0 П1 1.61 Х 4.50 П2 5.20
Лига Европы 23:00 Динамо З 0 Краснодар 0 П1 2.30 Х 3.60 П2 3.20
Лига Европы 23:00 Байер 0 Янг Бойз 0 П1 1.61 Х 4.60 П2 5.10
Лига Европы 23:00 Лестер Сити 0 Славия П 0 П1 1.53 Х 4.30 П2 6.70
Лига Европы 23:00 Брюгге 0 Динамо К 0 П1 2.10 Х 3.50 П2 3.70
Лига Европы 23:00 Милан 0 Црвена Звезда 0 П1 1.44 Х 4.70 П2 7.70
Лига Европы 23:00 Манчестер Юнайтед 0 Реал Сосьедад 0 П1 2.03 Х 3.80 П2 3.60
Лига Европы 23:00 ПСВ Эйндховен 0 Олимпиакос 0 П1 2.00 Х 4.00 П2 3.50
28 января 17:11
автор: Шадрин Антон

«История Стрельцова должна была закончиться Бразилией». Большое интервью с режиссером Ильей Учителем

3 февраля телеканал новинок мирового и отечественного кинематографа «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!») впервые на российском ТВ покажет спортивную драму «Стрельцов» – кино о судьбе «советского Пеле», легендарного нападающего московского «Торпедо» и сборной СССР. Главную роль исполнил Александр Петров. Ему аккомпанируют Стася Милославская («Бык») и Александр Яценко («Аритмия»).

В интервью «Советскому спорту» режиссер картины Илья Учитель рассказал:

• Почему технически сложно снимать футбол и при чем тут «восьмерки»?

• Почему баскетбол снимать легче, чем футбол?

• В чем «Стрельцов» превзошел «Аватар» Джеймса Кэмерона?

А также – о создании образов главных героев и нестыковках с реальной историей Стрельцова. Но начали мы с разговора о любимой команде режиссера – московском «Спартаке»: вспомнили первый поход на стадион, обсудили отставку Тедеско и возможное возвращение Промеса (интервью записывалось до объявления новости о переходе Александра Кокорина в «Фиорентину» – прим.)

«ЕСЛИ ВЕРНЕТСЯ ПРОМЕС, ПУСТЬ КОКОРИН ЕДЕТ В «СОЧИ»

– Илья, вы поддерживаете «Спартак», а ваш отец Алексей Учитель – болельщик «Зенита». Как это получилось?

– Тут все просто: он из Питера, а я москвич. К тому же, в детстве я много времени проводил с бабушкой и дедушкой, а дед болел за «Спартак». Папа уверяет, что когда-то я болел за «Зенит», но это неправда. Он просто мне какую-то зенитовскую кепку привез, и поскольку другой не было, пришлось в ней походить. А так – нет. «Спартак» – это же крест, который надо нести. Я и несу до сих. Вообще, болею за две команды – «Спартак» и «Манчестер Юнайтед».

– Ваше главное футбольное воспоминание из детства.

– Я начал ходить на футбол, мне кажется, довольно поздно. Впервые пошел на игру с другом в 2008 году на знаменитую встречу «Спартака» и «Динамо» еще на старом стадионе бело-голубых. «Спартак» проиграл 3:4, но матч был классный. Почему-то так получалось, что многие классные матчи, на которых я был, «Спартак» проиграл. И в Питере все время попадал на матчи «Зенита» со «Спартаком» на Петровском. Мне доставались билеты на центральных трибунах, где сидят болельщики «Зенита». Я, конечно, старался вести себя потише. Все время меня грозились убить, но пока я жив (смеется). На гостевую трибуну так ни разу и не попал.

– На стадион до сих пор ходите?

– Сейчас реже. В прошлом году был на матче «Зенит» – «Спартак». У нас в фильме «Стрельцов» снимался комментатор Денис Казанский, и он меня смог протащить на комментаторскую позицию у бровки, где расположены скамейки команд. «Спартак», естественно, проиграл, но было интересно с этого ракурса посмотреть на игру. Я еще заметил, что, по-моему, совершенно бессмысленны крики тренеров. Они там прыгают, орут, особенно Тедеско, а их все-равно никто не слышит.

– Какой у вас любимый игрок в истории «Спартака»?

– И Алекс, и Веллитон в свое время были крутые. Я успел еще чуть-чуть посмотреть на Титова. Вообще, я всегда вратарей любил. Плетикоса – мой любимый голкипер, игравший за «Спартак». А еще Видич – из одной моей любимой команды перешел в другую.

– Как вам «Спартак» в этом году? Ушли на перерыв в чемпионате на третьем месте.

– Че-то игроки подскисли. «Спартак» – это непостоянная субстанция. Там все время что-то происходит. Как обычно, верим и надеемся, что все изменится в положительную сторону. Вот, сейчас купили опорника из ПСВ (речь о Йоррите Хендриксе – прим.), говорят, что это новый Фернандо. Посмотрим.

– Как относитесь к информации об уходе Доменико Тедеско? Тренер не стал продлевать контракт и по окончании сезона покинет клуб.

– Мне кажется, что не все так просто и он может остаться. Потому что, если тренер не продлевает контракт, какой смысл его держать до лета? Наверное, лучше было бы его сменить на того, кто протянет в «Спартаке» хотя бы следующий сезон. Посмотрим, как поведут себя игроки: либо они ради тренера «выстрелят» за оставшиеся полгода, либо наоборот, еще сильнее скиснут.

– Вам Тедеско нравился в качестве тренера красно-белых?

– Мне кажется, что в «Спартаке» главное, чтобы тренер был харизматичный. И Каррера до поры, до времени таким был. У Тедеско есть какая-то правильная энергия для руководства этой командой. При нем вроде неплохо играют.

– Вы уже сказали, что красно-белые приобрели Хендрикса. Также пишут, что в «Спартак» может вернуть Квинси Промеса.

– Было бы классно! Хотя обычно такие истории, когда игрок возвращается, ничем хорошим не заканчиваются. Но, я думаю, этому «Спартаку» он бы не навредил точно, в каком бы физическом и эмоциональном состоянии он сейчас не был. Кокорин лечится. Нужен созидательный игрок. Был Бакаев. Сначала играл хорошо, сейчас не играет вообще. Кто-то же должен создавать моменты, пусть даже в одиночку, как когда-то делал «Антоха» (прозвище Промеса в среде болельщиков красно-белых – прим.).

– А трансфер Александра Кокорина вам как? Не оправдал ожиданий?

– Мне кажется, что Кокорин безусловно талантливый футболист, но он очень долго лечился. Сейчас, дай Бог, если его травмы обойдут стороной, он сможет встроиться в игру. Не тот у нас уровень чемпионата, чтобы Кокорин мог хотя бы в теории с чем-то не справиться.

– Пишут, что его могут вернуть в «Сочи»?

– Ну… Хорошо!

– Не расстроитесь?

– Я? Не расстроюсь. Я очень спокойно реагирую на все, что происходит с клубом. Если вернется Промес, пусть Кокорин едет в «Сочи».

«НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА ФИЛЬМЫ ДЛЯТСЯ ДОЛГО»

– Про фильм «Стрельцов». На «Кинопоиске» написано, что бюджет картины – 330 млн рублей, общие сборы – 365 млн. Что эти цифры значат для создателей?

– Это близко к тому, чтобы окупиться. Итоговая сумма складывается не только из кассовых сборов, есть еще продажа прав на телевидение (впервые на ТВ фильм «Стрельцов» будет показан 3 февраля в 20.30 на канале «Кинопремьера» – прим.), на онлайн-платформы и так далее. Учитывая пандемию, фильм прошел неплохо, хотя, конечно, рассчитывали мы на большее. Плюс, у нас есть статистические выкладки по тому, как зрители, которые все-таки дошли до кинотеатров, реагировали на фильм. Есть такое приложение «Кинозритель», где люди ставят оценку фильму сразу после выхода из кинозала. И там очень хорошие оценки. Средний балл, если не путаю, 9 из 10.

– Фильм идет полтора часа. Кажется, это мало для современного кино.

– Я в принципе не люблю, когда фильмы длятся долго – начинаю ерзать, раздражаться. Поэтому хотел, чтобы все было быстро, динамично, чтобы зритель в хорошем смысле не мог оторваться от экрана или отвлечься на телефон.

– Много вырезанных сцен?

– Их почти нет. У нас и первая сборка получилась совсем не длинной. Обычно, когда снимаются большие фильмы, первая монтажная сборка может идти и четыре, и пять часов. Но у нас такого не было.

– А есть сцены, которые вы не сняли?

– Конечно. Были какие-то милые моему сердцу «штучки», которые мы не сняли. Но не так, что просто не захотели и бросили. Надо понимать, что, когда делается фильм, сценарий находится в работе не только пока он пишется. Сценарий переписывается и на площадке, и на монтаже. Все это, в моем понимании, работа над сценарием.

«ДАЖЕ НА СЪЕМКАХ «АВАТАРА» НЕ БЫЛО ТАКОГО ХРОМАКЕЯ»

– Объясните, в чем техническая сложность снимать футбол. Помните футбольную рекламу Take It To The Next Level за авторством Гая Ричи? Ей уже 12 лет, но она все еще является эталоном художественного, постановочно снятого футбола.

– Подводных камней очень много. Если говорить про рекламный ролик, который вы упомянули, он действительно очень крутой, но там снялись звезды мирового футбола. Артисты, к сожалению, не обладают таким футбольным мастерством. Поэтому у нас был трехмесячный подготовительный процесс, тренировки. Мы с футбольным тренером и консультантом Олегом Левиным (помощник старшего тренера молодежной сборной России по футболу – прим.) придумывали комбинации, вдохновляясь какими-то великими голами из прошлого. Потому что голов самого Стрельцова на хронике сохранилось не так много. Артисты все это репетировали. Плюс, мы тренировались на искусственном газоне, затем на надо было переходить на естественный, где другие отскоки мяча.

Мне кажется, в процессе подготовки я посмотрел все фильмы, где кто-либо играет в футбол. На мой взгляд, в них более простой подход нежели наш. В других фильмах поставили несколько камер, дали задачу, и вот что попало в кадр, из этого потом и монтировали. А мы разбивали каждую комбинацию на микроэпизоды и снимали все с нескольких сторон, придумывая еще взаимодействия между футболистами внутри комбинации. Плюс, мы заметили, что во всех этих фильмах не соблюдаются «восьмерки».

– Что такое «восьмерки»?

– Когда люди в кино разговаривают, и показывают то одного, то другого – это называется «восьмерка». Есть определенные правила, как «восьмерка» должна сниматься. Если эту ось не соблюдать, возникнет ощущение, что люди смотрят не друг на друга, а в одну сторону. И почему-то эти «восьмерки» в футбольных фильмах никто не соблюдает. Допустим, идет атака, футболист делает навес, и хоп – ось меняется. Из-за этого складывается ощущение, что обе команды играют в одни ворота. Нам приходилось придумывать свои «восьмерки». То есть, если идет перевод на другой фланг, то это надо правильно показать, может быть с верхней точки, чтобы зритель понимал, что происходит на поле.

– Снимать кино о спорте – это отдельное режиссерское ремесло?

– Мне кажется, да. В спортивном кино надо чуть-чуть разбираться в спорте, про которой ты рассказываешь. Наверное, футбол это касается в большей степени, поскольку там другие размеры площадки, чем в хоккее или баскетболе. Это влияет на скорость всего кинопроизводства. Плюс, посмотрев «Движение вверх» и другие фильмы про баскетбол, я понял: из-за того, что баскетболисты играют руками, все игровые взаимодействия происходят на уровне лица. В футболе же мяч находится внизу, лицо – наверху, а тебе надо показать и то, и другое.

– Вы имеете ввиду, что лицо постоянно опущено вниз?

– Нет. Я к тому, что у тебя есть только общий план, чтобы запечатлеть в кадре одновременно и героя, и мяч. А если ты хочешь сделать акцент на том, как игрок владеет ногами, то лицо в этот момент ты не увидишь. Например, у игрока возникла идея сделать финт Зидана. Ты можешь сначала показать его лицо, а потом, как он это воплощает ногами. У баскетболистов же вовремя броска мяч находится на уровне лица.

– Все футбольные матчи, кроме самого первого, деревенского, снимались на стадионе Эдуарда Стрельцова. Как это технически выглядело?

– Футбольный стадион был обнесен семиметровым хромакеем по всему периметру. Потому что чаще всего футбол снимается с нижней точки, камера смотрит вверх. И если головы футболистов не попадают на хромекей, то толку от него никакого. Тебе же надо потом менять его на изображение стадиона, трибун. Мне кажется, даже на съемках «Аватара» не было такого хромакея! Плюс, есть такая проблема, как движение Солнца. Снимаешь эпизод атаки, артисты бегут в одну сторону, и пока ты его снимаешь, Солнце перемещается. Поэтому приходится все «отзеркаливать», менять футболистов местами.

– Почему решили не снимать футбол в павильоне?

– Мы размышляли над этим, но там бы не было ветра и других вещей, которые в футболе необходимы. И плюс, живое небо всегда выглядит красивее, чем нарисованные красивые закаты. Нам, на самом деле, очень повезло с погодой. Во время чемпионата мира было очень жаркое лето, и у нас не было ни одного срыва съемок из-за погоды.

«САША ПЕТРОВ МОГ ЧЕКАНИТЬ МЯЧ БЕСКОНЕЧНО»

– Почему вы решили закончить фильм встречей с бразильцами? Этот матч действительно был, но Стрельцов в нем не участвовал.

– Стрельцов должен был получить в нашем фильме то, что он не получил в жизни – какого-то всеобщего признания. Мы совместили две реальные истории советского футбола. Да, этот матч действительно был, советские футболисты его проиграли, и Стрельцов в нем не участвовал. И была другая история: Стрельцов уже возвращался в футбол после тюремного заключения, и его не допустили до товарищеского матча в городе Горький, где играли две торпедовские команды. На стадионе начался бунт, люди жгли газеты, и на второй тайм его выпустили. Совместив эти две истории, мы получили такой финал. Я понимаю, что можно было оставить историю с двумя торпедовскими командами. Но мне кажется, учитывая масштаб героя, про которого мы рассказываем, его история должна была закончиться чем-то вроде сборной Бразилии.

– Расскажите про подготовку Александра Петрова к роли. Вы подчеркиваете, что Стрельцов вне футбольного поля постоянно ходит в кожанке.

– Кожанка – это изобретение художника по костюмам. Когда мы придумывали образ, мы хотели главного героя выделить на фоне того, в чем ходили люди в то время. Сделать его стилягой. Потому что, если делать все по правде, то артисты ходили бы в льняных бежевых костюмах летом, а осенью – в серых. И контрастность всего происходящего потерялась бы. Выглядело бы это не так эффектно, как, я надеюсь, выглядит на экране.

– Петров хорошо играет в футбол?

– Он играет хорошо на дворовом уровне. Он занимался футболом, когда был помладше. И конечно, какая-то мышечная память у него осталась. Саша сильно набрал форму, пока мы снимали. Помните сцену, с которой начинается фильм, когда Стрельцов чеканит мяч? Когда мы первый раз ее снимали, Саша мог делать это бесконечно, сколько хочешь дублей подряд.

– Какие-то сохранившиеся артефакты реального Стрельцова вы использовали на съемках?

– Нет. Честно говоря, мы даже не узнавали, сохранилось ли что-то. Наверное, потому что наши артисты не соответствуют антропометрии своих прототипов. Хорошо, ну вот были бы у Петрова тапки настоящего Стрельцова. Это что-то дало бы ему? Наверное, нет. Вся съемочная группа очень молодая, никто реального Стрельцова не застал. Фильм – это то, как мы сами себе его представили. Поэтому, мне кажется, какие-то вещи были бы не лишними, но раз их нет, то не страшно.

– Расскажите, как создавался вымышленный образ Александра Яценко – прожженного партийщика и главного антагониста фильма.

– Если главный герой – свободный человек, опередивший свое время, то противостоять ему должен человек, у которого на все есть свои правила и четкая система координат. Главное, есть разница в характерах двух соперничающих сил. Наша задача была сделать из него человека, который любит, у которого реальные проблемы. Потому что частенько в фильмах встречается какой-то просто злой КГБшник. Он хочет только напакостить, и других черт у них нет. Но тут мы придали ему мотивацию в форме любовного влечения к Алле, что в моем понимании должно было его оживить.

«НИЧЕГО СТРАШНОГО В УСАХ ДЕНИСА КАЗАНСКОГО НЕТ»

– Хочу спросить о двух сценах фильма. Первая: встреча Стрельцова и Аллы в исполнении Стаси Милославской на футбольном поле. Мне показалось, что герой Александра Яценко в этой сцене «вклеен» на монтаже.

– Вам правильно показалось. Круто, что вы подметили, потому что кроме тех, кто знает, больше никто этого не заметил.

– Как так получилось? Почему Яценко не было на площадке?

– Мы изначально снимали эту сцену с другим артистом. И когда монтаж был закончен, ради драматургических целей было найдено такое решение: классно было бы, если бы Аллу к Стрельцову первый раз привел персонаж Саши Яценко. Поэтому мы пересняли эту сцену заново, но без массовки, без Виталия Хаева (играет роль тренера «Торпедо» Виктора Маслова – прим.). На самом деле, не нужен был никто кроме Саши Яценко и хромакея. Но мы решили заморочиться, и там были и Саша Петров, который подыгрывал из-за камеры, и Стася.

– Вторая сцена: Стрельцов и Алла первый раз приходят в ресторан. Эта сцена начинается с песни «Последняя электричка», которая была написана в 1966 году, а в фильме действие происходит на десять лет раньше. Почему решили ее вставить?

– В «Стрельцове» много музыки, которая на самом деле вышла гораздо позже событий фильма. Меня больше волновала узнаваемость, чтобы это были знаковые композиции. К тому же, исполнитель объявляет, что это песня «под рабочим названием». Поэтому, он мог ее сочинить, но свет узнал о ней только через десять лет. Я себя обезопасил (смеется). Во время съемок, артисты массовых сцен подпевали песню, хотя по сценарию слышали ее первый раз. Мы как могли с этим боролись. Было смешно. Помню, когда мы уже сняли эту сцену, я решил пересмотреть «Легенду №17». Если обратите внимание, эта «Последняя электричка» играет там везде. Видимо, это были какие-то игры подсознания.

– И последнее: комментатор Денис Казанский быстро согласился на эти ужасные усы?

– Он сам захотел! Мне кажется, у него комичный персонаж, и ничего страшного в его усах нет. На самом деле, я люблю примерять на актерах какие-то дурацкие усы, парики.

– Как выбирали комментатора?

– Были долгие пробы. Изначально мы должны были его снимать во время съемок футбола, но слава Богу, что получилось по-другому. Надо было, чтобы диктор комментировал уже очень точно смонтированные футбольные эпизоды, а не абы что. Мы пробовали многих комментаторов, и у Дениса были не одни пробы. У нас было много концепций, как это должно быть. Либо ретро-комментарий в стиле Николая Николаевича Озерова, либо современно и очень эмоционально. Мы пошли вторым путем. Каждый комментатор, которого мы пробовали, приходил, смотрел смонтированную футбольную сцену. У него был написанный текст. Мы пробовали по-разному: либо он комментировал от себя, либо что-то поправлял в нашем тексте, либо просто играл то, что было уже написано. Так и выбрали Дениса.

Не пропустите всероссийскую телепремьеру спортивной драмы «Стрельцов» – смотрите впервые на отечественном телевидении 3 февраля в 20.30 на телеканале «Кинопремьера» (входит в премиальный пакет «Настрой кино!»). О возможностях подключения узнавайте у операторов кабельного и спутникового вещания в своем городе, либо на официальном сайте «Настрой кино!».