Полузащитник сборной Финляндии Алексей Еременко: Мой главный экзамен – в среду

Самый русский из всех финнов, полузащитник «Сатурна» и сборной Суоми Алексей Еременко, накануне матча с Россией сдал «Советскому спорту» единый госэкзамен на знание своей страны – Финляндии. Сдал на троечку. Но пригрозил, что футбольный экзамен не завали
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ФУТБОЛ
СЕГОДНЯ. 21.30 (мск). ЧМ-2010. ОТБОРОЧНЫЙ МАТЧ. ГРУППА 4. ФИНЛЯНДИЯ – РОССИЯ

Самый русский из всех финнов, полузащитник «Сатурна» и сборной Суоми Алексей Еременко, накануне матча с Россией сдал «Советскому спорту» единый госэкзамен на знание своей страны – Финляндии. Сдал на троечку. Но пригрозил, что футбольный экзамен не завалит.

На исторической родине Алексея Еременко у школьников уже вовсю «бушует» ЕГЭ. Мы подумали: почему бы накануне встречи не протестировать хавбека на знание родины нынешней? Той, что по паспорту? И обратились в финское посольство, где советник посла по делам культуры Черстин Кронвалл любезно откликнулась на нашу просьбу составить для футболиста персональный билет на госэкзамен.

– Вообще у нас в стране ЕГЭ как такового нет, – объяснила особенности национального образования госпожа Кронвалл. – Но для игрока сборной Финляндии его в виде исключения можно и устроить.

На составление вопросов ушел час, на поимку вечного студента Еременко – неделя (Алексей сутки не подходил к телефону, а потом уехал в сборную одолевать Лихтенштейн). Ответы на вопросы заняли у Алексея треть академического часа.

– Ух, как вы не вовремя! – Еременко явно нервничает, открывая конверт с вопросами. Но не потому, что не готовился к ЕГЭ. – У меня сейчас в голове один футбол. А тут ваши экзамены…

– Да для вас это – раз плюнуть. Вы же в стольких странах за свою жизнь в школе учились, что проблем возникнуть не должно.

– Да в том-то и дело, что толком и не учился. Из России уехал в семь лет. В школу там не ходил. Когда жил в Финляндии, то учился я не в финской, а в шведской школе. А во Франции учил только язык. Кстати, на курсы мы ходили вместе с Адебайором.

– Учились получше тоголезца?

– Все футболисты учатся одинаково плохо.

– Побольше оптимизма, Алексей! Поехали?

КТО ТАКОЙ САЛОНЕН?

Еременко читает первый вопрос: «В этом году Финляндия и Россия празднуют большой совместный юбилей. Какой?».

– А кто ж его знает! Ладно, буду мыслить логически – Финляндия же входила в состав Российской империи и называлась тогда, кажется, Карьялой. Может, празднуют юбилей выхода из состава России? Но тогда с какой радости праздновать и русским? Наверное, празднуют вступление в состав империи.

– Правильно. Сколько лет юбилею?

– 100. Нет? Тогда 200. Правильно? Фантастика! Поехали дальше.

– Второй вопрос: сколько финских офицеров служили в царской армии российского императора и сколько генералов и адмиралов?

– Напишите, что 50 офицеров и 30 генералов. На самом деле 4000 и 300? Не верю!

– Третий вопрос: кто был первым президентом Финляндии?

– Знаю! Но забыл. Как-то на «с». Свинхувуд?

– Он был третьим.

– Тогда не знаю. Стольберг. Ну, почти попал. Считайте, что угадал.

– Вопрос четвертый: сколько депутатов в финском парламенте?

– Семь. Нет? А сколько на самом деле? 200? Многовато что-то…

– Пятый вопрос: в каком городе родился великий финский композитор Ян Сибелиус?

– Знаю, знаю, знаю, – Еременко грызет ручку и чешет макушку. – Это не город даже, а большая деревня. М-м-м… Вспомнил! Хямеэнлинна. Вы небось и в жизни не выговорите!

– Верно. Шестой вопрос: кто такой Эса-Пекка Салонен?

– Автогонщик? Хоккеист? Не знаю. Дирижер? Вот видите, какое зыбкое у футболистов образование, – где композитор родился, знаю, а одного из лучших дирижеров – нет.

– Седьмой вопрос: как называется крупнейшая газета Финляндии?

– «Хельсингин Саномат». Это просто! Все знают. В Финляндии журналистика здорово развита, а «Саномат» – солидное издание. Они нормальные вопросы задают, информационным спонсором сборной являются.

– Восьмой вопрос: из Финляндии самолеты авиакомпании «Finnair» летают только в три города России – Москву, Санкт-Петербург и…?

– Черт, только что ведь сам прилетел, видел недавно. Может, Екатеринбург? Правильно? Это логично! На Урале много леса, и финские бизнесмены открывают там свои филиалы. Поэтому специально для них, видимо, и стали летать в Екатеринбург.

– Последний вопрос: какое самое распространенное имя в Финляндии?

– Юкка. Нет? Юхани? Почти. У меня, кстати, приятель по имени Юхани был. Где он сейчас и чем занимается, понятия не имею. Жизнь меня по разным странам мотала, теперь уж и не знаю, где былые приятели.

«ПРЕДАТЕЛЕМ СЕБЯ НЕ ЧУВСТВУЮ!»

Подводим итоги: Еременко ответил на четыре вопроса из девяти. По-нашему, на троечку.

– И то неплохо, – утешает себя футболист, переводя дух. – Я же говорю, что в финской школе не учился. Ладно, это не главное. Все равно главный экзамен у меня в среду.

– Это ведь первый раз, когда вы сыграете против сборной России?

– Верно. Первую встречу смотрел с трибуны. Тогда у меня не все ладилось. Тренер Бакстер еще злился на меня за тот неприятный инцидент (перед сбором национальной команды финские полицейские застукали Еременко за рулем навеселе. – Прим. ред.).

– Особые эмоции по этому поводу испытываете?

– Волнуюсь немного. Все-таки это решающая для нас игра. Своего рода ЕГЭ, наподобие того, что вы мне сейчас устроили. Но когда судья свистнет к началу матча, я забуду обо всем, кроме результата.

– А предателем Родины себя не считаете?

– Нет! Я выбрал Финляндию, финский паспорт и должен играть за эту страну. Это футбол, это спорт. Тут нет таких категорий, о которых вы говорите.

– Отец как-то напутствовал?

– А что тут напутствовать? Если мы тут выросли и играем за эту страну, то и болеть он будет за нас и за финскую сборную. Если бы играли в России, болел бы за Россию.

«МЕНЯЮ РОССИЮ НА ЕВРОПУ»

– Но числитесь-то вы в российском клубе.

– Летом планирую поменять чемпионат. Собираюсь поговорить с руководством. Хочу попробовать свои силы в Европе.

– Вы говорили, что были недовольны прежним тренером «Сатурна» Юргеном Ребером…

– Не только я – все, кто у него и играл в «Сатурне», были им недовольны. Почему? Да потому, что Ребер только и умел говорить: «Выходите и бейтесь!». А как биться, как играть, по какой схеме, тактике – он нам не объяснял. Сейчас пришел новый тренер, и – посмотрите – результат сразу пришел.

– Так зачем уходить, когда тренер наконец сменился?

– Я слишком долго не играл в «Сатурне». Морально перегорел. Думаю, не смогу уже найти должной мотивации, чтобы выходить и биться, как прежде. Поэтому предстоящая игра с Россией важна вдвойне – надо показать себя с лучшей стороны, чтобы заинтересовать кого-то на Западе.

Новости. Футбол