Корейский тренер как врежет игроку по башке: «Я же тебе дал задание, бестолочь!»

ВАЛЕРИЙ САРЫЧЕВ. Экс-вратарь «Торпедо» уже более 20 лет живет в Южной Корее и как никто другой знаком с возможностями сборной Страны утренней свежести, которая, напомним, сыграет с Россией на групповом этапе ЧМ-2014. Наш человек в Корее знакомит читателей «ССФ» с местной кухней – футбольной и не только.
«БЕРИТЕ ВРАТАРЯ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОН ЛУЧШЕ САРЫЧЕВА»

В Корее Сарычев – легенда. Местные обращаются к нему исключительно по имени Син Ый Сон (оно же значится в корейском паспорте Валерия, который он получил в 1999‑м) – Рука Бога. Так его нарекли болельщики клуба «Соннам Ильва», с которым Сарычев четырежды становился чемпионом страны. Один из вратарей, которых Валерий ныне тренирует в «Пусан Ай Парк», – твердый кандидат на поездку в Бразилию, другой – капитан олимпийской команды. А ведь еще совсем недавно наш голкипер чуть было не уничтожил на корню всю вратарскую школу Кореи…
– После первого моего удачного сезона в «Соннам Ильва» в Корее разразился бум на иностранных вратарей, – вспоминает Сарычев, посетивший редакцию «Советского спорта». – В 1996‑м абсолютно все корейские команды купили голкипера-легионера! Даже клуб, за который выступал основной вратарь сборной. Правда, иностранец так и не смог вытеснить того корейца.
Я был образцом, по которому все мерилось. Селекционной службе клубов ставилась задача: брать вратаря лишь в том случае, если он играет лучше Сарычева. Скажем, нашли кандидата. Тренер первым делом спрашивает агента: «Этот парень будет играть лучше Сарычева?». Тот отвечает: «Да». – «Тогда берем». Так в корейской лиге появились Шишкин, Подшивалов, Прудников, Савченко, другие вратари-легионеры. Федерация футбола просто с ума сошла от такой ситуации. В 1996‑м мы получили право сыграть только 70 процентов матчей, в 1997‑м – 50, еще через год – не более 10 процентов. Лимит существует до сих пор! Я породил эту моду, я ее и убил.
«В ДУБАЕ КОРЕЯ ИГРАЛА НА 60% ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
Получив в соперники на групповом этапе ЧМ-2014 Южную Корею и Алжир, россияне и бельгийцы возликовали – группа проходная!
– Не поверите, но и в Корее очень довольны результатами жеребьевки, – смеется Сарычев. – Корейцы очень самокритичны, поэтому пока обошлось без фейерверков. Но все понимают, что выйти из группы можно. Нисколько не сомневаюсь, что и в Алжире похожие настроения. Мне это очень напоминает ситуацию, которая сложилась перед началом последнего Евро. Каждая сборная из нашей группы полагала, что может пройти дальше. Но в итоге мы даже из такой средней группы не вышли. Какой, значит, у нас уровень? Ниже среднего. А мы не можем этого признать.
Сарычев призывает не обращать внимания на результат ноябрьской товарищеской встречи между Россией и Кореей в Эмиратах, в которой наши футболисты взяли верх – 2:1.
– Жестоко разочарую того, кто полагает, что в Бразилии мы увидим повторение дубайской истории: такой Кореи вы на чемпионате мира не увидите, – уверяет Валерий. – В Дубае корейцы играли от силы на 60 процентов своих возможностей. Состав откровенно экспериментальный, не хватало ребят из Бундеслиги. Основный вратарь – в безобразной форме. Наряду с центром обороны он самое слабое место в команде.
Да и 9‑часовой перелет сказался – во втором тайме команда просто встала. Но в первом-то тайме игроки двигались, хотя не получались передачи, не клеилось в завершении атак. Россия же стояла все 90 минут, просто поджидая ошибок соперника. Если у Кореи по этому матчу я увидел какой-то потенциал, то у России – никакого. Особенно в нападении. На следующий день прочитал высказывания Капелло и обомлел. Он, оказывается, всем доволен. Хвалит Смолова и Тарасова. А я у наших никого не могу отметить, кроме Лодыгина и крайних защитников. Впрочем, кто я такой по сравнению с Капелло? Никто. Значит, не сумел разглядеть…
Знаете, на какой мысли себя поймал, когда смотрел игру? Что у меня нет симпатий ни к одной из сборных. Я не болельщик, я анализирую. И на чемпионате мира в матче россиян и корейцев тоже не собираюсь никого поддерживать. Буду болеть за футбол.
«ИХ БЬЮТ, А ОНИ МОЛЧАТ»
Футбольный агент Владимир Абрамов, специализирующийся на корейском рынке, утверждает, что тамошние тренеры частенько бьют детишек палками, чтобы лучше доходило. Поигравший за корейский «Чоннам» вратарь Юрий Шишкин в интервью «ССФ» поведал более дикую историю, как местный тренер буквально вбивал установку в головы футболистов – при помощи ботинка.
– У Шишкина был тренер старшего поколения, – вспоминает Сарычев. – У таких специалистов армейский вариант объяснения человеку задачи. Я сталкивался с подобным явлением и в первое время сильно удивлялся. Идет тренировка. Тренер дает упражнение. Игрок один раз попытался выполнить – не получилось. Второй – не получилось, третий раз – снова не так. Тренер стоит и смотрит. Он не объясняет парню, что конкретно тот делает неправильно, а просто подходит к нему – и как врежет по башке! «Я же тебе дал задание, бестолочь! Почему не выполняешь?».
В баскетболе и волейболе случались скандалы на этой почве, тренеров пожизненно дисквалифицировали. В футболе – никогда. Никто и ни разу не вынес сор из избы. Их бьют, а они опустят голову и молчат. Значит, по заслугам получают, если не жалуются?
Впрочем, ошибочно полагать, что корейцы играют исключительно из-под палки и что все тренеры в стране поголовно садисты. Это не так.
«ЗДРАВСТВУЙ, ТЫ ПОКУШАЛ?»
Мало того что в Корее боготворят Хиддинка, так еще там царит культ еды.
– Я долго не мог понять, почему корейцы при встрече всегда спрашивают, ел ли я, – рассказывает Сарычев. – «Здравствуй, ты покушал?». Потом понял: это не просто давняя традиция, но и проявление заботы о гармонии души и тела человека. Страна прошла такой период голода после войны, что люди относятся к еде с большой серьезностью. Вплоть до того, что каждый прием пищи расписан по часам. Завтрак – в 8, обед в – 12, ужин – в 18–19 часов. Если пропускал командный обед, на меня сразу налетали: «Ты что, не поел? Обязательно поешь!».
Есть блюдо, без которого не проходит ни одна трапеза, – кимчи. Квашеная в остром красном перце капуста. Мне очень нравится. Неужели вы никогда не пробовали?
«ПО СРАВНЕНИЮ С КОРЕЙЦАМИ КОМБАРОВЫ – СЕРЕДНЯКИ»
Юрий Шишкин любит рассказывать историю, как двое его корейских одноклубников на тренировке столь рьяно боролись за мяч, что тот лопнул.
– Каждый хочет доказать тренеру, что он сильнее, поэтому никто себя не жалеет, – подтверждает Сарычев. – Перед каждым занятием есть ритуал. Команда собирается в круг, и тренер ставит задачу на ближайший час: «От вас требуется максимальная самоотдача и концентрация. Вы профессионалы и получаете за это деньги». Корейцам сказали пахать – они пашут. Слово тренера для них – приказ и закон. Если надо отжаться 15 раз, каждый отожмется именно 15. Я был шокирован: да этих парней не нужно контролировать, они сами все сделают! Считается, что в России самые выносливые и работоспособные – братья Комбаровы. Так вот по сравнению с корейцами у них средний уровень физподготовки.
Заканчивается тренировка, и все также собираются в круг. Сначала тренер высказывает замечания по тому, какие упражнения ему не понравились, а что получилось хорошо. Причем обращается конкретно к каждому футболисту. Уходит главный, его сменяет помощник и высказывает уже свои замечания. Уходит помощник – его место в центре круга занимает самый старший футболист. Если заметил, что в процессе тренировки кто-то не отдается, выговаривает ему. И никто не позволяет себе послать старшего товарища, даже повысить голос. Такой менталитет: преклоняются перед старшими. Каким бы футболистом ты ни был – хорошим или плохим, если ты на год старше, тебя будут слушать.
«КОРЕЙЦЕВ В РОССИИ КИДАЛИ»
В английской Премьер-лиге играют четверо корейцев, в Бундеслиге – тоже четверо. На весь российский чемпионат – всего один представитель Кореи: ростовский нападающий Ю Бён Су. Почему наши клубы не в тренде?
– У российского чемпионата не слишком хорошая репутация среди корейских футболистов, – говорит Сарычев. – Это идет от О Бом Сока, ему не платили в «Крыльях». И от Ким Нам Иля, которого кидали в Томске. Они всем рассказали: «Там обманывают, не платят вовремя зарплату». Понимаете, для корейцев это шок. За 22 года, что работаю в Корее, не было ни единого случая, чтобы задержали зарплату или премию.
Так что если кого-то и пригласят, ребята десять раз подумают. Хотя некоторые игроки из моей команды просили замолвить за них словечко, перед тем как я поехал домой в отпуск. В «Анжи», кстати, никто никогда не просился. Вся Корея воспринимала этот проект как разбазаривание баснословных денег. Они смеялись над «Анжи». Корейцы знают, какие команды в России элитные – «Спартак», ЦСКА, «Зенит».
«ГУС ТАК И НЕ ПОЗВОНИЛ»
С нынешним наставником сборной Кореи Сарычев целый год проработал в корейской «молодежке».
– Хон Мён Бо три раза обращался к руководству федерации, чтобы меня пустили поработать с ним в связке в молодежной сборной, – рассказывает Валерий. – Может, и в первую команду когда-нибудь позовет? Мне он показался очень прогрессивным тренером – не боится ошибок и постоянно учится. Не паникер.
Хон Мён Бо играл у Хиддинка, учился у Адвоката, так что опыт у него весьма хороший. Да и результаты уже имеются. Бронзовые медали Олимпиады в Лондоне, четвертьфинал молодежного ЧМ в Египте в 2009‑м. Для сборной он – самый перспективный корейский тренер. Другой вопрос, сможет ли он стать вторым Хиддинком.
Гус в Корее и по сей день национальный герой. Его имя золотыми буквами вписано в футбольную историю страны и никогда не будет оттуда стерто. Незыблемая, непоколебимая величина.
Кстати, я вполне мог попасть в состав той сборной, которая вместе с Хиддинком заняла четвертое место на ЧМ-2002. Можно сказать, мне и гражданство оформили специально под тот турнир. Но Гус так и не позвонил. Хотя врач, работавший с командой, рассказывал потом: «Да, тебя обсуждали». Но рассматривалась ли моя кандидатура всерьез – наверное, не узнаю никогда. Да и я бы себя не вызвал на месте Хиддинка. Все-таки уже 43-й год шел, к тому же играл без крестообразной связки. Случись что, остались бы без вратаря, каким бы классным он ни был. Зачем такой риск?





